«Грантоеды» или кирпичики гражданского общества?

10 февраля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 5, 10 февраля-17 февраля 2006г.
Отправить
Отправить

Общественные, или как их еще называют «неправительственные», организации (сокращенно НПО) являются формой самоорганизации граждан...

Общественные, или как их еще называют «неправительственные», организации (сокращенно НПО) являются формой самоорганизации граждан. Цели таких организаций могут приобретать огромный спектр значений и зависят от основателей. Это может быть как объединение по интересам, хобби или спортивным увлечениями (именно такие НПО были распространены в СССР), так и организации, задача которых — влияние на экономическую политику отдельных субъектов (например, профсоюз), региона или государства в целом (например, союз предпринимателей). Самое главное, что отличает неправительственные организации, это неприбыльность, в отличие от бизнеса, и неподчинение государственной бюрократии.

История НПО в странах развитой демократии берет свое начало от союзов ремесленников в средневековой Европе и купеческих союзов, представители которых осознавали общность своих интересов в контактах с правительствами, а также необходимость координации действий при ведении экономической деятельности. Такие союзы, кроме деятельности, направленной на достижение целей ее членов, занимались также и меценатством.

Большое развитие объединения граждан получили в Северной Америке, где при колонизации материка люди вынуждены были полагаться только на себя и на соседей, и поэтому такие задачи, как построение церкви, школы, больницы, решались общиной.

Идея неформального объединения граждан получила свое развитие в либертарианской модели общества, о жизнеспособности которой продолжаются дискуссии с 50-х годов прошлого века. Эта модель была создана в противовес уже существующей коммунитарной модели, рассматривавшей отношения в обществе как комплекс жестких связей в различных иерархиях (кланах, классах, партиях), участие в которых преследовало цель противопоставления себя «чужим»; и либеральной модели, где основная роль отводилась homo economicus — образованному потребителю, который наделен правами, охраняемыми государством, где противопоставлялись публичный и частный секторы.

Либертарианская модель выделяет в социальных отношениях «третий сектор», являющийся промежуточной формой организации между властью и рынком и строящийся на добровольной основе. В этом смысле неправительственные организации и являются представителями «третьего сектора», который становится незаменимым элементом современного гражданского общества.

С целью усовершенствования либеральной модели гражданского общества на Западе сейчас ведутся активные исследования, и именно организациям «третьего сектора» при этом отводят ключевую роль. Считается, что благодаря «третьему сектору» в обществе могут появиться социально активные граждане, привлеченные в различные социальные структуры, которые будут исповедовать общие гуманистические идеи свободы и добровольного сотрудничества, более широкие, чем понятие свободы членов идеологических кланов или свободного рынка.

На сегодня одним из индикаторов, по которому оценивают развитие гражданского общества в отдельном государстве, является привлечение его членов к деятельности неправительственных организаций. Эта и волонтерская деятельность, объемы экономики которой, по оценкам специалистов, в ведущих индустриальных странах можно сравнить с бюджетообразующими отраслями; это и финансирование гражданами за счет пожертвований неправительственных организаций.

Развитость «третьего сектора» сегодня показывает наличие в стране политического среднего класса, осознающего свою причастность и свою ответственность за жизнь общества и государства. Страны, научившиеся соответствующим образом организовывать и использовать эту общественную энергию, имеют большие возможности и перспективы развития в глобальном мире.

Проблемы, которые решают организации «третьего сектора» в демократических обществах, уже давно вышли за рамки лоббирования интересов узких общественных групп. Деятельность неправительственных организаций направлена на осуществление количественных и качественных общественных изменений в разнообразных сферах жизни — таких, например, как здоровье, демография, региональное развитие, образование и прочие. То есть все, что не может быть предметом коммерческой деятельности, и где деятельность государства не является эффективной, а требует общественной инициативы.

В странах развитой демократии уже создана система финансирования и оценки деятельности неправительственных организаций, при изучении и работе над изменениями относительно тех или иных общественных проблем государство и бизнес зачастую пользуются услугами именно «третьего сектора».

Без преувеличения можно сказать, что современное общество построено на принципах здорового соперничества, требует наличия такого механизма, как «рынок» неправительственных организаций, и без наличия конкуренции на этом «рынке» общественный прогресс многое потеряет.

Вместе с тем необходимо понимать, что, как и обычному рынку коммерческих услуг и товаров, «рынку» неправительственных организаций нужны эффективные средства оценки и прозрачности информации при доступе к ресурсам, и если в бизнесе этими средствами выступает норма прибыли и антимонопольное законодательство, то подобные инструменты должны быть и для организаций «третьего сектора».

С началом развития демократических процессов в посткоммунистических обществах на их просторы пришли международные фонды-доноры, миссия которых — распространение идей демократии в мире.

Они стали первыми, кто начал финансировать организации «третьего сектора» в Украине, и они же были теми, кто ввел понятие проектного менеджмента в неправительственные организации, систему оценки их деятельности.

С тех пор уже профинансировано большое количество проектов, направленных на построение гражданского общества в Украине, а также на развитие неправительственных организаций — это и обучение украинских членов неправительственных организаций по управлению организацией, поиску финансирования на общественные инициативы, обмен опытом между членами неправительственных организаций из нашей страны и стран ближнего и дальнего зарубежья. Такие же учебные мероприятия проводились и для украинских чиновников, представителей бизнеса.

Международные фонды-доноры построили систему финансирования «третьего сектора» в Украине и ввели принципы оценки деятельности по выполнению общественных проектов. Фактически благодаря им в Украине действует большинство неправительственных организаций, деятельность которых касается самых разнообразных сфер жизни — от региональной политики до помощи неполноправным гражданам.

За эти годы в Украине сформировалось сообщество общественных организаций и их деятельность уже влияет на события в стране.

Но возникает вопрос: насколько эффективной является среда финансирования, сформированная международными фондами-донорами, и насколько эффективно организации украинского «третьего сектора» решают задачи, стоящие сейчас перед нашим обществом?

Украинские неправительственные организации, как и в начале своего становления, финансируются главным образом из иностранных источников, поэтому так и не удалось сформировать национальную систему финансового питания «третьего сектора».

В странах — лидерах демократического развития, в соответствии с принятыми нормами, считается нормальным соотношение частей в бюджете неправительственных организаций, при котором 1/3 финансирования приходится на оплачиваемые услуги самой организации, 1/3 — средства, полученные за счет грантов (как из государственного бюджета, так и от фондов-доноров), и 1/3 составляют пожертвования от бизнеса.

Что же касается Украины, то структура финансирования наших неправительственных организаций носит несколько искаженный характер. В среднем не менее 80% в финансировании наших неправительственных организаций составляют средства международных фондов-доноров.

Это можно объяснить — именно благодаря финансированию этих фондов был создан и заработал в Украине «рынок» неправительственных организаций, именно благодаря этим средствам у нас сейчас в штате общественных организаций работают квалифицированные незаангажированные эксперты; именно благодаря этому финансированию большое количество наших членов правительства, научных сотрудников и других представителей «интеллектуального труда» получили возможность приобщиться к наработкам своих зарубежных коллег, в частности с помощью обучения и поездок по обмену опытом.

Следует отметить, что стратегия финансирования международными фондами нашего «третьего сектора» в основном направлена на поддержку краткосрочных (со сроком выполнения до года) проектов с бюджетами, предусматривающими использование не более 10% средств на потребности организации — исполнителя проекта. Остальная сумма должна целевым назначением идти на выполнение самого проекта.

По-видимому, такая схема предусматривает, что бюджет организации формируется по общепринятым в мире стандартам, и организация имеет необходимые средства для поддержки собственного функционирования.

Но у нас все выглядит несколько иначе, поэтому вопросом выживания становится умение «отмыть» из грантовых средств необходимую для существования неправительственной организации сумму.

В то же время, поскольку проекты являются краткосрочными, то, получив финансирование для реализации одного проекта, менеджеры наших неправительственных организаций, не медля, переходят к написанию новой проектной заявки — ведь в условиях жесткого конкурса выигрывать гранты в среднем удается один из десяти, следовательно, нужно написать с десяток заявок на конкурс, чтобы получить средства на одну.

Такая ситуация становится похожей на бег белки в колесе — иногда приходится жертвовать выполнением реального, уже профинансированного проекта, заменяя его на банальную сдачу отчетов.

Если на этапе формирования «третьего сектора» в Украине такая ситуация была в общем приемлемой и содействовала еще только зарождающейся среде общественных организаций, то сейчас она кажется неэффективной.

В условиях ограниченных ресурсов, когда часть менеджеров неправительственных организаций, присутствующих на этом «рынке» уже достаточно длительное время, обладает большей по сравнению с новичками квалификацией и наработанными контактами, эти преимущества делают их и организации, которые они представляют, практически «вне» конкуренции за средства доноров. Вместе с тем вся их квалификация, знание и труд идут на борьбу за получение этих средств, и реальные общественные изменения в украинском обществе — далеко не главная задача, которую они ставят перед собой.

Такая ситуация не содействует формированию положительного образа неправительственных организаций в обществе, в адрес которых часто можно услышать пренебрежительное «грантоеды».

Но виноваты ли в этом только НПО, и каким же образом исправить ситуацию? Как эффективно использовать ресурс общественных организаций и направить энергию общества в конструктивное русло?

Одним из главных виновников сложившейся ситуации является власть. Ведь не могут НПО работать над решением общественных проблем в то время, когда эти проблемы не поняты ни государством, ни бизнесом — именно они должны выступать главными заказчиками работы неправительственных организаций.

Есть в создавшейся ситуации также часть вины самих НПО, которые не ставят своей целью работать над наиболее актуальными для общества проблемами, а ориентируются на конъюнктурные темы, заявленные на конкурсах международных фондов.

И все же складывается впечатление, что сама система функционирования украинского сектора неправительственных организаций сегодня уже не отвечает задачам текущего момента.

Общество должно осознать и оценить тот потенциал «третьего сектора», который сформировался благодаря помощи международных доноров, и сформировать свою, национальную, а в перспективе и региональную систему субсидирования неправительственных организаций. И главное — не нужно изобретать велосипед, система, созданная благодаря иностранным грантам, уже функционирует, нужно только научиться использовать наработанные в ней механизмы и ее потенциал.

Каким же образом это сделать?

Наилучший путь — создание национального агентства по примеру международных агентств по развитию — например, USAID (United States Agency for International Development), CIDA (Canadian International Development Agency), — но его деятельность должна быть направлена на решение внутренних задач, а не внешних, как у этих организаций.

Стоит изучить их опыт финансирования проектов общественных организаций и адаптировать его к украинским условиям, формы отчета, методы, оценки эффективности выполнения проектов. И самое главное — нужно создать механизмы наполнения средствами фонда этого агентства. Это, в частности, может быть часть средств от приватизации, пожертвования бизнеса, отчисление из бюджета.

Возможно, кому-то покажется, что это предложение — еще один способ растраты средств налогоплательщиков, но следует понять — речь идет о структуре, обеспечивающей использование ресурса общественных организаций на потребности государства. Ресурса качественного и эффективного, который сейчас практически не задействован в государственных программах.

Еще одна причина создания такого агентства — возможность коммуникации с международными донорскими организациями и выработка общей политики с ними, а также контакты с международными бизнес-корпорациями относительно привлечения средств на финансирование приоритетных для украинского общества задач.

Создание агентства также позволит наладить диалог в треугольнике власть—общественные организация—бизнес, а это очень важно сейчас, потому что молодой украинский бизнес еще только приходит к пониманию своей роли в обществе.

Началом на пути создания такой структуры могло бы быть проведение форума с участием видных представителей политических структур, бизнеса и общественных организаций, в рамках которого была бы выработана стратегия деятельности будущего украинского агентства по общественному развитию.

Конечно, трудно сказать, как в дальнейшем будет развиваться диалог между властью и общественными организациями, но сейчас очевидно, что развитие сектора общественных организаций подошло к определенному рубежу, и именно сегодня власть имеет возможность сделать так, чтобы этот рубеж был преодолен, и общественный сектор вышел на новый уровень, на котором все три сектора (власть, бизнес и общественные организации) заработали бы ради общей цели — будущего Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК