"Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь"
Н.Гоголь, "Вий"
Реальность создается в языке и передается в историях, которые люди рассказывают друг другу. Человек конструирует свое Я и поддерживает идентичность с помощью историй, создающих и поддерживающих господствующие в культуре установки. Потому что все в мире постигается через описания, и рано или поздно воплощается в тексте. Соответственно, ключевой проблемой становится проблема восприятия и понимания нами этого основополагающего текста, каким бы фантастическим он ни казался - начиная с Декларации о национальном суверенитете Украинской СССР и заканчивая тем, что пишет об этом событии сегодняшняя пресса.
Рассказывают, что наше новое государство родилось 24 августа 1991 г., когда был провозглашен Акт о независимости Украины. И вот с тех самых времен с упорством, достойным вознаграждения золотом Полуботка, сограждане все ищут в себе некую ослепительно красивую идентичность. А в окружающей действительности - консолидирующую национальную идею. Делают они это путем описания реальности с помощью прекрасных и страшных историй, рассказываемых друг другу. Вдохновленные ими, они творят политические заклинания, отгоняя крестными знамениями и просто кукишами разную постсоветскую нечисть. На этом конструктив в основном и заканчивается, что приводит в недоумение самих рассказчиков.
Но если сменить священную точку отсчета нашего восприятия, нарратив, с "Кобзаря" на "Вия", то многое, не находящее рационального объяснения, становится на свои места. Потому что обнаруживаемая реальность новейшей Украины гораздо лучше умещается в гоголевской системе координат, нежели в шевченковской. Выдумка выдумке - рознь: в прозаическом отражении констатируется настоящее, а в поэтическом - ожидаемое. Манера гоголевского письма, именуемая сегодня "магическим реализмом", возникла в культурах постколониальных стран. Она объясняла получившим независимость глубинные, магические корни происходящего. Эта магическая реальность создается в языке и передается дальше в историях, которые люди рассказывают друг другу, сотворяя архетипы. На них люди опираются, а не на увещевания политиков. Именно данный метод, называемый нарративной психологией, позволяет отделить формальное содержание текста от выражения смысла, непосредственно отображающего скрытую психологическую реальность.
Итак, "Вий". По словам автора, "таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли". "Начальник гномов" в нашем случае - это коллективное бессознательное, спроецированное на лидера, самим фактом своего существования вселяющим ужас и отвращение. Это всегда лидер грядущего, его воплощенный рок и фатум. Реальные, современные профессора и сотники могут быть сколь угодно строги, но понятны. А этот инфернальный персонаж может быть вызван к абсолютной власти не только нечистой силой, обеспокоенной новыми возникшими угрозами для своего существования, но и добрыми, гуманными намерениями изменить реальность к лучшему. Создаешь-создаешь светлое будущее, не успеешь оглянуться, а страной уже правит демократически избранный Вий.
Почему имидж Украины внутри страны весьма иконный, а снаружи - мрачный, и даже мракобесный? Потому что никакой новой страны не случилось. Не только потому, что на днях, в ходе торговой войны с Россией, мы снова узнали о цене Будапештского меморандума 5 декабря 1994 г. о гарантиях для Украины - цене бумаги, на которой он написан. Высшие органы и органы местной власти в 1991-м остались в тех же руках. Депутатский состав Верховной Рады продолжал состоять из тех же депутатов советского розлива. Персонально и структурно в августе 1991 г. власть в Украине не поменялась. Все государственные институты сохранились, слегка изменив названия. Дети и, порой, внуки той власти осуществляют власть нынешнюю. Энтузиазма на их лицах не наблюдается. "Сотник, уже престарелый, с седыми усами и с выражением мрачной грусти, сидел перед столом в светлице, подперши обеими руками голову. Ему было около пятидесяти лет; но глубокое уныние на лице и какой-то бледно-тощий цвет показывали, что душа его была убита и разрушена вдруг, в одну минуту, и вся прежняя веселость и шумная жизнь исчезла навеки".
Но "сотники" нуждаются в "казаках", преданных менеджерах среднего и низшего звена. Кто они?
В результате 22-летнего периода политических пикников на обочине, примерно половина населения, числившегося относительно благополучным при СССР, почувствовала себя внизу социальной лестницы.
Примерно четверть "казаков", называвшихся при социализме "инженерно-техническими работниками" и формировавших среднюю часть общества, в результате трансформаций смогли в целом шатко-валко сохранить свои позиции. Они уклончиво относятся к различным предложениям поучаствовать в изменении политического дискурса, "...верно, были тоже философы, потому что в ответ на это молчали и курили люльки, лежа на мешках". Хотя осознание ими успешности развития собственного положения не обязательно сопровождается ростом приверженности к этим преобразованиям. Это образованные и неравнодушные к общественной жизни люди, активные пользователи социальных сетей и блоггеры, о которых Гоголь писал также: "прочие казаки толковали о панах и о том, отчего на небе светит месяц". Но служба на пана есть служба.
Существенную часть верхушки усеченной социальной пирамиды занимают сейчас те, кто при прежнем общественно-политическом строе относил себя к общественным низам. Это не касается совсем уж маргинального "дна", как и не касается "игроков высшей лиги", по факту находящихся на ПМЖ где-то на живописном берегу Женевского озера. Очевидность этого привела к снижению статусных самооценок по обществу в целом и заметному снижению общего социального самочувствия, росту взаимной агрессивности и стяжательства. "Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую-то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден на средства к прокормлению и притом необыкновенно прожорлив".
Итак, в архетипической повести Гоголя есть панночка, сотник и общеизвестная нечисть, а также три относительно положительных и весьма народных персонажа: философ Хома Брут, ритор Тиберий Горобець и богослов Халява.
Прекрасная панночка в гробу, увы, воплощает "сверкающую красоту" хронически гибнущей Украины. Днем всеми искренне и весьма поэтически оплакиваемую, а по ночам выказывающую недюжинный талант прытко ездить на чужих горбах. Ну а церковь с завевшейся в ней нечистью - конечно же, Евросоюз.
Ритор, самый молодой, является, безусловно, собирательным образом всего депутатского корпуса не только потому, что ораторское искусство в современной украинской общественно-политической жизни является не средством, а целью. Это и отражение динамической связи депутатского корпуса с властью и оппозицией, поскольку "богослов Халява и философ Хома часто дирали его за чуб в знак своего покровительства и употребляли в качестве депутата". И судя по большим шишкам на лбу, всеми предполагалось, что из него когда-то получится хороший воин.
Несложно определить, кто из этой народной троицы у Гоголя является собирательным образом власти. "Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет".
Вот бурсак и философ Хома Брут - как бы человек с протестными настроениями, то и дело норовит сбежать от казаков и пана сотника. Но мешает ему точно то же, что мешает нашим согражданам сегодня - незнание направления, приоритетность сытной еды и выпивки над вольной жизнью и стремление обогатиться сказочным образом.
Неуспевание постижения смыслов происходящего - вот что порождает высокая динамика социальной жизни при отсутствии ее фактического, качественного обновления. Что такое страна как бурса в описании Гоголя? Вечные студенты, живущие за казенный кошт и при этом валяющие дурака, хотя природной смекалкой и прытью их Бог точно не обделил. Не производительный труд, а жизнерадостный поиск внешнего кредитования, с громкими песнями и плясками под европейскими окнами. При одновременном воспевании стабильности и ритуальном, праздничном освящении старинных институтов власти. Патовое мышление, вечная ничья, позволяющая 22 года сохранять существующее положение вещей, умеренно его критикуя.
Состояние антропологической катастрофы, в котором находится переименованная Украинская ССР, сегодня усугубляется тем, что, согласно архетипу "Вия", Хома Брут, не обладая достаточным умением творить заклинания, приводит ведьму-панночку в чувство поленом. То ли это чувство самосохранения, то ли инстинктивное желание поменяться местами с колдуньей - ведь вот они, волшебные возможности. В результате Хома видит истинное положение дел, красивое и драматическое. И восприятие эстетической составляющей затмевает возможность предположить, чем это все вскоре может обернуться, как, собственно, происходит все время с нашими согражданами.
Получая тактическое преимущество, и даже видя перспективу быстрого обогащения тысячей червонцев (чем не кредиты МВФ?), горемычный бурсак проигрывает стратегически все, включая собственную жизнь. "Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул". И ты, Брут...
Мы небезосновательно считаем себя носителями и хранителями почтенной старой культуры, богословами, риторами, философами. А для высокомерного Старого Света мы все равно остаемся нечистью, которую они пытаются не допустить, изгнать из своего храма, хотя там уже и своей полным-полно. Но и правда же: все, что мы делаем сейчас, ведет нас к неумолимой гномизации и выдвижению из своей среды в 2015 г. соответствующего начальника. Перспектива такой демонической трансформации должна бы привести в чувство наших бурсаков, сотников и казаков. Но это уже совсем другая сказка.