— И куда же он девался?
— Неизвестно. Не то убежал, не то спрятался в Милане
Алессандро Мандзони. «Обрученные».
275, 500, 1105, 405, 815... Нет, это не шифровка в центр. Я просто переписал с дорожных знаков длину туннелей, в которые периодически нырял туристический автобус, следовавший из Франции в Италию. За неполный час, который тратишь на путь от Ниццы до условной границы между двумя странами, я насчитал их десяток. На итальянской территории этих произведений инженерного гения и муравьиного трудолюбия не меньше. Интересно, что мосты и туннели в Италии, как правило, носят имена святых. Что ж, бетон и сталь, наверное, лучше выдерживают нагрузку, опираясь на плечи какой-нибудь праведной Агаты.
|
Ненастоящая корова перед настоящим «Ла Скала» |
Невероятно голубое море, кое-где прочерченное кильватерными линиями, которые видны почти до горизонта. Небольшие города с терракотовыми крышами почти обязательно пересекают пересохшие летом русла горных рек. Выдолбленные в скалах террасы заняты парниками, побеленными изнутри (слишком много солнца!) и большими резервуарами с водой, которая вдоволь сбегает весной со снежных вершин, но крайне мало ее летом.Таковы первые увиденные ландшафты Италии, тотальной художественной Мекки, неисчерпаемого источника вдохновения для художников, скульпторов, архитекторов, поэтов, музыкантов. Трудно поверить, но еще в середине ХІХ века австрийский государственный деятель Меттерних мог позволить себе использовать циничный афоризм: «Италия — географическое понятие». Дипломат убеждал мир в том, что итальянцев как нации не существует...
Кардиограмма горных массивов постепенно выравнивается в спокойную линию равнины. Неожиданная картинка появляется в поле зрения: пейзаж скорее китайский или вьетнамский — много мокрых рисовых полей. Я даже не догадывался, что на Апеннинском полуострове выращивают так много этого злака. Впрочем, ризотто является народным блюдом в этих краях уже много веков.
То, что Милан — деловая столица Италии, видно сразу. Город окружен многокилометровыми рядами офисов, представительств, складов, выставочных павильонов известнейших мировых фирм. Но даже эти кварталы, не рассчитанные на туристический променад, пропитаны итальянским эстетизмом — никаких ассоциаций с безрадостными советскими «промзонами», окутанными дымом, окруженными заборами и колючей проволокой. «В Милане работают все» — эта фраза достаточно метко характеризует город, хотя и не очень приемлема в целом для Италии, которая и не старается разрушать свой образ страны, где результативный трудоголизм живет в симбиозе с веселым ничегоделанием. Чтобы никто, даже шанхайские воры торговых марок, не сомневались, что мировая мода начинает свой ежесезонный забег по континентам именно из Милана, на одной из площадей города установили величественный монумент... иголке с ниткой.
|
Гармония «варварского» стиля |
Географическое расположение главного города Ломбардии еще со времен Римской империи закрепило за ним название «замок к полуострову». Выгодно жить на торговом пути. Но обычно теми же дорогами интересуются и разбойники. В середине ХІІ века рыжебородый император Фридрих Барбаросса дотла разрушил Милан и в ознаменование полной гибели города приказал пропахать борозду на центральной площади. Завоеватель утонул на переправе во время очередного захватнического похода, а Милан воскрес и живет поныне. Кстати, еще в 312 году нашей эры император Константин подписал так называемый Миланский эдикт, который веротерпимо уравнял права тогда еще полулегальных христианских общин со свободами других религиозных групп. Христианские вожди довольно скоро забыли об этом гуманном документе и тех, кто позволил им существовать без репрессий, причислили к язычникам и еретикам. История утверждения христианства (впрочем, и других мировых религий) не всегда была образцом милосердия и толерантности. Однако даже самый воинственный атеист, пожалуй, почувствует что-то похожее на духовное просветление, очутившись перед фасадами или под сводами знаменитого Миланского собора. Хотя термин «готика» в обидном понимании «варварство» запустил в оборот итальянец Рафаэль, именно итальянцы создали один из самых выдающихся образцов этого фантастического архитектурного стиля. Миланский собор в добрых традициях готики строили с XIV по ХІХ век. Представьте, на богослужение в нем могли синхронно собраться свыше 40 тысяч прихожан, почти все взрослое население города. Примерно столько люда может сегодня принять на матч Украина—Италия киевский центральный стадион. Я не удержался и дотронулся до мраморных стен собора. Действие довольно невинное, но во время чумы, опустошавшей Милан в XVII веке, двух французов за такой поступок едва не растерзала толпа — испуганные люди подумали, что иностранцы мажут стену какой-то гадостью, которая распространяет эпидемию. Хорошо, что нынче времена значительно более либеральные. А Милан стоит того, чтобы к нему прикоснуться не обязательно руками — взглядом, слухом, душой. Ведь именно здесь дарит миру гармонию голоса и музыки аскетический внешне и роскошный внутри театр «Ла Скала», именно здесь стоит величественный замок правителей города династии, начатой кондотьером Франческо Сфорца, памятник Леонардо да Винчи здесь не случаен — полтысячелетия удивляет человечество гармонией и загадочными символами фреска миланской церкви Санта Мария делле Грацие «Тайная вечеря».P.S. Футболок с именем Андрея Шевченко в Милане я не заметил — тленна слава земная! Но, поверьте, этот город совершенных мастеров имеет достаточно символов, достойных бессмертной славы.