«Формула-1» во Львове!

Поделиться
Оказывается, кольцевому автомобильному спорту в нашей стране исполнилось... 75 лет. Первые соревнования уровня нынешней Формулы-1 состоялись во Львове 8 сентября 1930 года...
Сергей Малик и Артем Атоян открыли мемориальную доску с фамилиями победителей Гран-при Львова

Оказывается, кольцевому автомобильному спорту в нашей стране исполнилось... 75 лет. Первые соревнования уровня нынешней Формулы-1 состоялись во Львове 8 сентября 1930 года.

О том, что на территории современной Украины были гонки, имевшие статус Гран-при, знают немногие. Это белое пятно не только в отечественном, но и в европейском автомобильном спорте. Ведь не сохранилось ни одного официального документа организаторов, ни одного протокола соревнований. Однако нашелся человек, по крохам собравший сведения о славной странице в истории отечественного автомобильного спорта. И вот осенью 2005 года вышла в свет книга Артема Атояна «Гран-при Львова. 1930—1933 гг. Историческая хроника».

Как рассказал автор, он по-настоящему «болел» этой темой, поскольку испытывает большую любовь к автоспорту, и к тому же сам жил во Львове на одной из улиц, по которым была проложена та легендарная трасса. Чтобы написать 376 страниц через семь десятков лет после описываемых событий, ставших настоящей сенсацией в мире европейского автомобильного спорта, Артем Карпович изучал архивы десяти стран, общался с двумя участниками Гран-при Львова (остальных гонщиков уже нет среди живых). Один из них сейчас живет в Германии, второй — в Швейцарии. Атоян даже нашел семерых зрителей, видевших собственными глазами те гонки. Их воспоминания стали очень ценным материалом для написания книги.

Львовская трасса — одна из немногих в мире, которые проходят по улицам города. Ее равнинный участок пролегал по улице Витовского, подъем — улица Стрыйская (до современного монумента Славы) и спуск на Гвардейской. Трасса была проложена по мостовой, к тому же на 30 процентах ее дистанции трамвайные рельсы перед соревнованиями замазывали специальной асфальтовой смесью. Из четырех Гран-при три проходили при традиционной львовской погоде — под дождем. Представьте себе уровень сложности. И по этой скользкой мостовой с крутыми поворотами, подъемами, спусками гонщики 30-х годов ездили со средней скоростью 90 км/час!

Сам автор попытался повторить их подвиг на современном авто, проехав тем же маршрутом в четыре утра, чтобы не мешал транспорт. Средняя скорость оказалась несколько выше 80 км/час. Конечно, состояние мостовой семьдесят лет назад было несколько лучше, но ведь и авто были другие.

За Гран-при Львова боролись настоящие звезды автоспорта того времени: многоразовый чемпион Европы Рудольф Караччиола, Ганс Штук, Флориян Шмидт... Вообще за четыре года во львовских соревнованиях приняли участие 56 гонщиков из 13 стран Европы.

Львовская трасса была одной из самых безопасных в мире. Вот что пишет Артем Атоян о самом главном, наверное, факторе в автоспорте:

«Учитывая длину трассы — 3041 м — и необходимость защитных сооружений с обеих сторон, получим в среднем одного полицейского на 13,4 м! По этому показателю Львов занимал одно из ведущих мест в Европе.

Благодаря этим нерядовым усилиям можно без преувеличения утверждать, что львовские гонки чуть ли не единственные, в которых за всю историю их проведения не погиб ни один человек из всех трех задействованных в соревнованиях сторон: участников, зрителей и обслуживающего персонала».

А самые лучшие гонщики Европы сравнивали «львовский треугольник» с легендарной трассой в Монако:

«Я уже видел кольцевые гонки в Monte Carlo и смело могу утверждать, что львовское мероприятие ни в чем не уступает им. Трасса чрезвычайно оригинальная, хорошо подготовлена и разнообразна», — приводит автор слова австрийца Максимилиана Хардегга.

В Монте-Карло гонки по улицам города состоялись впервые в 1929 году, а идея их проведения возникла в 1928-м. Львовские же соревнования задумали раньше — еще в 1927 году. Они так и осталась самым восточным Гран-при в Европе.

Посмотреть на лучших гонщиков Старого Света собиралось огромное количество зрителей: по разным свидетельствам, от тридцати до шестидесяти тысяч (во Львове тогда было триста тысяч жителей). Хотя перед соревнованиями вдоль трассы сооружали трибуны, мест для всех желающих не хватало. Так что владельцы квартир в близлежащих домах делали на гонках неплохой бизнес, устраивая на своих балконах зрительские ложи. Чтобы как можно больше болельщиков имели возможность следить за гонкой, из окон даже вынимали оконные стекла. Кстати, билеты на трибуны были недешевыми: от пяти злотых и выше (для сравнения: номер в отеле стоил 50 грошей).

А посмотреть действительно было на что. Один заезд длился тогда четыре часа. Кое-кого из гонщиков после финиша приходилось просто вытаскивать из машин, поскольку выйти самостоятельно они были не в состоянии. Представьте, в этих трудных соревнованиях участвовали женщины: во Львове впервые в Европе в мужских гонках вышли на старт сразу три мастерицы руля!

Еще интересный факт: один из победителей Гран-при Львова завоевал кубок не совсем честно. Машина норвежца Эжена Бйорнстада имела бак, горючего в котором хватало на 95 кругов (гонка состояла из ста). Первый его соперник заехал на пит-стоп, не заглушив двигатель (тогда это было запрещено), и его дисквалифицировали, второй — заглушил, потом опять заводил в течение четырех минут. А Бйорнстад финишировал без дозаправки. Как ему это удалось, было тайной вплоть до 1985 года. Оказалось, спортсмен установил на свой автомобиль дополнительный топливный бак. Тогда никто даже не догадался проверить.

После выхода в свет книги «Гран-при Львова. 1930—1933 гг. Историческая хроника» и в ознаменование 75-летия кольцевых гонок во Львове возле места старта Гран-при на доме по улице Витовского,41 президент Киевского городского автомотоклуба Сергей Малик и Артем Атоян открыли мемориальную доску с фамилиями победителей. А вот когда книга появится в продаже, неизвестно. Первый тираж (одна тысяча экземпляров) уже разошелся.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме