Интернет победил телевизор

Поделиться
Интернет победил телевизор © Pixabay
С 2015 г. доля украинских интернет-пользователей возросла на 14%. Теперь онлайн присутствующими являются 85% украинцев.

К Интернету как к основному источнику информации и новостей они обращаются все чаще. В 2019 г. интернет-медиа и социальные сети по популярности впервые обошли телевидение. Популярность и охват украинцев телеканалами по сравнению с прошлым годом снизились на 11% (66%). Аудиторией телевидения остаются украинцы старшего возраста (46+). Онлайн-медиа популярны среди украинцев 18–45 лет. Такие результаты ежегодного опроса "Отношение населения к СМИ и потребление разных типов медиа в 2019 г.", выполненного социологической компанией Inmind по заказу организации Internews, подтверждают трансформацию от традиционных СМИ к электронным. Это глобальный тренд в медийном секторе.

Основной целью исследования является изучение привычек украинцев, касающихся потребления медиа, а также их доверия к ним, оценка уровня медиаграмотности и осведомленности населения относительно введения реформ в Украине. В июне-июле с.г. представители Inmind опросили 4056 респондентов. Погрешность выборки не превышает 2,5%.

Получая новости из глобальной сети, потребители чаще всего отдают предпочтение службам и сервисам новостей (68%). Опрашиваемые делают ударение на росте потребления новостей, учитывая выборы президента и Верховной Рады. Из-за этого для многих понятие "новости" почти равняется понятию "политические новости". После окончания политических кампаний респонденты констатируют усталость и желание меньше потреблять новостей.

Социальная функция Интернета также становится более существенной, - в 2019 г. значительно увеличился процент тех, кто использует Сеть для общения в социальных сетях, мессенджерах и электронной почте.

Аудитория социальных сетей - это также молодежь 18–45 лет. Доля тех, кто использует Facebook, продолжает возрастать, укрепляются его позиции и как источника новостей. Украинцы активно используют Viber и Youtube, однако эти сети не так активно распространяют новостной контент. Российские социальные сети все больше теряют благосклонность украинцев. В целом российские СМИ как источник информации используют 13% украинцев.

В 2019 г. украинцы стали намного меньше доверять СМИ. По сравнению с 2018 г. доверие ко всем традиционным медиа упало в среднем на 11% и колеблется между 19% - к общенациональной печати, 22% - к местному радио и 49% - к общенациональным телеканалам. Вместе с тем общенациональным интернет-медиа доверяет 51% респондентов - наибольший показатель в этом году. Основными причинами недоверия остаются недостоверность и заангажированность новостей.

Около 80% читателей и зрителей говорят, что знают о заказных материалах в медиа, известных как "джинса". Респонденты отмечают, что умеют отличать такие материалы. Так, из 74% тех, кто знает о существовании "джинсы", 68% говорят (самооценка), что знают, как отличить заказной материал, - это на 12% больше, чем тот же показатель в прошлом году.

Однако воспитание критического мышления у взрослых остается важным шагом к созданию большей устойчивости к дезинформации. В рамках опроса этого года респонденты в разных регионах Украины прошли тест на медиаграмотность, а именно тестирование на их реальную способность отличить настоящие новости от дезинформации. Результаты теста показали, что лишь 11% респондентов смогли правильно определить разницу между настоящей и ложной информацией среди трех представленных новостей, тогда как в среднем 10% не смогли даже попытаться ответить. Две трети респондентов смогли правильно определить лишь один из трех вариантов.

По мнению респондентов, объем информирования о реформах уменьшился: такие материалы становятся менее заметными в информационном пространстве, хотя осведомленность граждан относительно прогресса реформирования страны остается важным фактором поддержки дальнейшего демократического развития. Аналитики отмечают, что в течение 2019 г. освещение двух избирательных кампаний преобладало над другими темами. По сравнению с прошлым годом, осведомленность граждан относительно реформ в энергетическом секторе возросла с 31 до 34%, в то время как показатели относительно медицинской реформы упали с 71 до 55%, а относительно пенсионной реформы - с 61 до 48%.

"Мы изучаем общенациональное отношение населения к СМИ в Украине с 2012 г., - заявила во время презентации исследования директор Internews в Украине Джиллиан МакКормак. - Как видим по результатам опроса этого года, рост роли Интернета и цифровых медиа меняет способ потребления новостей и информации в Украине. Из-за распространения дезинформации в Интернете и трудности с ее выявлением важно, чтобы качественная, непредубежденная журналистика была доступна там, где люди справляются о новостях".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме