У среднестатистического обывателя Англия прочно ассоциируется с туманом, Шекспиром и The Beatles. А ее обитатели представляются этакой серой массой высушенных таранок, на любой вопрос отвечающей: «Да, сэр. Овсянка, сэр».
Однако, куда ни глянь - везде британцы. Например, в моде, что неудивительно, ибо самая известная кузница дизайнеров (оттуда и Стелла Маккартни, и МакКуин, и Гальяно, и многие другие) находится именно там. Но, хотя англичане занимают сейчас места ведущих модельеров исконно французских домов, их сограждане по-прежнему не отличаются особым вкусом. За исключением пошитой по индивидуальному заказу, «их» одежда по непонятным причинам сочетает лишь два из трех необходимых компонентов хорошей вещи: добротный крой, стильный фасон, качественная ткань. Два последних встречаются чаще, первый же, в связи с неординарной фигурой британцев, просто нереален (ну какой пиджак будет хорошо смотреться на брюшке или плоской груди). К тому же, коренные жители Великобритании действительно неяркие, словно клонированные в своей безликости, для привыкшего к пестрому разнообразию глаза. Да и цвета одежды адекватные, размыто-потертые.
Условно я бы разделила все население Туманного Альбиона на три типа: аристократы, нувориши и labor class (трудящиеся). Они отличаются происхождением, положением, состоянием и, соответственно, стилем.
Аристократы происходят из древних кланов, прослеживающих свою родословную на пять-шесть столетий назад. Они страшно гордятся своей принадлежностью к данной категории и всегда четко блюдут невообразимое количество условностей. Однако лишь они обладают тем лоском, который и отличает их от всех остальных, позволяя сохранить при массовом обнищании аристократии свою «марку». Их образ - легкая потертость минимализма. Стилистически выдержанная классическая одежда дорогих тканей и благородных цветов. «Застегнутая на все пуговицы» простота. Гардероб состоит из вещей «вне моды» и по стилистическим, и по материальным соображениям, поскольку в таком случае он требует обновления не по мере устаревания модели, а по мере износа вещей, его составляющих.
Нуворишами называют либо выбившихся из labor class трудяг, которые старательно пытаются попасть в круг избранных (т.е. аристократов), либо результат брака какого-нибудь графа с няней его же детей. И хотя все сословные отличия для нашей психологии непонятны, нувориши очень четко выделяются на фоне голубых кровей: в них непозволительно больше жизненной энергии, и, соответственно, им не достичь «фирменной» потертости аристократии. Их одежда часто представляет собой кальку с одежды первого вида, но не имеет того шарма минималистичной роскоши. Нувориши могут позволить себе часто менять свой абсолютно неподобранный гардероб, поэтому в один комплект могут входить стандартно классические вещи и безумные творения каких-нибудь культовых дизайнеров.
Две вышеописанные категории независимо от возраста предпочитают старые английские методы покупки одежды: это либо маленькие бутики конкретных дизайнеров, либо дорогие отделы в сборных солянках типа Harrods, Hamley's и Mark&Spenser. Одежда там дорогая, но качественная, чем и отличается от продуктов британского ширпотреба. К тому же классический (в их понимании классики) стиль не подвержен кардинальным изменениям, что в совокупности с высоким качеством позволяет менять гардероб не слишком часто. К слову, каждый уважающий себя магазин предоставляет услуги портного, ибо любая, а тем более дорогая эксклюзивная модель требует подгонки.
Labor class, в отличие от двух предыдущих, является настолько обширным слоем, что найти общее в манере одеваться (стилем это можно окрестить с большой натяжкой) очень сложно. Поскольку туда входит и рабочий фабрики из Манчестера, и менеджер лондонской корпорации, то их общие предпочтения выражаются в трех понятиях: недорого, надежно, удобно. Стиль отходит на задний план перед такими весомыми аргументами. Одежда и обувь покупаются на один сезон по цене 10-15 фунтов за единицу. Представители labor class предпочитают «отовариваться» в Top Shop, Top Man, Mark One - характерных примерах предприятий британской легкой промышленности, продукция которой идет лишь на внутренний рынок. Такая одежда копирует модные фасончики, что в совокупности с дешевой тканью придает ей достаточно неопрятный вид. Поэтому британцы на улице кажутся какими-то неухоженными, потрепанными. В последнее время labor class охватила мания покупок в магазинах при фабриках: еще дешевле (а торговые наценки у них бешеные), но все еще надежно и удобно. Этим британцы отличаются от нас: если они видят рядом рубашки одинаковой функциональности по 15 и 50 фунтов, но разных производителей, то, несмотря на преимущества в качестве второй (а в Британии, в отличие от нашей родины, цена и качество находятся в прямо пропорциональной зависимости), недолго раздумывая купят ту, что подешевле.
Однако не так давно в Соединенном Королевстве появилась прослойка, которая не относится ни к одной из вышеописанных категорий. Это - дети из благополучных, состоятельных семей, постепенно занимающие свое место в социуме и четко знающие, что им нужно. Уверенные в себе индивидуумы, они уже вышли из возраста, когда одеваются в Miss Selfridge и Benetton. Им - от 22 до 30 лет, и именно они сейчас стали законодателями для Британии. Их выбор - то, что мы называем классическим брит-попом. Они вернули к жизни редингот (от англ. Riding coat - пальто для верховой езды), коричневый цвет, замшу, джемперы, клетку и многое другое из хорошо забытого старого. Традиции, новаторство плюс смешение слоев дали в результате толчок к возрождению вкуса, этакое вливание свежей кровушки в застоявшийся омут консерватизма. Они одеваются на Oxford Street, King's Road и Kensington High Street, где расположено большинство трендовых бутиков молодых дизайнеров, зарабатывающих себе имя. Такая одежда не особо дорогая, высококачественная, хорошо скроенная и всегда если не опережает моду на пару шагов, то уж по крайней мере идет в ногу с ней. Вполне возможно, что этот новообразовывающийся класс спровоцирует легкую промышленность Соединенного Королевства на изменение ее политики, однако это дело не ближайших десятилетий. Пока же он (новый класс) дает возможность подняться молодым талантливым британским дизайнерам новой волны, являясь для них постоянным источником материального благополучия и вдохновения.
В заключение хотелось бы отметить, что представления большинства об английской одежде как высококачественной, об англичанах - как образчике классического стиля и изысканного вкуса, о Соединенном Королевстве - как стране гардеробного консерватизма являются такой же фикцией, как и мнение американцев о медведях на наших улицах. Британцы - стандартная нация со стандартными отличиями, стандартными проблемами и радостями. Но как бы Америка не старалась стать новым центром мировой культуры, думаю, что синтез традиций и новаторства еще долго позволит Великобритании занимать место Мекки культурной жизни мира в целом и модной жизни в частности. Чего стоят только Стелла Маккартни, Александр МакКуин…