В последнее время в обиходе харьковчан появилось новое название - Танкоград. Григорий Малюк, заместитель министра, генеральный директор объединения «Завода им. Малышева» убежден - это отнюдь не случайно:
- В Харькове находится КБ им.Морозова по конструированию боевых машин, здесь же - КБ по танковым дизелям, которые по своим характеристикам сейчас лучшие в мире, а также мощнейшее производство как дизелей, так и основных элементов танка. Есть прекрасная испытательная база и полигон, танкоремонтный завод, танковое училище. Харьковчане ожидают создания на его базе института по подготовке специалистов для бронетанковых войск. Харьков - это поистине танковая столица Украины.
А началось все 70 лет назад, когда на базе тогда еще тепловозостроительного завода была организована первая группа конструкторов для создания и дальнейшего производства первого отечественного танка. Об истории КБ им.Морозова рассказывает главный конструктор Михаил Борисюк:
- В качестве образца была взята конструкция американского танка, закуплена лицензия, но в производство эта машина так и не пошла. Заключение первого КБ было однозначным: транспортная машина с высокой скоростью, но для боя не годится. Практически за 2,5 года от иностранной конструкции не осталось и следа, и в 1931 году началось серийное производство отечественного танка. А еще через несколько лет в Харькове появляется гусеничная машина с мощным дизельным двигателем, легенда второй мировой войны - Т-34.
В послевоенные годы здесь же, в КБ им.Морозова, был создан танк третьего поколения с классической компоновкой и высокой защитой - впервые установлен автомат заряжания, изменена численность экипажа. Танк по своим характеристикам опередил зарубежные аналоги.
После распада СССР появился Т-84. За свою неудержимость в преодолении препятствий его называют «летающим». Благодаря этому танку Украина в сравнительно короткие сроки вошла в пятерку крупнейших стран-экспортеров оружия.
Этот танк, оснащенный мощным современным вооружением, имеющий надежную броневую защиту, по сути дал «Заводу
им.Малышева» второе дыхание. Получив выгодный пакистанский заказ, объединение вышло из кризиса и стало наращивать мощности. В облгосадминистрации поспешили сообщить: впервые за последние годы в Харькове остановлен спад производства и замечен рост объемов. Но приостановка поставок башен из России заставила вчерашний флагман машиностроения поволноваться. Был взят ориентир на изготовление украинской башни. Предлагались разные варианты, на призыв малышевцев к сотрудничеству готовы были откликнуться многие украинские предприятия. И все же выход был найден дома: КБ им.Морозова предложило сварно-катанную конструкцию башни.
Свой сварочно-сборочный цех малышевцы называют сегодня передней линией пакистанского контракта: именно здесь организовывается производство новой башни. Еще три месяца назад вокруг были котлованы, ямы, бетон, ныне вовсю кипит работа. Из Мариуполя, где когда-то было производство литых башен и откуда теперь будут поступать броневые листы, доставлено оборудование. Оно уже освоено, идет обучение кадров. Требуется жесткое качество, а значит, и доскональное владение высокоэффективной технологией, специальной оснасткой и инструментом.
Процесс создания танка весьма трудоемкий и длительный. Так, только на изготовление корпуса отводится 45 суток. Но малышевцы убеждены: скоро на танк будет поставлена башня новой конструкции, третья партия машин уйдет в Пакистан вовремя.
На эти выходные в Харьков съедутся гости. Свое 70-летие празднует КБ им.Морозова, танкоград готовится ко Дню танкиста. Но даже в юбилейные дни малышевцы в работе. Они готовы к заключению новых контрактов как на выпуск новой техники, так и на модернизацию танков Т-55, Т-72. Есть свои наработки у конструкторов, производственники взвешивают и обдумывают предложения по созданию совместных предприятий с западными фирмами. Во время пребывания в Харькове свое содействие в создании СП пообещал министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко.
В начале октября заводские специалисты намерены посетить Францию. В их портфеле есть весомое преимущество - двигатель мощностью 1200 л. с., не имеющий аналогов в мире, - малогабаритный, многотопливный, аппозитный, со встречными движущимися поршнями.
Среди пожеланий танкостроителей есть еще одно - получить право самостоятельно, напрямую экспортировать свою технику, конечно, под контролем державы. В этом они усматривают один из путей упрочения своих позиций на мировом рынке вооружений.
Танк Т-84 оснащен мощным современным вооружением. Новая пушка калибра 125 мм отличается повышенной точностью стрельбы. Боевая скорострельность - 7-9 артиллерийских выстрелов и 2-3 пуска ракеты в минуту. На дальности 5 тыс. метров вероятность попадания 0,8-0,9. Для поражения живой силы и легкобронированных целей противника служит спаренный с пушкой пулемет. Его калибр - 7,62 мм.
12,7 мм - калибр автономной специализированной зенитной пулеметной установки закрытого типа.
Без каких-либо ограничений танк может вести боевые действия в самых экстремальных условиях. Система охлаждения позволяет эксплуатировать танк без ограничения скорости и нагрузочного режима при температуре окружающего воздуха до +55°С. Благодаря применению многоступенчатой системы воздухоочистки кассетного типа, танк может преодолевать в пустыне, без обслуживания кассет, до 1 тыс. км, в районах европейской части - до 6 тыс. км. Танк без какой-либо подготовки с ходу преодолевает водные преграды глубиной до 1,8 метра. Для продвижения на глубине до 5 метров используется оборудование подводного вождения. Выбравшись из воды, танк может сразу же вести боевые действия без остановки для монтажа съемного оборудования. Двигатели на Т-84 мощностью 1200 л.с. дают возможность танку массой в 46 тонн легко двигаться по пересеченной местности, по горным дорогам. Трансмиссия обеспечивает разворот танка на месте вокруг своей оси всего за 10 секунд. Т-84 легко преодолевает подъемы крутизной до 32 градусов и рвы шириной до 3 метров. Максимальная скорость - 65 км в час. Запас хода без дозаправки топлива - до 500 км.