Фонды развития общин: филантропия для всех. Наши идеи — ваши деньги

30 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 25, 30 июня-7 июля 2006г.
Отправить
Отправить

В конце мая в Луцке прошла ярмарка социальных идей. Продавались идеи, оформленные в проекты. Покупателями были местный бизнес и власти, продавцами — общественные организации города...

В конце мая в Луцке прошла ярмарка социальных идей. Продавались идеи, оформленные в проекты. Покупателями были местный бизнес и власти, продавцами — общественные организации города. Соответственно прибыль должна получить община в виде решения определенных социальных проблем города. Заказчиком и посредником на этом действе выступал Фонд местного развития города Луцка — новое общественное объединение, преследующее цель создать платформу для диалога и соединить усилия представителей трех секторов общины ради решения неотложных проблем последней. Такими секторами общества являются граждане—бизнес— власти. Другими задачами фонда является привлечение и аккумулирование ресурсов для внедрения социальных проектов.

Фонд общины города Луцка создан и работает в формате фондов развития общины (ФО). Фонд общины (Community Foundation) — общеупотребительное определение общественных фондов, привлекающих средства доноров, граждан, иногда государства и направляющих их в пользу общины. Идея фондов заключается в том, чтобы на определенной территории для населения работала благотворительная структура, пользующаяся доверием и ставшая эффективным механизмом решения настоятельных проблем. Особенностями такой формы благотворительных организаций является территориальная ограниченность деятельности и ориентация на определенную общину и ее нужды. Под общиной чаще всего понимают особую среду, к которой люди принадлежат, или территорию, включающую все возрастные, этнические, религиозные и социальные группы населения. По определению американских экспертов, олицетворением фонда общины является организация-грантодатель, объединяющая доходы и активы из различных источников (частных, корпоративных, государственных) и направляющая их на удовлетворение определенных нужд этой общины.

Сто лет ФО

Развитие благотворительных инститов в различных государствах имеет свою отдельную историю. Но фонды общин возникли только в прошлом веке. Так, в США первый фонд общин был создан в 1914 году в Кливленде, штат Огайо, при поддержке Джона Рокфеллера. История его создания довольно любопытна. Переезжая в Нью-Йорк, поверенный в делах магната Фредерик Гофф решает создать подобную структуру для нужд своего родного города и общины, остававшейся без благотворительных ресурсов. Ныне это мощное учреждение, стоимость активов которого превышает миллиард долларов. На сегодняшний день в США действует около 600 фондов общин с суммарной стоимостью активов около 30 млрд. долл.

В Европе пионерами, перенявшими и адаптировавшими концепцию ФО, стали британцы. В Британии аналогичные учреждения начали развиваться с 70-х годов ХХ века. К настоящему времени существует мощная сеть, насчитывающая около 65 организаций. В Восточной Европе первым был зарегистрирован фонд в Словацкой Республике в 1994 году. А за последние 20 лет общественная филантропия превратилась в целое движение: с 1996 года в Германии создано 50, в России — 15, в Польше — 12 ФО.

В Украине в начале ХХ века крупнейшим благотворительным центром можно считать город Киев. В 1913 году здесь было около 90 благотворительных организаций и обществ. Многие из них существовали при церквях и религиозных учреждениях. Христианское учение вообще было основной движущей силой развития благотворительности на украинских землях, длительное время носившей исключительно церковно-общественный характер. Во все том же 1913 году капиталы благотворительных учреждений Киева составляли более шести миллионов рублей, а ежегодные доходы и расходы были на уровне одного миллиона. Значительные масштабы приобрела индивидуальная филантропическая деятельность зажиточных семей. На этом периоде история общественной филантропии обрывается, и мы переходим к началу ХХІ века, когда несколько благотворительных фондов в Украине начали действовать как фонды развития общины.

По какому пути идти?

Надеюсь, что у читателя не возникает сомнений, что идти все-таки нужно. Лучше всего — идти своим путем, изучив опыт предшественников. Существуют по крайней мере две основные концепции ФО: фонды, ориентированные на нужды общины, и фонды, ориентированные на нужды донора. Кроме того, даже если донором является коммерческая структура, местные власти все равно нельзя игнорировать. Да и не нужно, ведь в наших условиях это инструмент влияния, источник дополнительных ресурсов и поддержки, в котором нуждаются вновь образованные фонды на первом этапе становления. Для украинских общественных организаций наличие фонда общины может в будущем стать вопросом выживания в смысле потенциального источника финансирования. Вопрос самостоятельности и незаангажированности фонда реализуется через представительство в его руководящем органе: община должна быть представлена во всем ее разнообразии.

На данном этапе Украина только приобщилась к процессу формирования фондов общин различных уровней. Их количество довольно ограничено, так что о стоимости финансовых активов говорить еще рано. Продолжается процесс становления, обмена опытом, обучения и развития. Имеется большое количество благотворительных структур, которые можно разделить на: 1) благотворительные организации, существующие в основном на гранты иностранных доноров и выполняющие свои социальные проекты; 2) благотворительные фонды при бизнес-структурах, сориентированные преимущественно на социальные приоритеты учредителя; 3) смешанный тип — когда делается попытка обслуживать нужды как общества, так и благодетеля. Практики говорят, что существует и четвертый тип благотворительности, ориентированной не на приоритеты, а на карман учредителя. О последних — здесь речь не идет.

Для граждан

На какую же практическую пользу могут рассчитывать граждане, если в их городе имеется подобная структура? Во-первых, при наличии инициативной группы или другого объединения, а также индивидуально люди могут обратиться туда со своими проблемами и получить финансовую поддержку. Во-вторых, это альтернативный источник финансирования деятельности профессиональных неприбыльных организаций, которые могут составить конкуренцию государственным социальным программам. Кроме того, формируется положительный имидж фонда, а соответственно и структур, сотрудничающих с ним. Последний аспект довольно важен для «отбеливания» благодетельности в Украине, преодоления стагнации и недоверия.

Пример. Община села Довгошеи, что на Ривненщине, во главе с директором школы обратилась в общественную организацию «Комитет избирателей Украины» в г. Ривном с предложением помочь реализовать социальный проект для сельской школы. Одним из направлений деятельности КИУ является развитие и поддержка местных общин. В течение шести месяцев разрабатывались проекты, собирались средства, велись переговоры с властями и местными предпринимателями. В результате большой спортивный зал довгошеевской школы на 230 учеников был полностью отремонтирован. На работу пошло в три раза меньше средств, чем по государственной смете, и намного меньше времени. Волокита с запросами в районный совет по поводу ремонта спортзала и отписками насчет нехватки средств продолжалась к тому времени уже десять лет. Бесценным является то, что работала вся община: красили, стелили пол, грузили доски, ремонтировали стены и отопление. С 200 сельских дворов было собрано «живыми» деньгами 2 тыс. гривен! Общая стоимость ремонта составляла 31 тыс. грн., из которых 40% — вклад общины, около 40% — вклад иностранных доноров, 20% — властей и местных частных предпринимателей.

Для бизнеса

Для бизнеса благотворительность в Украине остается преимущественно бизнесом. Со своими стратегиями, рынком, спросом и доходом. Доходом часто является социальный капитал, положительный имидж в обществе, лояльность потребителей, а соответственно — увеличение прибыли. Указанные фонды дают возможность эффективно вести этот бизнес, внедрять социальные инвестиции, профессионально руководить и распределять средства. Обычно коммерческие структуры не имеют на это времени и ресурсов без создания «своего» фонда.

Пример. Фонд им. Юрия Короля из Ивано-Франковска действует как модель фонда общины. В основу одного из последних проектов организации легла инициатива повысить социальную ответственность местных промышленников. Были найдены два местных производителя — мясной и хлебопекарной продукции, — согласившихся продавать отдельные виды изделий со специальной рекламной наклейкой и перечислять один процент от продажи в пользу фонда. Наклейки содержали логотипы фонда и производителя, обращение к гражданам и пояснения по поводу их вклада на нужды детей-инвалидов при купле этого продукта. В течение нескольких месяцев было собрано более пяти тысяч гривен, на которые приобретено оборудование для детского реабилитационного центра.

Для властей

ФО может стать действенным инструментом и партнером в выполнении задач по развитию регионов. Участие местного руководства в наблюдательных советах и комитетах создает атмосферу доверия и сотрудничества между секторами. Поддержка фонда — это и обретение политического капитала для местных политиков в общинах.

Пример. Созданию фонда города Луцка предшествовало активное межсекторальное сотрудничество общественных организаций, властей и бизнеса в форме Общественного совета социального партнерства. Придя к согласию, лидеры этой структуры решили создать общий социальный проект на будущее. Им является фонд, в правление которого вошли представители таких бизнес-компаний, как «Волынь-Авто», «Луцк-Фудз», «Гнедавский сахарный завод», а также зампред Луцкого городского совета и другие лидеры общины. Следует отметить, что популярность, преданность делу и влиятельность руководства чрезвычайно важны для развития фонда общины. Именно эти люди создают имидж организации, обеспечивают ее независимость и непредвзятость.

Другим примером новичка является Фонд общины города Коломыи. Инициаторы его создания — небезразличные предприниматели и общественные деятели. В управление ресурсами и фондом входят 12 человек: пенсионеры, рабочие, госслужащие, предприниматели и руководители различных учреждений. С целью обеспечения связи с общиной к разработке эмблем и логотипов привлекли детей, участвовавших в специальном конкурсе. Победители получили призы. Сейчас эмблема воплощена в значках, футболках, кепках. Студенты-волонтеры каждое воскресенье выходят в людные места с урнами и собирают пожертвования. Говорят, за раз удается собрать до 500—600 гривен. Первым приоритетным проектом фонд Коломыи определил лечение и реабилитацию детей-инвалидов.

Лидеры общины, объединяйтесь!

Как показывает опыт наших западных соседей, а также своих первопроходцев, общие ресурсы, идеи и действия делают невероятные вещи. Меняется отношение к общине, городу, благотворительности и благотворителям. Создается ощущение причастности к добрым делам. И такие системные изменения положительно повлияют на следующие поколения. А это самое главное.

Эксперты утверждают, что становление фонда общины — длительный процесс. При благоприятных условиях развития институционная и финансовая стабильность достигается за 20—30 лет. Так было в Европе. Так наверняка будет и у нас. Важно, что такие институты уже действуют в Украине и постоянно создаются новые, закладывается фундамент благотворительности. Так что ждем, а нет — работаем еще лет где-то так 10—15 до лучшего будущего.

И еще. В мае общими средствами сельской общины села Хренники, что на Ривненщине (80%), иностранных доноров (10%) и властей (10%) был отремонтирован и сдан в эксплуатацию сельский детский сад на 25 мест. Точнее сказать, его вообще не было в этом довольно крупном селе. Детское учреждение переоборудовали из бывшего дома быта. Можно поехать, посмотреть и поговорить со сделавшими это людьми — их много.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК