…Тугие потоки воздуха ударили в лицо. Почему-то вспомнился Гагарин со своим «Поехали!» Разбег, взлет и сразу резкая «свеча».
Будто вонзаемся в голубой купол неба. Самолет четко ложится на крыло (с земли — говорили — было хорошо видно, насколько технически виртуозно это выполнялось), я начинаю лихорадочно вертеть головой, пытаясь определить, с какой стороны земля. Вдруг мы повисли вниз головой. Мысль «упаду?» просто не успела оформиться, вытесненная ощущением тщательно затянутых ремней. Спортивный Як—52, словно послушное руке инструктора перо, выписывает «мертвую петлю». Смереки то сверху, то снизу, то сбоку. Вдруг наша «птичка» начинает свободно планировать вниз — земля резко бежит навстречу (когда мчишься в автомобиле, даже на большой скорости, такого чувства не испытываешь, — дорога всегда летит мимо), и где-то сбоку возникают фигурки коллег, напряженно следящих за самолетом (мы мысленно страховали друг друга), и местных мальчишек, восторженно провожающих каждый подобный полет…
И тогда пришло состояние первобытности, невесомости, единения с воздухом. Я уже не завидую птице, не завидую себе, летающей во сне. Это явь. Хотя самолетом управляет инструктор, а ты только смотришь, как двигаются рычаги и педали в твоей кабине (самолет учебный — двухместный), все равно кажется, что железные крылья — продолжение твоих рук.
Состояние полета на спортивном — не пассажирском самолете, по подсчетам, удается испытать одному человеку из полмиллиона. Десять участников первого в Украине внутреннего пресс-тура по Ивано-Франковской области теперь могут причислить себя к числу избранных. Исполнительный директор Совета по туризму Карпатского региона Наталья Гасюк и директор фирмы «Явсон» Александр Яворский, заболевший небом в 40 лет, освоивший фигуры высшего пилотажа и вдохнувший новую жизнь в горный аэродром (кстати, с твердым покрытием) в пгт Яблонив Косовского района, создавший свой парк спортивных самолетов и предоставляющий возможность тренироваться здесь сборной Украины, — сделали все, чтобы хотя бы часть нашего немалого журналистского десанта из разных городов Украины смогла прикоснуться к воздушному экстриму.
До этого было несколько часов ожидания. Скажу честно, наблюдая за коллегами (а моя очередь подошла к концу), лететь и хотелось, и нет. Одно дело — наблюдать за «мертвой петлей» с земли и совсем другое — кувыркаться в воздухе, привязанному лямками к такому хрупкому и маленькому в бездонном небесном океане сооружению. Сердце замирало всякий раз, когда девяти моим коллегам объясняли, как раскрыть парашют. Все мы умом понимали, что до этого не дойдет, — ведь вверяли себя опытному инструктору, начальнику Косовского АТСК, двадцатикратной чемпионке СССР, шестикратной чемпионке мира, двукратной абсолютной чемпионке мира Ирине Адабаш. Но вслед за инструктором послушно повторяли: «Открыть «фонарь», рывком отстегнуть ремни, встать на сиденье, выпрыгнуть под крыло, дернуть за кольцо парашюта…» Конечно, полет себе каждый «заказывал» по желанию — в зависимости от состояния вестибулярного аппарата и от целей (например, фото- и киносъемка). Боясь, что Ирина Леонидовна сочтет мое восторженное молчание за признак укачивания, я кричала: «Это класс!», забыв включить переговорное устройство. Но, оказывается, опытный пилот за мной следила и все поняла сама.
Ирина Адабаш впервые поднялась в воздух двадцать девять лет назад в Одессе. Она привыкла летать между двумя стихиями — воздушной и морской. «В случае чего можно посадить самолет на воду». Здесь же — горы. Но уже четыре года, по приглашению Александра Яворского, Ирина Леонидовна летает над их зеленой гладью, передавая свои знания тонкостей высшего пилотажа другим.
…Водную стихию в этой поездке испробовали другие десять наших коллег (мы же, сожалея, что невозможно раздвоиться, предпочли конный туризм) — они сплавились на надувных плотах по Днестру — одной из самых больших рек в Украине, берущей свое начало в восточных Карпатах. В планах туристических организаций — тур для жаждущих экстрима — по более быстрому и глубокому Пруту.
Пресс-тур совпал с окончанием чемпионата Украины по пешеходному туризму в Яремче, проводимого при поддержке областной и местной госадминистраций. Этот вид спорта тоже значится в списке экстремальных. Природа Прикарпатья словно предлагает любителям экстрима воспользоваться ее уникальными возможностями. Но есть еще школьники и люди в возрасте — и речь шла о разработке маршрутов, посильных по нагрузке и интересных для разных возрастных категорий людей.
Перечень экстремальных видов спорта нынче немал и включает в себя не только альпинизм, воздухоплавание, подводное плавание, горнолыжный спорт, спелеологические спуски, но и, к примеру, катание на роликовых коньках, скейтбординг, пейнтбол. Адреналин в крови можно повысить многими способами. Но только ли желание себя испытать или — чего греха таить —покрасоваться перед другими заставляет людей испытывать это пограничное, на пределе состояние? Думаю, все же и заглянуть по ту сторону ежедневного существования.
Часовой полет с инструктором на спортивном самолете — удовольствие недешевое — 500 долларов. Мы задали вопрос Александру Яворскому, будут ли полеты на спортивном самолете значиться в туристических ориентирах Ивано-Франковщины (в отличие от водного похода по Днестру, который могут совершить все желающие, единственное условие к участникам — умение плавать)? Пока Александра Павловича больше волнует поддержка отечественного самолетного спорта. А дальше — кто знает…
…Когда самолет пошел на посадку, вместо облегчения (все закончилось благополучно) накатило чувство неудовлетворенности (как мало!) Как здорово научиться управлять самолетом! Чтобы небо — в лицо, чтобы ощутить простор, чтобы ближе к звездам. Чтобы чувствовать себя на земле увереннее.