11—12 марта 2005 года в Киеве состоялся Третий подготовительный семинар к Тринадцатому Экономическому форуму ОБСЕ «Интегрирование лиц из числа национальных меньшинств: экономические и другие перспективы». XIII Экономический форум ОБСЕ состоится в Праге (23—25 мая 2005 г.). Проблематику вопросов, которые на нем будут обсуждаться, отражает его название: «Демографические тенденции, миграция и интеграция лиц из числа национальных меньшинств: гарантирование безопасности и устойчивого развития в пространстве ОБСЕ».
В работе семинара приняли участие представители 56 стран. Специфика интегрирования национальных меньшинств в постсоветском пространстве (восточный блок) и в евро-американском пространстве (западный блок) существенно отличаются друг от друга, и это проявляется как в языково-образовательных и социально-экономических потребностях, так и в идейно-политических ориентациях, ведь национальное меньшинство — категория политическая.
О преодолении последствий депортации, ставшей специфическим признаком украинской нации, говорили в своих выступлениях народные депутаты Украины Геннадий Удовенко и Рефат Чубаров. Представитель Национального института стратегических исследований Александер Шокало поднял очень серьезную проблему социально-правового обеспечения в пространстве ОБСЕ национального меньшиства из числа украинских трудовых мигрантов, обратив особое внимание, в частности, на предотвращение торговли людьми и обеспечение избирательного права граждан Украины за границей. Проблема трудовой миграции вызвала широкий отклик. С ней связана общая для всех стран СНГ специфика интегрирования представителей их народов в пространство западного сектора, и ее решение требует мониторинга социально-трудовой сферы, формирование баз данных о трудовой миграции и законодательном обеспечении прав национальных меньшинств из числа трудовых мигрантов.
В рекомендациях семинара государствам—участникам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе внимание акцентируется на необходимости принятия правительственных решений по улучшению положения трудовых мигрантов с целью экономической, социальной и культурной интеграции.
Геннадий Удовенко и Рефат Чубаров свои выступления посвятили внутриполитической проблематике — депортации национальных меньшинств Украины в середине ХХ века, последствия которой украинский социум болезненно переживает до сих пор.
Сосредоточусь на внешнеполитическом аспекте новейшей проблемы украинского социума — массовой трудовой миграции, а именно на социально-правовом обеспечении интегрирования украинских трудовых мигрантов в пространство ОБСЕ. Оказавшись за границей, украинцы становятся национальным меньшинством, и перед ними возникает дилемма: переходить на положение эмигрантов и интегрироваться в общества стран пребывания или ждать возможности возвратиться домой, когда этому будет способствовать социально-экономическая ситуация в Украине.
Сегодня в мире, по различным оценкам, насчитывается от 150 до 175 млн. лиц (более 3% населения планеты), проживающих за пределами стран своего происхождения. Из них более 65 млн. — мигранты. Участие украинцев в глобальных мировых миграционных процессах — впечатляюще. Более 30% всех украинцев (около 20 млн.) живут за пределами Украины, являются гражданами других государств и глубоко интегрированы в их общество. А украинские мигранты составляют около 20% граждан Украины (более 7 млн.) и свыше 10% от общего количества мигрантов в мире. Среди стран-доноров постсоветского пространства Украина продуцирует больше всего трудовых мигрантов. Этот показатель особенно тревожный на фоне депопуляции украинского этноса — низкой рождаемости и высокой смертности.
Если в ХХ веке украинская нация была нацией депортированных, то в ХХІ веке она стала нацией мигрантов.
В конце 2004 года, по различным источникам, за границей находилось более 7 млн. граждан Украины. Основное количество наших мигрантов сосредоточено в странах Европы и Америки: в Аргентине — 100 тыс., Бразилии — 150 тыс., Великобритании — 70 тыс., Греции — 200 тыс., Израиле — 150 тыс., Испании — 400 тыс., Италии — свыше 500 тыс., Канаде — 150 тыс., Приднестровье (Республика Молдова) — 50 тыс. из 350, проживающих там постоянно, ФРГ — 200 тыс., Польше — более 400 тыс. (за год границу пересекает около 6 млн.), Португалии — 200 тыс., России — 3 млн., Словакии — 50 тыс., США — 500 тыс., Турции — 30 тыс., Франции — 40 тыс., Чехии — 400 тыс. Из всего количества граждан Украины за границей легализовано властью стран пребывания около 500 тыс., остальные — на нелегальном положении.
В основе миграционных процессов лежит целый комплекс причин, но главные среди них — социально-экономические. Массовая трудовая миграция украинцев стала последствием преступной политики в Украине, направленной на вытеснение социально активных граждан за пределы страны.
Миграционные процессы имеют глубокие последствия, одно из самых негативных — потеря высококвалифицированной рабочей силы, прежде всего научных кадров. В связи с выездом научных сотрудников и высококвалифицированных специалистов потери Украины составляют более миллиарда долларов США в год. (Для справки: подготовка специалиста с высшим образованием технического и естественного профилей стоит Украине около 10 тыс. долларов США, а в развитых странах эти затраты больше в 10 раз.) Таким образом, Украина инвестирует свой живой капитал в экономику практически всех развитых стран мира.
Пребывая вне сферы социальной защиты своего государства, украинские трудовые мигранты сами инвестируют в Украину около 19 миллиардов долларов США в год (каждый из мигрантов или новых эмигрантов высылает помощь своим семьям в среднем 200 долларов США в месяц, а кроме того, вкладывает средства в обучение детей, в строительство жилья, бизнес).
И хотя среди положительных моментов трудовой миграции главными называют именно это движение в Украину значительных потоков заработанных нашими гражданами средств и освоение ими культуры производства и новых производственных отношений, — социально-правовое положение наших трудовых мигрантов, тем более нелегалов, вызывает большую озабоченность. Особенно тревожит торговля нашими людьми.
Наибольшей проблемой новейшей эмиграционной волны, особенно нелегальных трудовых мигрантов, является их правовая незащищенность как со стороны Украины, так и со стороны стран их пребывания. Украинские дипломатические представительства вынуждены констатировать, что приезд украинцев на работу за границу в основном находится под контролем организованных уголовных группировок. А часто и сами мигранты становятся уголовными элементами и составляют угрозу для безопасности общества, в котором они оказываются. И если посмотреть на масштабы миграции, то можно постичь всю глубину социально-психологических деформаций украинских мигрантов за границей и их семей в Украине.
Учитывая критичность ситуации в сфере миграционных процессов в Украине, решить целый комплекс проблем украинцев новейшей волны эмиграции, в том числе и нелегальных мигрантов, пытаются украинские общественные организации за границей и в Украине. В начале 2004 г. при Всемирном конгрессе украинцев в Канаде создана специальная комиссия для борьбы с нелегальной торговлей украинцами. Эта комиссия работает в составе Комиссии по правам человека и гражданских прав ВКУ и в начале марта 2004 г. обнародовала на 48-й сессии ООН заявление, в котором подчеркнуто: «Украина является одним из крупнейших источников людей, которые становятся жертвами торговли».
Из Украины поддержку своим соотечественникам за границей оказывает Всеукраинская общественная организация «Украинская взаимопомощь». Я удостоен чести быть одним из ее инициаторов, соучредителей и соруководителей. Организация действует уже год и особую эффективность своей работы показала во время подготовки и проведения выборов президента Украины 2004 года в заграничном избирательном округе.
С 4 марта 2005 года в Украине начал действовать государственный Центр помощи украинцам за границей, программные цели которого совпадают с программными целями ВОО «Украинская взаимопомощь». Создание этого центра старанием МИД Украины стало свидетельством того, что защита прав граждан Украины за границей признана приоритетной задачей внешней политики государства.
Общественный сектор в Украине и за границей должен скоординировать свои усилия с государственными структурами Украины, чтобы добиться решения проблем социально-правового обеспечения украинских трудовых мигрантов с учетом опыта передовых стран.
В соответствии с заключительными выводами заседания Европейского совета в Брюсселе, вопросу миграции предоставлен наивысший политический приоритет, что включает, с одной стороны, необходимость остановить нелегальную миграцию, а с другой — принятие и интегрирование легальных мигрантов в европейское общество.
Поскольку для Украины, учитывая социально-экономическое положение, трудовая миграция за границу будет оставаться одним из определяющих факторов продолжительное время, нам необходимо принять концепцию национальной миграционной политики — разработать соответствующую национальную стратегию для регулирования процессов трудовой миграции.
Миграционная политика Украины должна обезопасить государство от потоков нелегальной миграции из третьих стран, обеспечить защиту прав украинских граждан за границей, то есть гарантировать своим мигрантам легализацию и интеграцию в цивилизованные общества на правовой основе, а также создать условия для их возвращения домой.
Трудовая миграция — глобальное мировое явление, она сказывается как на странах-донорах, так и на странах-реципиентах. Демографическая ситуация в Украине как в стране-доноре значительно хуже, чем в других странах-донорах. Во-первых, часть трудовых мигрантов из Украины в процентном отношении к количеству населения — самая большая по сравнению с другими странами. Во-вторых, в Украине неуклонно сокращается численность населения из-за резкого сокращения рождаемости и роста смертности. Поэтому образовавшийся в нашем обществе демографический вакуум неминуемо заполняют иммигранты из третьих стран со стабильным естественным приростом населения, которые являются традиционными поставщиками рабочей силы в мире. Но они — носители других обычаев и культурных традиций, другого менталитета, и из-за засилия иммигрантов могут происходить необратимые процессы в нашей культуре, в мировоззрении, во всем общественном естестве.
С целью сохранения демографического баланса в украинском обществе необходимо выработать национальную стратегию переселения в Украину украинцев, прежде всего с постсоветского пространства, обеспечив этот важный для будущего Украины процесс надлежащей информационной и правовой базой. Такую стратегию успешно осуществляет Казахстан.
Для Украины, транзитного государства и вместе с тем поставщика собственных нелегальных мигрантов, безотлагательным является вопрос о срочном заключении со странами пребывания украинских граждан двусторонних соглашений об их временном трудоустройстве.
У нас уже есть пример сотрудничества в этой сфере с Португалией, которая первой из европейских стран пошла навстречу Украине в решении проблем временной миграции наших граждан. Соглашение между правительствами Португалии и Украины о временной миграции украинских граждан для работы в этой стране гарантирует реальную социальную защиту наших людей наравне с португальскими гражданами. На очереди подобное соглашение с Испанией.
Но главная задача Украинского государства — создать необходимые для людей социально-экономические условия и обеспечить возвращение трудовых мигрантов на родину, где так нужны, особенно сейчас, социально активные граждане и высококвалифицированные работники.
Особенно высокую социальную активность украинские граждане за границей проявили во время проведения выборов президента Украины 2004 года в зарубежном избирательном округе. Украинские избиратели в Украине и вне ее границ засвидетельствовали, что гражданское общество — это не обязательно формализованный институт, это прежде всего гражданская инициатива и гражданская политическая свобода.
Гражданская активность украинских трудовых мигрантов на выборах 2004 г. особенно заострила проблему правового и социального обеспечения нашего среднего класса, вынужденно оказавшегося за границей. Но обязанность Украинского государства состоит не только в том, чтобы обеспечивать своим гражданам условия для реализации ими своего избирательного права за пределами родины и содействовать их интеграции в другие общества, а прежде всего в том, чтобы максимально гарантировать каждому гражданину социальную защиту и все человеческие права у себя дома.
А что касается ОБСЕ, призванной заниматься проблемами безопасности, социально-правовой защиты, предотвращать торговлю людьми, — то эта структура должна выработать рекомендации правительствам стран-доноров и стран-реципиентов и международным общественным организациям относительно общего решения проблем национальных меньшинств из числа трудовых мигрантов.