От обилия обещаний улучшить нашу жизнь просто завтра уже болят уши. Эти обещания раздают как желающие получить власть, так и давно в ней находящиеся. Причем вопрос, откуда деньги, оппоненты адресуют друг другу, но в своих программах обходят его стороной. Хотя ответ стоило бы поискать рядом. Армия госчиновников уже давно создала государство в государстве. И пока власть не наведет порядок в своей вотчине, ожидать, что она сможет улучшить жизнь остального населения Украины, не приходится.
На них не влияют кризисы, смены политического курса и даже естественная убыль населения. Сегодня жизнь 46 миллионов граждан Украины регулирует порядка 300 тысяч чиновников, а еще 15 лет назад, когда нас было 50 миллионов, их насчитывалось чуть более 170 тысяч. На вопрос, стало ли нам за это время легче жить, ответ просто страшно услышать. За прошедшие 15 лет количество документов, генерированных всеми ветвями власти, возросло с 20,5 тысячи до 274,5 тысячи. Результатом стал тот факт, что мировое сообщество в лице Нeritage Foundation и The Wall Street Journal поставило Украину на 162 место по уровню экономических свобод среди 179 стран мира.
Золотой дождь
Отдавал ли себе отчет первый президент Леонид Кравчук, когда 16 декабря 1993 года, поставив подпись под законом о госслужбе, фактически перенес модель избранности партэлиты Советского Союза в систему управления Украины? Эта модель действует даже несмотря на существующую в законе статью «Принципы государственной службы», которые среди прочего основываются на гуманизме и социальной справедливости.
Рано или поздно любому правительству придется определиться с затратами на содержание этой армии госслужащих. Сегодня эта сумма — тайна за семью печатями, которую охраняют восемь заместителей министра финансов и Главное управление госслужбы Украины. Но в 2008 году только на зарплаты пошло более 9 млрд. гривен.
Вызывает жалость зарплата работников органов судебной власти и прокуратуры — даже до 3 тыс. грн. в месяц не дотягивает. А между тем за 13 лет их численность выросла с 10 тысяч до 25,5 тысячи человек. Похоже, официальная таблица не показатель.
Совсем недавно, благодаря демаршу одного из заместителей главы Нацбанка Александра Савченко, страна узнала зарплаты топ-менеджмента НБУ — более 100 тыс. грн. в месяц. Савченко тут же пристроили в Минфин, создав под него еще одну должность замминистра. Вряд ли госчиновник такого уровня пошел на меньшие деньги.
Согласно закону, госслужащему, помимо оклада, идет доплата за ранг, надбавки за выслугу лет от 10 до 40% от должностного оклада. Им могут устанавливаться надбавки за высокие достижения в работе и выполнение особо важной работы, доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников и другие надбавки и доплаты (!!!), а также выдаваться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов.
Именно Кабмин определяет условия оплаты и размеры должностных окладов, а источником фонда оплаты выступает Государственный бюджет Украины. Причем сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для сокращения должностных окладов, надбавок к ним и финансирования других, предусмотренных законом о госслужбе, гарантий, льгот и компенсаций. Социальная справедливость в действии!
Пора правительству привести в порядок штатные расписания министерств и ведомств. А также четко определить критерии, по которым назначаются специалисты в то или иное министерство. Должность заместителя министра не может быть подарком на день рождения или запасным аэродромом. Совсем недавно Министерство охраны природной среды получило девятого заместителя в лице Виктории Шаповал, и тут же ей потребовалась 100-процентная надбавка к окладу. Какое отношение к защите окружающей среды имеет бывшая начальница управления по связям со СМИ Кабинета министров, непонятно. Но везет так далеко не всем…
Как и в любом обществе, в госструктурах тоже есть своя элита и свой «народ», который живет на минимальные оклады. И квартиру из Госфонда, положенную по закону, гораздо быстрее получит племянник или любовница начальника, числящаяся референтом, а не старший специалист, честно прошедший все ступени госслужбы. В Украине уже звучат предложения о необходимости дать статус госслужащих учителям, врачам, работникам культуры, как это принято во всем цивилизованном мире. Вряд ли 700 тысяч новых служащих станут такими же избранными, как и те, кто ближе к властным кабинетам. Зато их оклады и надбавки будут защищены законом, а не подачками Кабмина, как это произошло на днях. И они получат бесплатное медобслуживание в государственных клиниках пожизненно, как и члены их семей.
