Игорь Кон: «От сосны до телеграфного столба», или Все о сексуальностях XXI века

03 октября, 2008, 13:26 Распечатать Выпуск № 37, 3 октября-10 октября 2008г.
Отправить
Отправить

Хмельной науки «сухой» закон — Всю сексуальность придумал Кон! Студент из прошлого Столб — хорошо, сосна — интереснее...

Хмельной науки «сухой» закон —

Всю сексуальность придумал Кон!

Студент из прошлого

Столб — хорошо, сосна — интереснее. Столб — отредактированная сосна, сосна — индивидуальность, еще не утратившая своей неповторимой специфики. Индивидуальность, как мы когда-то узнали, важнее государства. Государство — противник свободы. Свобода — светофор с тремя огнями сразу. Секс — дело вкуса. Сексуальность — не деторождение. Женское тело — красиво, мужское — божественно. Сексуальная озабоченность — хорошо, плохо, если наоборот.

Думаете по-другому? Арона Вигушина хоть раз слышали? Слегка перефразирую: у вас есть собственное мнение? Значит, вы с ним не согласны.

Кто не знает Игоря Кона? Немедленно поднимитесь и сходите ну… хотя бы в библиотеку Киевского национального университета имени Т.Шевченко. Читальный зал — подняться на два пролета вверх и повернуть направо. Тряхнуть стариной, своровав стул в соседнем зале, или усесться на подмостки — выбор за вами. На этот раз два часа времени действительно стоят если уж не свеч… то стульев.

Все, что мы хотели знать о сексе, но не у кого было спросить — Вуди Алан-то живет далеко…

Название лекции, прочитанной Игорем Семеновичем Коном студентам и студенткам социологического факультета, — «Сексуальности ХХІ века». Почему же такое монозначное слово, как «сексуальность», в нынешнее время зазвучало во множественном числе?

/img/st_img/2008/715/716-19.jpg
/img/st_img/2008/715/716-19.jpg
— Да потому, что разные бывают сексуальности. Главные тенденции современного развития — индивидуализация и плюрализация неодинаковых культур и совершенно разных стилей жизни, именно поэтому правильно говорить не о сексуальности, а о сексуальностях, не о сексуальной культуре, а о сексуальных культурах. Конечно, эти вопросы возникли перед нашим обществом с началом так называемой сексуальной революции, удачно начавшейся в конце прошлого века и более или менее активно продолжающейся сейчас. Всем известно, что исторической родиной ее есть столь ненавистный нам когда-то Запад. Там сексуальная революция, как это и полагается, состоялась ярко, открыто и вполне демонстративно. У нас она проходила тоже и, стоит отметить, не менее активно. Другое дело, что в советско-постсоветских странах все это делалось «под ковром» и общество само себе же вторило, что ничего не происходит вообще. Естественно, изменения, вызванные сексуальной революцией, повлекли за собой череду однозначных статистических данных, таких как снижение возраста сексуального дебюта, уменьшение разницы в этом отношении между мужчинами и женщинами, популяризация эротики и т.д. Для одних это может означать конец света, другие же считают, что это замечательно.

Какие первые признаки «полового созревания» общества?

— Прежде всего, одно из наиболее сложных явлений в этой сфере — способность четко разграничивать сексуальность и репродуктивную функцию. Рассмотрение человеческой сексуальности в терминах репродуктивного здоровья импонирует спонсорам и грантодателям, но методологически оно ошибочно. На индивидуально-психологическом уровне так было всегда. Люди, как и животные, спариваются не для размножения, а для получения удовольствия (у животных, кстати, сексуальность — полифункциональная). Однако в прошлом эта сторона дела всячески вуалировалась и приглушалась. В XX веке положение изменилось. Общественное сознание приняло тот факт, что сексуальность не направлена на деторождение, не нуждается в легитимации и является самоценной. Естественно и то, что деторождение — процесс довольно трудоемкий, и природа компенсирует это удовольствием. Не будет удовольствия, понятное дело, никто не будет заниматься такой тяжелой работой. Еще одним важнейшим фактором в этом вопросе есть лояльность общества к однополой любви. Замечу, до этого нам еще далековато.

Не последнюю роль в сокрытии «приятной стороны дела» во все времена играла церковь…

— Христианская мораль отрицает чувствительность в принципе. И сейчас выступает против контрацепции не менее яростно, чем против абортов, потому что речь идет не только о праве человека воспрепятствовать рождению новой жизни, но и о признании этой самой «приятной стороны дела». В наше время разделение сексуальности и репродукции обрело также и материальную базу. Во-первых, стало толчком для развития качественной современной контрацепции, и это, в первую очередь, крайне важно для женщин — заниматься сексом, не боясь зачатия, куда приятнее (если только речь не идет о супружеской паре, мечтающей о детях). Мужчинам в этом плане намного проще — мавр сделал свое дело, мавр может идти.

С другой стороны, генная инженерия создает потенциальную возможность зачинать детей, грубо говоря, «в пробирке», с заранее запрограммированными наследственными данными, при этом папа с мамой никогда не встречались и никаких удовольствий не испытывали. Не думаю, что это когда-либо приобретет широкий размах, «старый способ» имеет ряд преимуществ. Но к этому нужно добавить другие достижения биологии, например, возможность заранее узнавать пол малыша, а затем, возможно, и контролировать его. Благодаря достижениям сексофармакологии (имеем в виду препараты типа виагры), существенно расширяются возрастные рамки сексуальной активности: люди смогут испытывать сексуальные радости чаще и дольше, чем в недавнем прошлом. Биологические причины мужской импотенции и женской аноргазмии оказываются преодолимыми, поддающимися коррекции. Вместе с тем, чтобы продолжать сексуальную жизнь до старости, нужно заботиться о поддержании не только потенции, но здоровья, красоты и культуры тела в целом. Причем это в равной мере касается мужчин и женщин. Стоит отметить, что таким образом сексуально обездоленными остаются бедные и необразованные слои населения (порой — целые общества), ведь для того, чтобы иметь (и, что немаловажно, — качественно поддерживать) так называемый товарный вид, нужны средства, зачастую немалые.

Правильно ли разграничивать сексуальность на «мужскую» и «женскую»?

— Безусловно, сдвиги в сексуальной культуре неразрывно связаны с изменениями в системе гендерного различия. Есть мужчины и есть женщины, эти понятия являются антиподами. Соответственно, отдельно существуют понятия мужской и женской сексуальности. Если мужчина — существо сексуальное по всем показателям (так было всегда), то положение женщины в этом плане весьма противоречивое. Факт, что сексуальная революция второй половины XX века на Западе была прежде всего женской революцией. Идея равенства прав и обязанностей полов в постели — плоть от плоти общего принципа социального равенства. И как ни крути, тут мы имеем больше вопросов, чем ответов. Когда в Петербурге, по данным репрезентативного опроса 1996 года, отсутствие или редкость сексуального удовольствия признали 5% мужчин и 36% женщин, это можно объяснять не только особенностями прошлого советско-российского стиля жизни.

Возможно, корни этой и многих других сопутствующих проблем кроются в истории, ведь довольно продолжительными были времена, когда женщина порой являлась лишь существом для вынашивания ребенка, а сохраненное до весьма зрелых лет целомудрие — признаком наивысшей благородности. Общественная мораль долго и упорно учила нас, что порядочная девушка не может испытывать сексуального желания и получать удовольствие от близости с мужчиной. Да что тут говорить, если считалось, что якобы и на супружеском ложе жена вступала с мужем в интимную связь чуть ли не насильно. Хотя нельзя не вспомнить о более давних временах: в частности, древнегреческая и древнеиндийская мудрость гласят о том, что женщина испытывает в десять раз больше удовольствия, нежели ее партнер. Правда, рассказывают об этом преимущественно одни мужчины.

Получается, женщина — главный генератор общественных изменений?

— Женская психика изменяется сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская. А любые радикальные социальные изменения, как известно, осуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в данном случае — женщины. Женщины шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с мужчинами. Сравнительно-исторический анализ динамики сексуального поведения, установок и ценностей за последние полстолетия показывает повсеместное резкое уменьшение поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числе сексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т.д. Положение в разных странах зависит не столько от уровня их социально-экономического развития, сколько от степени социального равенства полов. Но нельзя забывать и о том, что равенство — не есть одинаковость. Эти сдвиги, несомненно, будут продолжаться и дальше.

С этим связано обострение многих старых и появление новых психосексуальных проблем. Появление женской гормональной контрацепции дает женщинам небывалую власть над репродуктивными процессами. Сегодня для решения этого вопроса женщине вовсе не нужно согласия мужчины, зачастую это происходит даже без его ведома. Массовое распространение и популярность таких ранее запретных в сексе позиций, как «женщина сверху» и куннилингус, повышая сексуальное удовольствие обоих партнеров, является символическим ударом по так называемому фаллоцентризму. Современные молодые женщины ожидают от своих партнеров не только высокой потенции, но и понимания, ласки, нежности, которые в прежний мужской «джентльменский набор» не входили. В результате традиционная поляризация мужской и женской сексуальности корректируется принципами основанного на взаимном согласии партнерского секса.

В чем же все-таки заключается сексуальность мужская?

— Современная общественность нынче сама отвечает на этот вопрос. И весьма интересно, между прочим. Принято же считать, что главный принцип мужской сексуальности — количественный: больше женщин. Больше женщин — больше секса. К этому принципу можно отнести и размеры члена, силу эрекции. Почти каждый юный Вертер по-прежнему втайне завидует Дон Жуану. Многие юноши ассоциируют взрослость с началом сексуальной жизни, причем «мужественность» отождествляется с потенцией, а ее реализация — с агрессией и насилием.

Важнейшая психологическая черта молодых мужчин, ведущих интенсивную сексуальную жизнь и имеющих связи с большим количеством женщин, — любовь к новизне и риску, которой сопутствуют физическая привлекательность, эмоциональная раскованность и повышенный уровень тестостерона. Иными словами, эти молодые люди сексуальнее своих сверстников и полнее персонифицируют в себе традиционные ценности так называемой маскулинности — предприимчивость, смелость, раскованность, любовь к риску и т.д. Возраст сексуального дебюта и индивидуальный стиль сексуальной активности старшеклассников, включая «любовь к риску», находятся на одной линии как со степенью их физической зрелости (точнее — с тем, как они ее воспринимают), так и со стремлением скорее добиться желанного статуса «взрослости», причем это верно и для парней, и для девушек. Отсюда делаем вывод, что те же самые качества, которые дают молодым людям определенные социосексуальные преимущества, одновременно являются факторами риска (развязное поведение, склонность к наркотикам, алкоголизму и сексуальному насилию). Это играет весьма значимую роль для выработки стратегии как сексуального, так и всякого прочего воспитания и образования молодежи, особенно — для борьбы с наркоманией, СПИДом…

Весьма существенным остается вопрос о том, с какой все-таки женщиной юноше лучше становиться мужчиной. Бытует мнение, что первой любовницей ни в коем случае не должна быть проститутка. Насколько же оно оправданно? На самом деле барышня так называемого легкого поведения, заботясь, в первую очередь, о себе, заодно подстрахует и клиента. В то время как постоянно жаждущая острых ощущений «любительница», у которой на первом месте только удовольствие и ничего, кроме удовольствия, вряд ли подумает даже о собственной безопасности, не говоря уже о защите партнера.

Сексуальная революция, свершившаяся некоторое время назад, продолжается и по сегодняшний день. Но достигает ли ее быстрых темпов уровень развития полового воспитания молодежи?

— Этот вопрос нынче особенно актуален, ведь революционерами в любой революции всегда были, есть и будут молодые люди. Снижение возраста первого сексуального опыта и частичная независимость подростковой и юношеской сексуальности от контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства создает множество опасных ситуаций, прежде всего — нежелательных беременностей, абортов и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), последнюю угрозу особенно серьезной сделал СПИД.

В 1970-х годах раннее начало сексуальной жизни повсеместно соотносилось с различными «плохими» поступками и «ветреным» поведением (плохая успеваемость, пьянство, хулиганство, конфликты с учителями и родителями и т.д.). В дальнейшем эта взаимосвязь потихоньку ослабела. Хотя, действительно, раннее начало сексуальной жизни часто сочетается у подростков с проблемным поведением и стремлением скорее повзрослеть, оно зависит как от социальных условий, так и от индивидуальных, личных особенностей подрастающего человека. Это необходимо учитывать в практике сексуального просвещения.

Известный факт, что человека категорически невозможно заставить сделать что-то помимо его воли. Так, убедившись в бесплодности запретов и неэффективности семейного сексуального образования, большинство западных стран в конце XX века пошло по пути создания общественных систем сексуального просвещения детей и подростков. Хотя в большинстве стран службы сексуального просвещения еще не настолько развиты, насколько этого бы хотелось, и к тому же плохо согласованы друг с другом, они уже дают положительные результаты, особенно в том, что касается уменьшения количества абортов и профилактики ИППП и ВИЧ-инфекции. Те страны, которые с этим запоздали (США, например), «довольствуются» значительно худшими демографическими и эпидемиологическими показателями. Хочется еще раз сделать ударение на том, что акцент в процессе полового воспитания должен делаться не на запретах, а на убеждении. Особенно это касается постсоветских стран, где сексуальное просвещение вообще практически отсутствует.

Можно ли выделить такой феномен как «русская сексуальная культура»?

— Историческая традиционная русская сексуальная культура как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Жесткий патриархатный порядок, логическим завершением которого была пословица «не бьет — не любит», сочетается с фемининным национальным характером и синдромом «сильной женщины». Откровенный крестьянский натурализм, не знающий закрытости и интимности, соседствует с суровым православным аскетизмом. Разобщенность телесности и духовности проявляется и в языке, и в телесном каноне, и в представлениях о любви.

Начиная как минимум с ХVII века, все цивилизационные процессы в большинстве славянских стран проходят под влиянием и во взаимодействии с Западом, «цивилизация» воспринимается как европеизация и вызывает прямо противоположные чувства. Одни видят в этом прогрессивную индивидуализацию и обогащение жизненного мира, а другие — разложение и деградацию. Всевластие бюрократического государства и отсутствие четкого разграничения публичной и частной жизни затрудняет формирование автономных субкультур, являющихся необходимой предпосылкой сексуального, как и всякого другого, плюрализма и терпимости. Отношение к сексуальности и эротике, например, в России всегда политизировано и поляризовано, а реальные проблемы частной жизни при этом нередко теряются. Одна из основных наших проблем заключается в том, что сложные и противоречивые тенденции общественного развития все так же примитивно объясняются «падением нравов», влиянием «растленного Запада», происками западных спецслужб и фармацевтических компаний. Реальные трудности, а их сегодня особенно переживает страна, при этом мистифицируются и усугубляются.

Справка «ЗН»

Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. В 1947 году окончил исторический факультет Ленинградского педагогического института имени А.Герцена и две аспирантуры: по новой истории и по философии. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, почетный профессор Корнеллского университета, доктор honoris causa университета Серрей. В конце XX — начале XXI века большинство работ И.Кона посвящено сексологии, особенно проблемам гомосексуальности. В 2004 году Всемирная сексологическая ассоциация удостоила его Золотой медали за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК