Когда-то жвачку жевали просто для того, чтобы убить время. Теперь, если верить абсолютно беспристрастной рекламе, ее жуют по рекомендациям стоматологов. И только самые осведомленные могут утверждать, что они предаются процессу жевания в целях повышения собственного коэффициента умственного развития. По крайней мере, такую возможность им предоставили британские ученые, специализирующиеся на оптимизации процессов чтения, восприятия и усвоения.
Эндрю Щоли из Нортамбрийского университета представил на ежегодной конференции Британского психологического общества доклад, который самым недвусмысленным образом доказывает, что жевание жвачки существенно повышает способность запоминать незнакомые слова и справляться с самыми разнообразными тестами. По словам ученого, разновидность жевательной резинки — мятная, фруктовая или витаминизированная — не имеет никакого значения. Важно лишь само повторяющееся движение жевательных мышц.
Сделать такой вывод ученому позволил эксперимент, в котором приняли участие 75 человек — активных «жвачных», ситуативных и людей, вообще не увлекающихся жевательными резинками. Всем испытуемым предлагалось в течение трех минут жевать настоящую или воображаемую жвачку, а затем в течение 25 минут работать над специально разработанным тестом на краткосрочную память (запоминание слов и распознавание графических образов), а также на так называемую оперативную память (способность применять знания, необходимые в повседневной жизни). Кроме этого, у всех испытуемых измерялась частота сердечных сокращений. При этом в группе истинных любителей жвачки гораздо более высокими оказались не только результаты психологического тестирования, но и частота сердечных сокращений — в среднем на 3 удара в минуту больше, чем у нелюбителей жвачки. В группе ситуативных любителей жвачки этот показатель в среднем был на 1,5 удара в минуту выше.
По мнению д-ра Щоли, интеллектуальные способности регулярно жующих жвачку улучшаются вследствие более высокой насыщаемости мозга кислородом и глюкозой, вызванной активными жевательными движениями. Кроме того, ученый не исключает воздействия на мозговую активность дополнительных доз инсулина, который должен рефлекторно вырабатываться в организме в ответ на раздражение вкусовых рецепторов ротовой полости. В любом случае, лихорадочные движения челюстями накануне сложного экзамена не заменят добросовестную подготовку, однако длительный процесс систематической зубрежки могут несколько облегчить.
по материалам зарубежной прессы подготовила