ГАЛИНА ЛАКТИОНОВА: «МНЕ НРАВИТСЯ МОЗАИКА…»

Поделиться
Есть немногочисленная категория людей, которые, кажется, излучают энергию, и при общении с ними собеседник получает мощный заряд бодрости на целый день...

Есть немногочисленная категория людей, которые, кажется, излучают энергию, и при общении с ними собеседник получает мощный заряд бодрости на целый день. Традиционное слово «здравствуйте» они умеют произнести так, что сразу появляется ощущение, будто знаешь этого человека уже очень давно. Именно к таким людям относится и Галина Лактионова — директор Христианского детского фонда, учредитель клуба «Співуча родина» (и в его рамках клуба любителей романса), а также одна из авторов концепции раздельного женского обучения.

О любимом детище Галины Лактионовой, клубе «Співуча родина», «ЗН» писало уже не раз. Идея его создания, как говорит Галина Михайловна, была подсказана самой жизнью. В сознании жителей бывшего СССР Украина олицетворялась с определенными знаковыми вещами и явлениями — киевским «Динамо», тортом «Киевский», «горілкой з перцем», салом и песнями трио Мареничей. Именно во время одного из концертов трио, в 1994 году (Международный год семьи), у Галины Михайловны, которая работала тогда научным консультантом Украинского государственного центра социальных служб для молодежи, и появилась идея провести среди поющих киевских семей конкурс «Співуча родина». Эту идею Галине Лактионовой удалось осуществить с помощью Управления по делам семьи и молодежи киевской горадминистрации.

На конкурсе были замечательные семьи, представители разных поколений. Совершенно не ощущалось какой-то состязательности, была очень доброжелательная атмосфера. Членам жюри (в состав которого входило и трио Мареничей) оказалось не просто выбрать победителей. А в это время в зале началось общение, семьи раззнакомились и вдруг все вместе запели. Потом кто-то сказал: «Ну и что, расстаемся? А давайте создадим клуб». И Галина Михайловна, еще не осознавая, что создание клуба потребует каких-то усилий и отберет значительную часть свободного времени, с легкостью сказала: «Давайте».

Клуб «Співуча родина» работает уже восьмой год, и хотя не особенно занимается саморекламой, имеет свою постоянную аудиторию. Его членами становятся не обязательно семьи. Галина Лактионова считает, что все поющие люди составляют своеобразную семью. А клуб как бы заменяет им салоны XIX века, т.е. ту обстановку, где можно было показать себя, узнать что-то новое, пообщаться. У «Співучої родини» нет четких рамок и всегда можно экспериментировать. На сцену Дома учителя выходят как народные и заслуженные артисты, так и люди, для которых песня просто является средством самовыражения. Здесь царит своя, неповторимая атмосфера. И это, наверное, самое главное.

Есть у клуба ежегодные, уже ставшие традиционными, программы. Например, «Дети «Співучої родини», «Молодые голоса «Співучої родини». По мнению Галины Лактионовой, очень важно, чтобы человек, делая первые шаги в творчестве, получил возможность заявить о себе с настоящей сцены. Важно показать сегодняшним слушателям, каким искусство может быть завтра.

Несмотря на то, что «Співуча родина» — объединение любительское, помимо программного обеспечения вечеров, у клуба есть и другие, совершенно реальные достижения. Когда-то благодаря тому, что появился клуб, удалось издать книгу «Русский романс на рубеже веков» (составитель предисловия и комментариев Мирон Петровский), своего рода энциклопедию романса. После этого в рамках «Співучої родини» появился еще один клуб — любителей романса — со своими программами, которому на протяжении уже нескольких лет помогает акционерное общество «Банкомсвязь». Четко разделить эти два клуба, конечно, невозможно.

«Співуча родина» также выпустила несколько аудиоальбомов, один из которых уникален. Это альбом старинного и современного украинского романса, жанра малоизвестного. Проведя большой концерт русского романса, Галина Михайловна заинтересовалась: существует ли украинский романс и почему он не известен так широко, как русский? Прежде чем подготовить аудиоальбом, члены клуба попросили высказать свою точку зрения по этому поводу Мирона Петровского, Федора Погребенныка (доктора филологических наук, человека, который в течение многих лет вел музыкально-просветительские радиопередачи), Мирослава Поповича и Васыля Трылиса (руководителя хора «Чумаки», знатока украинского фольклора, украинской культуры).

— Я считаю, что этот аудиоальбом — пусть маленький, но совершенно конкретный вклад в сохранение и развитие культуры, которая интересна тогда, когда она разнообразна, — говорит Галина Михайловна. — В этом году в рамках «Співучої родини» состоялись программы, связанные с приездом школы И.Козловского (с.Марьяновка Киевской области). Вряд ли киевляне в большинстве своем знают о существовании такой школы и о самом факте меценатства. За рубежом Украина сегодня чаще всего ассоциируется с «кассетным скандалом» или чернобыльской аварией. К сожалению, это все. Потому что даже киевское «Динамо» уже не играет так, как раньше. Думаю, если бы все известные деятели культуры, которые родом из Украины, когда-то для своей малой родины оставили что-то типа школы, то, наверное, наша культура сегодня была бы более могучей и не нуждалась в презентации.

Клуб «Співуча родина» до сих пор остается увлечением, хобби Галины Лактионовой, благодаря которому, как она считает, ее жизнь обогащается знакомством с людьми, умеющими творчески жить. Кроме этого, есть еще и основная сфера деятельности. Галина Михайловна является директором Христианского детского фонда. А еще раньше была государственная работа в структуре Министерства по делам семьи и молодежи, потом — в только созданном Институте проблем молодежи. В то время у Галины Лактионовой появилась идея и своя собственная экспериментальная программа, связанная с девочками-подростками, — женская вечерняя гимназия. В 1990 году по инициативе Лактионовой была создана вечерняя женская гимназия, через три года при поддержке Главного управления народного образования — еще и киевский женский лицей (сегодня школа-интернат №13 с женскими классами).

Не многие знают, что современная британская система школьного образования по сей день сохранила женские школы — около 11% общего количества учебных заведений. Каждый год в перечне лучших школ Великобритании женские попадают в первую десятку. Есть женские колледжи и в Америке. Эсти Лаудер, Голда Меир, Маргарет Тэтчер, Хилари Клинтон, Мадонна и многие другие — выпускницы женских колледжей. Другое дело, что система женского образования не повсеместна, но она есть. В Киеве такой эксперимент продолжается уже около десяти лет, имеет своих последователей и результаты. Интересно, что когда была заявлена идея женской гимназии, то по объявлению, данному в газету, многих девочек приводили именно папы, которым нравилась идея женского воспитания.

— Женское образование имеет право на жизнь, — считает Галина Михайловна. — Во-первых, потому что это все-таки традиция. Совместное обучение, пришедшее к нам в начале ХХ века, — американская модель демократичного образования, когда мальчиков и девочек с раннего возраста учат общаться друг с другом. Эта модель имеет еще одно преимущество — экономичность. Она все унифицировала и удешевила, постепенно став единственной в нашей стране. Но такая школа не формирует мальчиков и девочек, она имеет дело с учениками младших, средних и старших классов, не учитывая того, что у девочек и мальчиков разные восприятие, мышление, психология. С другой стороны, в результате совместного обучения девочка нередко очень рано видит приоритет в том, чтобы быть привлекательной, соблазнительной, удержать внимание мальчиков. И не стремится получить образование, подготовиться к тому, чтобы стать конкурентной на рынке труда.

В книге Дж.Ландрама «Десять женщин, которые потрясли мир» есть ссылка на американские исследования, позволяющие предполагать, что совершенно не случайно среди видных политиков и бизнесменов США немало женщин — выпускниц женских колледжей. Некоторые исследователи вообще утверждают, что 90% американских женщин, ставших известными политиками, учились в женских школах. Как и половина женщин — членов Конгресса и 25% женщин, вошедших в списки членов правления известнейших компаний, определяемых ежегодно журналом «Fortune».

Пожалуй, не существует педагогической системы, которая имела бы одни плюсы. Но, проанализировав эти десять лет эксперимента раздельного обучения, Галина Михайловна пришла к выводу, что процент девочек, серьезно ориентированных на получение знаний, среди выпускниц женской гимназии выше, чем в привычной школе. Эти девочки чаще продолжают свое образование и, как показывает статистика, позже выходят замуж.

— Можно много размышлять о том, хорошо это или плохо. Лично я считаю, что это хорошо: сначала получить профессию, стать на ноги, а уже потом, совершенно сознательно, переходить к супружеству и родительству, — говорит автор концепции. — Конечно, кто-то может возразить — а найдет ли потом такая женщина себе партнера. Есть исследование «Загадка женственности» Бетти Фриден, выпускницы женского колледжа, ставшей домохозяйкой и матерью нескольких детей (таким был американский стандарт 60-х). Свою работу Бетти Фриден начала с того, что написала письма одноклассницам, оказавшимся в такой же роли, и зафиксировала латентную проблему, о которой в то время в Америке не писали: как некомфортно чувствует себя женщина, имеющая высокий образовательный статус и находящаяся на примитивном уровне существования. Потом начала размышлять, к чему это может привести и каким может быть выход из этой ситуации.

Тема женщины в большом городе включает и проблемы женщин разведенных. Выйти замуж — еще не все. Образованная женщина в условиях крупного города — это, как правило, женщина с достаточно высоким уровнем критичности. Но мудрость как раз и состоит в том, чтобы при этом научиться быть счастливой, понять, в чем состоит личное счастье. Как помочь девочке-подростку в наше непростое время выбрать единственно правильный путь своего развития, от кого получить реальную помощь в критические моменты жизни? В обычной школе этому сегодня не учат.

Еще одним плюсом раздельного образования Галина Лактионова считает то, что девочки — выпускницы женских классов, как правило, сохраняют между собой дружеские отношения и в дальнейшем помогают друг другу.

Но профессиональной деятельностью Галины Михайловны сегодня является все-таки Христианский детский фонд.

— Участие в программе, связанной с девочками-подростками, подарило мне новую тему, связанную с женщиной. Неожиданно для себя работу в государственной структуре я сменила на совершенно незнакомую сферу неправительственных организаций, — рассказала Галина Лактионова. — Психологи и социологи говорят о том, что каждый человек встречает на своем пути несколько значимых для него личностей, которые оказывают сильное влияние на его жизнь. Одной из таких встреч для меня стало знакомство с Андреем Владимировичем Муравьевым-Апостолом, возглавлявшим Международную федерацию социальной работы.

Андрей Владимирович предложил подготовить проект «Социальное образование в Украине», что я и сделала вместе со своей коллегой Ириной Зверевой. Через некоторое время в Украину приехали представители Христианского детского фонда — неконфессиональной международной организации. С тех пор моя жизнь связана еще и с работой в так называемом третьем гражданском секторе. Пять лет назад началась работа над проектом «Социальное образование в Украине», координатором которого сейчас является Елена Муравьева-Апостол, жена Андрея Владимировича. Проект посвящен развитию в Украине сферы социальной работы, продвижению и подготовке на базе вузов новой профессии — социальный педагог, социальный работник. В этой сфере деятельности сегодня абсолютное большинство составляют женщины. Среди клиентов социальных служб две трети также составляют женщины.

Работа в Христианском фонде — это новый для меня опыт, общение с зарубежными коллегами, что дает возможность переосмыслить некоторые вещи, происходящие в Украине. Один из проектов фонд осуществляет с помощью правительства Швейцарии. В прошлом году фонд как неправительственная организация был представлен на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Еще один проект, «Основы жизненного самоопределения», разработка программы для школы, мы реализуем совместно с представительством детского фонда ЮНИСЕФ в Украине. В 48-й киевской школе (польская школа-гимназия) уже около десяти лет продолжается эксперимент. В программе есть воспитательные часы, на которых рассказывается о любви, дружбе, здоровье, о смысле жизни. Проводят такие уроки психологи и социальные работники. Об этой программе, базой для которой послужил польский опыт, хорошо отзываются учителя и сами ученики.

В рамках проекта «Социальное образование в Украине» с использованием зарубежного опыта разрабатываются тренинговые модули для социальных работников и преподавателей вузов. На сегодняшний день существует около двадцати модулей, связанных со здоровьем, психологией и правами ребенка. Есть тренерская студия Христианского детского фонда.

Сейчас много разговоров о том, что родители часто оказываются не готовыми выполнять свою роль. Помимо материального обеспечения, ребенку необходимы общение, понимание. Одним из последних, разработанных Христианским детским фондом модулей, как раз был «Осознанное родительство» — обучение социальных работников работе с родителями. Первый семинар прошел в Луганске и мы получили хорошие отзывы.

Сейчас фонд обсуждает возможность подготовки совместно с голландскими партнерами проекта, касающегося работы с приемными родителями, фостерными семьями.

В жизни Галины Михайловны так тесно переплетены и взаимосвязаны профессиональная работа и увлечения, что порой сложно провести четкую границу, где заканчивается одно и начинается другое. «Иногда жизнь — это черно-белое кино. А мне нравится цветная мозаика, отдельные фрагменты, — говорит Галина Лактионова. — Они и составляют цельное красивое полотно. Если один из них исчезает, полотно меняет свою окраску».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме