ФУТБОЛ И ИНВЕСТИЦИИ

Поделиться
Недавнее приобретение Рупертом Мердоком английского футбольного клуба Manchester United, которое обошло...

Недавнее приобретение Рупертом Мердоком английского футбольного клуба Manchester United, которое обошлось ему в миллиард с лишним долларов, привлекло к себе повышенное внимание как футбольных фанов, так и инвесторов с туго набитыми кошельками. Собственно, футбольный клуб приобрел не сам Мердок, а компания, предоставляющая услуги спутникового телевидения, - British Sky Broadcasting Group PLC, 40 процентов акций которой принадлежат непосредственно Мердоку. Естественно, что эксклюзивные права на трансляцию матчей этой футбольной команды будут принадлежать компании BSkyB.

А в том, что в желающих посмотреть эти матчи недостатка не будет, убеждают следующие факты: миллионы людей от Шеффилда до Шанхая называют этот футбольный клуб своим любимым, а его фан-клубы существуют в 24 странах мира. Более того, именно эта команда пользуется исключительным вниманием со стороны азиатской аудитории, за которую сейчас, собственно, и развернулась основная борьба между телекомпаниями, претендующими на глобализацию, и которая может принести победителю дополнительные 20 миллионов телезрителей. А тут только на Таиланде номер спортивного журнала, посвященный Manchester United, мгновенно разошелся при тираже в 20 000.

Собственно, идея таких значительных инвестиций со стороны владельцев СМИ в спортивные команды далеко не нова и принадлежит Теду Тернеру, который еще в 70-х годах купил бейсбольную команду Atlanta Braves и баскетбольную - Hawks. Да и сам Мердок уже успел оценить всю важность спортивных мероприятий для своего бизнеса. В 1992 году BSkyB была отсталой, обреченной на вымирание захудалой телекомпанией. Однако именно ей удалось купить эксклюзивные права на трансляцию матчей первой лиги. Ни BBC, ни ITV запрошенная сумма - 304 миллиона фунтов стерлингов - оказалась не по карману. С учетом того, что права эти предоставлялись BSkyB на долгие четыре года, 7 миллионов болельщиков тяжело вздохнули и побежали подписываться на этот телеканал.

Однако такое количество зрителей жизненно важно не только для самих СМИ, но и для спонсоров и рекламодателей. Именно спортивные мероприятия могут вызвать огонек в глазах наиболее охочей до приобретений и в то же время наименее падкой на обычные телеприманки группы населения - мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. А футбол в этом отношении является безусловным фаворитом: ведь если последние олимпийские игры в общей сложности смотрели по телевизору 3,5 миллиарда человек, то за розыгрышем чемпионата мира в течение месяца следили уже 38 миллиардов телезрителей. Так что многие миллиарды долларов, вложенные в рекламу на футбольных стадионах или же в телерекламу во время трансляции футбольных матчей, окупаются с лихвой.

С другой стороны, речь идет о доходности акций футбольных команд, превращенных в акционерные общества. Во многих европейских странах законы запрещают акционирование футбольных клубов, хотя сейчас эти устаревшие нормы почти повсеместно пересматриваются. При этом с точки зрения инвесторов возникает опасение, что все огромные суммы спонсорских дотаций, равно как и деньги рекламодателей, в порыве спортивного честолюбия будут расходоваться на покупку и удержание самых дорогих и самых лучших игроков, а сами акционеры вместо прибыли будут получать лишь сплошные убытки. Фаны тоже не сидят сложа руки и пытаются доказать, что подобное акционирование приведет к полнейшей коммерциализации спорта вообще и футбола в частности. Однако уже существующая практика опровергает опасения как одной, так и другой сторон. Так, Leeds Sporting PLC, видный футбольный клуб Великобритании, на момент превращения в акционерное общество имел доналоговых убытков на сумму в 11 миллионов фунтов стерлингов. Но уже буквально через год своего существования в форме акционерного общества он умудрился получить 1,6 миллиона фунтов стерлингов доналоговой прибыли. Да и спортивное мастерство команды существенно возросло за это время.

Шум, который поднялся в Англии в связи с объявлением о приобретении футбольного клуба, все еще не утих, и антимонопольной комиссии еще предстоит принять решение об утверждении или же расторжении сделки. Однако уже сейчас ведутся переговоры между другой британской телекомпанией, Carlton Communications, и нынешним чемпионом Англии, командой Arsenal. Кроме того, специалисты утверждают, что в ближайшее время будет объявлено о приобретении других лакомых кусочков, красующихся на футбольном поле: опять же британского Arsenal и испанских Barcelona и Real Madrid. А в целом наиболее привлекательными с точки зрения инвесторов выглядят те клубы, на игры которых не только раскупаются все билеты, но и те, которые владеют собственными стадионами, вспомогательной недвижимостью, да еще желательно, чтобы и в кассе у них не было пусто. Правда, тут возникает другой вопрос - а зачем таким клубам вообще продаваться, если им и так достаточно неплохо?

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме