Борис Иванов |
Есть виды спорта, которыми с детства занимаются, пусть и на любительском уровне, многие: футбол, легкая атлетика, настольный теннис, плавание. В этом длинном ряду и велоспорт. Как тут не вспомнить о трехколесном друге, который со временем сменился двухколесным!
Велоспорт очень популярен и развит в Украине, богат традициями. Олимпийскими чемпионами становились Анатолий Чуканов, Владимир Семенец, Игорь Целовальников, Александр Кириченко, Валерий Мовчан. А сколько выросло в стране победителей и призеров чемпионатов мира, Европы и СССР, многих престижных гонок!
Но старая слава, как известно, новую любит. Сиднейские Игры подвели итоги четырехлетнего этапа развития велоспорта. Начался новый межолимпийский цикл. Как оценить достигнутое украинскими гонщиками за прошедший период? Каковы их позиции на пути к олимпийским Афинам? Об этом разговор с президентом Федерации велоспорта Украины Борисом Ивановым.
— Вначале, Борис Викторович, вкратце о сиднейских результатах. Прогнозы прогнозами, но не все, наверное, произошло так, как намечалось?
— Трековики в целом оправдали надежды. Речь о серебряной четверке в командной гонке преследования, хотя, чего там скрывать, ожидали от них победы. Ну а «бронза» Ирины Янович стала приятным откровением. Да, луганчанка — гонщица высокого класса, но ведь выиграла медаль не в своем коронном гите, а в спринте. Такой итог признан удовлетворительным.
А вот что касается шоссейников... Они выступили ниже своих возможностей. Травма, полученная накануне Олимпиады, помешала ривненцу Сергею Гончару проявить себя с блеском. А ведь он стабильно на протяжении ряда сезонов входил в элиту. Да и вскоре после Игр победил на мировом чемпионате.
Чтобы не ошибиться, правильно оценивая работу, важно учесть и другое. Да, черту под четырехлетием подвел Сидней. Но значимо и то, что за этот период украинцы выиграли 25 медалей на чемпионатах мира и Европы. И увенчали их олимпийскими наградами. Не будем забывать, что после Сеула-88 украинцы на пьедесталы Игр не поднимались. Так что в целом сумели заметно повысить уровень развития вида.
— Эти воспоминания — уже дело прошлого. Бег колес неумолим, началась долгая дорога в Афины. С чем отправились в путь украинские гонщики?
— Не скажу, что большинство олимпийцев сиднейского призыва достигли критического, исходя из специфики велоспорта, возраста. Но все-таки основное внимание уделим молодежи. Отрадно, что есть ребята, заявившие о себе. Назову хотя бы Ярослава Поповича из Дрогобыча. В минувшем сезоне парень стал серебряным призером чемпионата мира среди 23-летних. И в нынешнем успел отличиться, выиграв два этапа Кубка мира среди ровесников.
И возвращусь к вопросу о возрасте. Да, известные трековики Василий Яковлев или Александр Феденко — далеко не юниоры. Но ведь в спину им дышит, подрастая, одаренная молодежь. И вот такой любопытный факт. Тому же Гончару к следующей Олимпиаде будет 34 года, а именно в этом возрасте россиянин Вячеслав Екимов победил в Сиднее. Так что убежден: будет кому достойно представить Украину на треке и шоссейных трассах Афин.
— В каждом виде спорта в Украине необычайно остры проблемы финансирования. Как решаете эти вопросы?
— Развитие велоспорта связано с использованием техники. Но ни Госкомитет, ни НОК не в состоянии приобрести 50—70 велосипедов стоимостью 2,5 — 3 тысячи долларов для ведущих мастеров. Каков же выход? Отдаем лидеров для подготовки в зарубежные любительские и профессиональные клубы. Там они получают напрокат велосипеды, у ребят есть насыщенный соревновательный календарь и сильные соперники. Они выступают вместе с лучшими, а это совершенно другие скорости. Многому учимся и в организационном плане.
Наши тренеры работают по договору с итальянскими коллегами. Отправили к ним на три месяца группу юниоров-шоссейников. И это хороший стимул для остальных, наиболее перспективных — попасть в лидеры и пройти отменную школу подготовки на тех же Апеннинах.
Такая модель работы с ведущими уже устоялась. Понимаю, что используем ее не от хорошей жизни. Но в Украине у нас нет, к сожалению, мощного спонсора, чтобы смогли здесь создать и готовить команду. А ведь гонщики и тренеры есть.
— Помнится, еще не так давно отменных гонщиков растили известные центры олимпийской подготовки — николаевский и харьковский, к примеру. Какова их судьба ныне?
— Теперь формы работы другие. Развитие велоспорта в основном зависит от местного бюджета. Это касается и ДЮСШ, и центров. Но, что весьма важно, они получают поддержку и «сверху». Тем же николаевцам помогает ЦС «Колос». Не забывает он и о белоцерковском центре, где также кооперируют средства из местного бюджета, спортобществ и облспортуправления.
Федерация заключила договор о сотрудничестве с ЦС «Динамо». Общество финансирует своих гонщиков. Совместными усилиями создали спецгруппу (гит и спринт). Есть и зримые результаты. Харьковский динамовец Андрей Винокуров стал двукратным призером мирового юниорского первенства. Рассчитываем на этого парня в Афинах.
— Уже шел разговор о технике. Ведущие выступают на импортных велосипедах. А как обеспечены остальные?
— Упомяну о 8-летнем сотрудничестве федерации с АНТК имени Олега Антонова. Там изготавливают рамы для велосипедов, соответствующие мировому уровню. Именно на такой технике наши ребята ехали в Сиднее. Для остальных гонщиков все же приходится по мере возможности приобретать импортные велосипеды. Они более высокого качества.
— В 60—70-е годы минувшего столетия на весь мир гремели имена украинских гонщиц Раисы Ободовской, Ирины Кириченко, Аллы Багиянц. Ныне традиции поддерживает только Ирина Янович. Не слишком ли скромно?
— За последние годы все-таки удалось повысить в стране уровень женского велоспорта. Тут заслуга и старшего тренера сборной Владимира Федорова. Девчата заметно поднялись в рейтинге УСИ, на 10—15-ю позиции. Двукратной чемпионкой Европы стала 24-летняя Татьяна Стяжкина. Если бы не два прокола, была бы на олимпийской гонке в шестерке. Но все же конкуренция слабовата, если говорить о треке. И та же Янович, совершенствуя скоростные качества, вынуждена соревноваться с мужчинами... Хотя постепенно, пусть и не так споро, за ней тянутся и юниорки.
— В круг забот федерации входит и маунтинбайк, горный велосипед...
— Луганчанин Сергей Рысенко выступал на сиднейской Олимпиаде. Среди полусотни участников украинец, согласно рейтингу, стартовал в «хвосте». Ликвидировать отставание от лидеров в 2—3 минуты было сложно. Но финишировал 27-м, что не так уж и плохо.
Маунтинбайк в Украине развивается и крепнет. Но лидерам надо чаще выступать на этапах Кубка мира, набирая очки для повышения в рейтинге.