Есть такая профессия — сидеть на стуле
Наведение порядка в национальных акционерных и государственных холдинговых компаниях — НАКах и ГАХКах — еще один первоочередной шаг правительства. Этого в 2001 году требовал второй президент Леонид Кучма. В свое время эти компании создали на базе стратегически важных отраслей и отраслей-монополистов. Ожидалось, что за счет их прибыли государство будет обеспечивать приемлемые социальные стандарты. Все получилось с точностью до наоборот.
В 1998 году, когда Игорь Бакай создавал НАК «Нафтогаз України», в главной конторе работало 200 человек. Долг Украины за газ составлял 1,5 млрд. долл. Сегодня там около 800 сотрудников, внешний долг НАКа — более 1 млрд. долл., а дефицит средств на 2010 год — 21 млрд. грн. Фактически страна работает на поддержание штанов «Нафтогазу України».
НАКи не то что не приносят прибыль, они обросли всевозможными «дочками» и филиалами и стали кормушками для политиков и высших госчиновников. Не зря ведь должности в некоторых НАКах идут как разменные монеты при политических договоренностях. В начале 2000-х НАКов и ГАХКов насчитывалось 29. Ныне часть из них уже распродана и ликвидирована. И процесс продолжается. НАК «Надра України» решила закрыть свое подразделение «Полтаванефтегазгеология» по причине критического финансово-производственного состояния. И это в области, где достаточно запасов нефти и газа, а государственная компания теряет деньги. А ведь кресло в этом НАКе претенденты отвоевывали при помощи ОМОНа.
НАКи и ГАХКи должны были стать наиболее технологичными, модернизированными, использующими передовые технологии. Вместо этого любимая присказка в конторах — «наше болото и не таких бегемотов засасывало». Из них только тащили деньги, а после полного развала продавали за бесценок. Сотрудники этих компаний хотя и не являются госслужащими, но живут четко по закону о госслужбе — со всеми надбавками, льготами и резиновым штатным расписанием. Зарплаты руководителей ничуть не меньше, чем у заместителей министров. В таких компаниях работают династиями, от бабушек и дедушек до внуков. Причем всеми правдами и неправдами пытаются пристроить туда своих родственников. Вряд ли хотя бы половина работающих имеет профильные дипломы. Там есть даже отделы, занимающиеся исключительно подготовкой праздничных утренников для персонала или копированием документов на ксероксе для компании. Такое впечатление, что о компьютеризации производственных процессов там даже не слышали.
Простые граждане Украины с интересом ознакомились бы с результатами деятельности этих компаний за последние 10 лет. Может, и нашлись бы дополнительные ресурсы на повышение зарплат и пенсий для остальных жителей страны.
P.S. В России количество чиновников приблизилось к 2 млн. человек, со средней зарплатой 800 долл. Но даже там власть боится полностью доверять акционерным компаниям, которые, казалось бы, полностью контролирует. Поэтому создает посредников — например, открытое акционерное общество «Роснефтегаз» на 100% государственное. Его основная деятельность — просто держать пакеты акций: 75% «Роснефти» и 10,74% «Газпрома». В компании этим занимается аж восемь человек. В 2008 году они получили дивидендов на 16 млрд. рублей. Сейчас государство пытается реорганизовать и расширить «Роснефтегаз», но никакого реального производства контора пока не ведет. Сколько получают сотрудники этой компании, увы, не афишируется.