Иногда, когда набираешь в Word скучные тексты, ищешь для них статистику Googl и придаешь желаемый вид картинкам с помощью Photoshop, вдруг возникает подозрение, что разговоры о «глобальном информационном селе» современного мира не такие уж и фантастические. По крайней мере с точки зрения информационных технологий различие между «здесь» и «там» если и не исчезло, то стремительно стирается. Нет, конечно, лицензионное целомудрие, то есть лицензионная чистота программных продуктов в Украине может вызывать сомнения — ибо после долгой «евровизионной» зимы в киевских подземных переходах несмелыми подснежниками опять прорастают раскладки с доступными по цене компакт-дисками и DVD. И соединение с Интернетом (откуда качают «пиратку» «там», где даже на самых отдаленных станциях метро нет таких хороших раскладок) у нас не так чтобы слишком широкое. Но все эти подробности вообще ничего не значат — так, «национальные особенности», не более того. Ведь цели, способы и даже инструменты обработки информации у нас одинаковые. Мы учимся, работаем и играем вроде бы на тех же самых компьютерах, используем те же программы, что и весь цивилизованный мир. Однако, если посмотреть статистику, оказывается, все не совсем так. По крайней мере, в отношении игр.
Поскольку в тех же США, которые, что ни говори, но все же какой-то там флагман, рынок игр для персональных компьютеров в 2004 году составлял 1,1 млрд. долларов (за 45 млн. проданных копий), что, кстати, на 0,1 млрд. меньше, чем в 2003-м. В то время как игр для игровых консолей было продано на 5,2 млрд. (за 160 млн. копий), что на 0,3 млрд. долларов больше, чем в 2003 году. То есть компьютерные игры заняли немногим более 15% рынка электронных игр в общем, и очевидной является тенденция к их дальнейшему вытеснению. Вот такие надои вместе с урожайностью. При этом погоду в упомянутой сфере делают отнюдь не подростки, склонные к «тупым стрелялкам», — возраст «среднего геймера» — 30 лет, а «игровой стаж» — около 9,5 года. Можно, конечно, пробурчать нечто о впадении в детство, но статистика от этого не изменится.
Конечно, в рынок, где вращаются такие средства, основные игроки не скупятся и вкладывать. Как следствие — прогресс игровых приставок сегодня приобрел темпы просто нереальные. Например, Xbox 360, новую приставку от Microsoft, оснастят процессором, состоящим из трех ядер, каждое из которых будет работать с частотой 3,2 гигагерца. Для сравнения — «одинарный» процессор с такой частотой до сих пор считается фактически «верхом совершенства» в секторе дорогих персональных компьютеров. При том, что конкуренты, в частности Sony, в начале следующего года выпустят приставки с как минимум в два раза более высокой вычислительной мощностью. Измерять ее придется в терафлопсах (триллионах операций в секунду). По сей день эти единицы использовались исключительно для суперкомпьютеров.
Тем не менее ни для кого не тайна, что как в Украине, так и в странах ближнего зарубежья игровые приставки бум сейчас, мягко говоря, не переживают. Конечно, они неплохо продавались в начале 90-х, когда в России активно раскручивались брэнды Dendy и Kenga. На самом деле это были нелегальные клоны приставки NES от компании Nintendo, которые изготовлялись в Азии и комплектовались контрафактными же игровыми картриджами еще более туманного происхождения. До определенного времени Nintendo внимания на это не обращала, но когда бизнес достиг уж вовсе неприличных масштабов (за месяц на эсэнгешном рынке продавалось свыше 100 тыс. приставок), «Стиплеру», компании, поставлявшей Dandy, пришлось заключить сделку с Nintendo. Цена «белых» приставок вместе с лицензионными картриджами, которые шли «в нагрузку», стала, с точки зрения российского и украинского пользователя, неприемлемо высокой, а вскоре и «Стиплер» закрылся. Появление сравнительно массовых и сравнительно недорогих персональных компьютеров с нелегальным программным обеспечением забила последний гвоздь в гроб тогдашнего поколения игровых консолей, и ситуация в практически неизменном виде законсервировалась до сих пор.
Объяснить продолжительное «наличие отсутствия» игровых приставок на украинском рынке в общем несложно. Дело в том, что собственно сами приставки, «железо» продаются по цене, близкой к себестоимости (а кое-кто утверждает, что и ниже). Производители зарабатывают в большинстве своем на продаже собственных игр или же на получении роялти за продажу игр, разработанных для их приставки другими компаниями. Очевидно, ни для кого не секрет, что продажа лицензионных игр — занятие не слишком благодарное во всех эсэнгешных странах. В особенности, когда они выпускаются западными, а не российскими компаниями, и цена их переваливает за 50 безусловных единиц. Соответственно, не возлагая особых надежд на украинский рынок, производители приставок и не тратятся у нас на рекламу, создание собственной сети дистрибуции и прочие формальности, без чего массовая продажа такого товара фактически невозможна. Все же не хлеб и не вода, а такая вещь, в необходимости которой пользователя еще и убедить нужно. Хотя, говорят, попробовав приставку, любители динамичных игр на компьютер уже и смотреть не желают. Но ведь сначала все равно нужно попробовать... А на сегодняшний день в Украине имеется, по разным оценкам, от одного до трех миллионов персональных компьютеров. При этом большинство их владельцев убеждены, что как для работы, так и для игры компьютера вполне достаточно. И не существует ни одной компании, которая бы задалась целью убедить их в необходимости купить еще и приставку. Любопытно, что даже при условии, мягко говоря, незначительного количества проданных в Украине современных игровых приставок пиратские диски для них все равно есть в продаже в интернет-магазинах по цене в 20—30 гривен. Трудно заподозрить, что из этих немногочисленных гривен кто-то кому-то платит какое-то роялти. В конце концов даже в соседней России официально продаются только приставки от Sony. Остальные, в том числе Microsoft и Nintendo, не считают этот рынок достойным внимания.
Так неужели все так безнадежно для игровых приставок на пространствах «бывшей одной шестой»? Трудно сказать. При условии функционирования настоящей бизнес-модели, скорее всего, ответ будет утвердительным. Хотя, конечно, возможны и варианты. Например, портативные игровые приставки — это, в сущности, карманные компьютеры с несколько непривычным для КПК дизайном, но очень приличными техническими показателями и со смешной ценой — около 200—300 «вечнозеленых». Это за машинки, чья функциональность не уступает топовым моделям КПК, цена которых легко зашкаливает за отметку 500. Единственная проблема — отсутствие надлежащего программного обеспечения. Хотя в Интернете ходят упорные слухи, что по крайней мере к одной из портативных игровых консолей — Sony PlayStation Portable — будет выпущен браузер, клиент электронной почты и текстовый процессор. И что корпорация-производитель с пониманием отнесется к желанию посторонних программистов создать любой софт, который может быть полезен для потребителей. Известно также о выпуске вскоре GSM-модуля для этой консоли, что позволит ей конкурировать не только с КПК, но и со смартфонами. Конечно, цены на портативные консоли в Украине будут не в лучшую сторону отличаться от азиатских или американских. Официально к нам эти товары и не поставляются. Но при наличии спроса даже нынешняя «граница на замке» не остановит тех, кто пожелает осчастливить украинских пользователей. Даже если придется платить соответствующую таможенную пошлину. А если еще кто-то, с умелыми рукам и туманным местонахождением, все «неигровое» программное обеспечение научится копировать и продавать по «доступной цене» — вот тогда-то в Украине и начнется бум продажи игровых приставок.