Проблемы, возникающие между подрастающим поколением и бабушками с дедушками, волнуют многих. Старшее поколение нередко твердо убеждено в своей правоте лишь на том основании, что оно старше и опытнее. Однако вряд ли бабушка или дедушка, допустившие ряд педагогических промахов в воспитании собственных детей, с возрастом полностью откажутся от своих жизненных принципов. Между тем нередко случается так, что основные заботы по воспитанию подрастающего поколения по тем или иным причинам ложатся именно на плечи бабушек и дедушек.
Российский психолог Л.Панкова разработала для старшего поколения, занятого воспитанием внуков, тест «А хороший ли я воспитатель?». Вопросы несложные, а предлагаемые ситуации встречаются в любой семье. Главное, чтобы бабушка или дедушка согласились ответить на них правдиво. Ведь уже одно это говорит о готовности что-то изменить, а значит, есть шанс наладить конструктивный диалог. Не менее, а может быть, и более полезным этот тест будет для родителей.
1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Ваши действия:
а) первым делом накажете ребенка;
б) выясните, почему произошла драка, и после этого определите меру наказания;
в) прежде всего поговорите с классным руководителем.
2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваши действия:
а) подзатыльник;
б) раздраженная фраза: «Уходи отсюда, обойдусь без твоей помощи!»;
в) постараетесь успокоить ребенка, ведь скорее всего, он сделал это не нарочно.
3. Вы наказали ребенка, а потом поняли, что поступили несправедливо. Ваши действия:
а) промолчите, чтобы не уронить свой авторитет;
б) извинитесь перед ребенком;
в) не просто извинитесь, но и попробуете объяснить, почему именно вы так поступили.
4. Ребенок требует внимания, одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали. Ваши действия:
а) прерываете его фразой: «Дай хоть немножко отдохнуть»;
б) отвечаете не думая, несерьезно, лишь бы ответить;
в) объясняете, что очень устали, и просите перенести разговор на другое время, которое тут же и назначаете.
5. Ребенок просит помочь ему написать сочинение. Ваши действия:
а) напишете черновик, чтобы потом ребенок переписал его;
б) строго скажете: «Работай сам! Только так можно чему-нибудь научиться»;
в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
6. Ребенок просит купить ему аквариум с рыбками (завести кота, собаку):
а) «Ни в коем случае, это только отнимет у тебя время!»;
б) «Что ж, давай, раз тебе этого так хочется, я помогу тебе ухаживать за аквариумом»;
в) «Прежде всего подумай, все ли ты предусмотрел и насколько серьезно твое стремление. Рыбок мы купим, но помни, что ухаживать за ними придется тебе и только тебе».
Если все шесть раз вы выбрали вариант «в», то вы — неплохой педагог и психолог. Критически оцениваете себя и поведение внуков, не кичитесь своим возрастом и жизненным опытом. В то же время у вас хватает мудрости поступать так, чтобы не поломать личность ребенка, чтобы он, будь ему два года или 15 лет, все так же стремился поговорить с вами, уважал и ценил вас. Смело можете давать советы по воспитанию своим детям, у них есть, чему поучиться у вас.
Если в шести вопросах вы выбрали вариант «в» хотя бы три раза, то вам необходимо в чем-то пересмотреть свои убеждения и привычные способы реагирования. Они не всегда идут на пользу внукам и тем более не способствуют вашему взаимопониманию. Нельзя сказать, что вы — плохой воспитатель. Может быть, вас подводит излишняя эмоциональность, и вы сначала импульсивно действуете, а потом жалеете об этом. Возможно, вы слишком устаете из-за того, что пытаетесь браться за все дела в доме, хотите все успеть и считаете, что дети без вас просто пропадут или сделают что-то неправильно. Почаще вспоминайте: самое главное, что вы можете дать младшим поколениям — это ваша мудрость, спокойствие и любовь. А любовь мудрого человека никогда не бывает слепой.
Если вы выбрали вариант «в» менее трех раз, то стоит всерьез задуматься над вашими педагогическими приемами и методами воспитания. Если вы готовы пересмотреть ваши позиции в нелегком деле воспитания внуков, то вот первый совет: почаще вспоминайте себя в детстве. Это нелегко, но необходимо. Вспомните, как вы вели себя во время конфликтов с родителями или со старшим поколением. Проживите те давние ситуации еще раз как можно более полно, вспомните свои ощущения, слова, чувства. Какой была реакция со стороны взрослых? На какую реакцию вы тогда рассчитывали? А теперь сравните себя маленького с вашими внуками, и постарайтесь понять, что можно изменить или дополнить в ваших отношениях.