Бельгийское правительство официально извинилось за участие спецслужб и руководства страны в убийстве первого премьер-министра независимого Конго Патриса Лумумбы. Эту новость практически проигнорировала наша пресса, да и не странно. В советские годы Лумумба из африканского политика был у нас превращен в пропагандистский миф, что-то вроде нового Чапаева или Павлика Морозова... Интересоваться перипетиями развития этого мифа как-то неуместно, тем более что в любой нашей книге о Лумумбе можно прочитать, что его убили империалисты. И на этом все...
А тем не менее мы пропускаем событие действительно историческое. Конечно, мы живем в эпоху извинений и начинаем к ним привыкать. Однако здесь иное. Может, я скажу что-то неуместное, но мне кажется, что у евреев просить прощения как-то легче, нежели у африканцев. Мы всегда были неотъемлемой частью уничтожавшего нас мира. Не случайно ведь книга польского публициста Яна Гросса о печально известном погроме в городке Едвабно называлась «Соседи»... Когда я недавно спросил у Леонида Кравчука, чем он руководствовался, когда просил прощения в Бабьем Яру в 1991 году, Леонид Макарович вспомнил о детских впечатлениях об уничтожении еврейского населения своих родных мест... То есть это было очень личным. Для Вилли Брандта, Кравчука, Квасьневского это были извинения своих перед своими. Перед соседями.
Извинение перед африканцами — это обращение к чужим. Отделенным от благополучной Бельгии, от Европы, от нашей цивилизации столетиями колонизации, глухой стеной отличий и предрассудков. Чужие и далекие — и что нам до убийства их очередного князька? После смерти Лумумбы из него сделали миф. В СССР объявили едва ли не коммунистом, на Западе — советским агентом. Между тем правда заключается в том, что Бельгия, как и другие колониальные государства, не спешила оставлять бывшее бельгийское Конго. Вина Лумумбы заключалась лишь в том, что он относился к собственной стране так, как политики в Брюсселе относились к Бельгии. Именно с этим отношением трудно было согласиться. И чтобы его изменить, были применены такие приемы политической борьбы, которые никогда бы в жизни не стали возможны в Европе. Но Африка — что такое Африка? Да стоит ли церемониться с дикарями?
Сейчас, спустя 40 лет после трагедии, можно обвинять африканцев в неспособности к построению цивилизованного государства. Однако именно вмешательство бывшей метрополии в развитие независимого Конго — одна из причин того, что Лумумба до сих пор остается первым и последним премьер-министром страны, избранным в результате свободных выборов. Коррумпированный и скомпрометированный диктатор, конечно, устраивает больше, нежели легитимный лидер, — с первым можно договориться, поделиться, он всегда заботится о себе, о семье, о клане... О стране — едва ли...
Чтобы осознать все это, бельгийскому обществу понадобились четыре десятилетия... Брандт становился на колени перед памятником жертвам Варшавского гетто, папа Иоанн Павел ІІ просил прощения за трагические ошибки церкви, а убийство Лумумбы оставалось фрагментом «дикарской» истории. Понадобилась книга — честная и горькая работа бельгийского ученого Лудо де Витте «Убийство Лумумбы», после публикации которой парламентарии создали специальную комиссию по расследованию того давнего преступления. И вот в Брюсселе прозвучали официальные слова извинения. Прозвучали, хотя перед выступлением министра иностранных дел Луи Мишеля некоторые его коллеги по кабинету настаивали на смягчении формулировок. Но совесть победила политику: Мишель назвал вещи своими именами. Очевидно, что цивилизованной можно назвать ту страну, которая обеспечивает своим гражданам не только высокий уровень благосостояния, но и высокий уровень ответственности — за успех и за преступление, за раскаяние и за прощение... Как по мне, после бельгийских извинений все мы стали чуточку человечнее...