Казалось бы, наша страна должна быть Меккой мировой туристической индустрии, поскольку обладает без преувеличения уникальным природно-рекреационным потенциалом. Горы, моря, минеральные воды, целебные грязи, ландшафтные парки, заповедники — всего вдоволь. Плюс огромное количество историко-культурных ресурсов, способных заинтересовать любознательных туристов. Добавьте сюда удобное географическое положение Украины, низкие цены, отсутствие (тьфу-тьфу-тьфу!) всевозможных форс-мажоров. Почему же статистика развития рынка туристических и сопутствующих, в том числе гостиничных, услуг, как бы это помягче выразиться, ну уж очень убогонькая? Почему, несмотря на явные преимущества, по украинским просторам не хотят путешествовать не только иностранцы, но и сами украинцы?
Темните, батенька!
Начнем с того, о чем не раз писало «ЗН» и что, увы, приходится констатировать и сегодня: отечественный туррынок, несмотря на наличие огромного числа туристических фирм, находится в зачаточном состоянии. Показатель здесь один — количество обслуженных туристов. Статистика свидетельствует: в нашей стране за год продается примерно полмиллиона путевок на зарубежные туры. Если учесть, что некоторые наши соотечественники в течение года отправляются за рубеж не один, а два, три и даже больше раз, то получится, что спрос на заграничные туры обеспечивают менее одного процента украинцев. Для сравнения: в некоторых европейских странах часть путешествующих по зарубежью граждан достигает 60%. Возражение «Ну, у них же там ЕС — ездить можно, где хочешь» не принимается, поскольку у нас здесь СНГ — ездить тоже можно довольно просто. Да и те же Чехию, Венгрию, Польшу, Румынию или Болгарию можно посетить, имея в кармане 100 евро, не особо задумываясь о визовых проблемах.
Однако, несмотря на воистину рахитические объемы выездного туризма, в нашей стране зарегистрировано аномально высокое количество туристических компаний. По состоянию на 1 июля 2006 г. лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность имеют 3984 субъекта. В первом полугодии 2006 года выдано рекордное количество лицензий — 910 (в первом полугодии прошлого года — 663). В том числе 599 лицензий — на турагентскую деятельность, 237 — на туроператорскую и еще 74 — на туроператорскую деятельность по внутреннему и въездному туризму.
Вдумаемся: 910 лицензий за полгода. Не слишком ли стахановские темпы?.. Ведь и без того количество туроператоров в нашей стране неоправданно велико. В Испании, к примеру, их всего 200. Они мощны, имеют опыт, у них богатое разнообразие программ. Мы же имеем следующее. В прошлом году 331 отечественная турфирма отчиталась об отсутствии деятельности, а 551 вообще не отчиталась. Иными словами, каждая четвертая компания, получившая лицензию, не работает. Или работает в тени.
Кроме того, в условиях жесткой, а порой жестокой конкуренции наши турфирмы вынуждены экономить. На всем — зарплатах, повышении квалификации сотрудников, маркетинге. При этом налицо следующая тенденция: снижение расходов никак не соотносится со стабилизацией цен на турпродукт. Средняя цена туруслуг за последний год выросла на 34 %. Почему «туристическая инфляция» превышает общеэкономическую? Причин несколько, основная — борьба за повышение рентабельности.
Итак, что имеем? Число туристических фирм увеличивается, но рост количества самих туристов, по словам главы профильного парламентского комитета Николая Томенко, «уповільнився». Это означает, что производительность туристического сектора не повышается, а снижается. В 2005 году одна фирма обслужила в среднем 646 туристов. Это на 14% меньше, чем в 2004-м. Есть основания считать, что аналогичная тенденция будет зафиксирована и по итогам нынешнего года.
Гостиница по-украински: небезопасно, безответственно, некачественно?
В Украине зарегистрировано 3083 средства размещения, в том числе 1192 предприятия гостиничного хозяйства. «ЗН» уже рассказывало читателям, что многие из них не только не прошли проверку на безопасность, но и вообще не зарегистрировались. То есть они не платят налогов и не несут никакой (!) ответственности за жизнь и здоровье постояльцев. Это — мини-пансионаты, усадьбы, а также квартиры, которые сдаются почасово и посуточно.
Напомним: большинство отечественных средств размещения, в том числе и многие гостиницы, не отвечают не только международным, но даже национальным (сравнительно либеральным) стандартам. Всего около двух сотен отелей прошли так называемую категоризацию и получили энное количество «звездочек». Свыше тысячи гостиниц «звезд» не имеют вообще.
Убогость и отсталость отечественной отельной базы объясняется просто: отсутствием привлекательного инвестиционного климата. Документы, земельные участки, мебель, оборудование — хлопот и расходов много, а отдачи мало. Средняя загруженность отечественных отелей — на уровне 50—60%. Это означает, что постояльцы, покупая гостиничные услуги, оплачивают не только свое проживание, но и простой остальных номеров...
Качество гостиничного обслуживания в Украине низкое — это скажет любой, кто хотя бы раз выезжал за рубеж и селился в тамошнем, далеко не самом шикарном, отеле. А ведь без нормальной гостиничной базы о качественном конкурентоспособном турпродукте можно только мечтать.
Название громкое, а на деле...
В стране есть орган, регулирующий развитие туризма, — Министерство культуры и туризма. Казалось бы, статус отрасли повысился — ее представитель является членом Кабмина. На самом деле все куда более прозаично и... грустно. Нонсенс, но факт: в министерстве попросту нет специалистов, которых можно было бы считать настоящими туристическими профессионалами!..
Функции координатора отрасли выполняет Государственная служба туризма и курортов — орган с громким названием и... куцыми полномочиями. Официально — правительственный орган государственного управления. Фактически — служба функционирует в составе министерства, не может самостоятельно ни бюджет согласовать, ни межведомственное совещание провести, ни даже внести изменения в уже действующий приказ бывшей Гостурадминистрации — каждый раз нужно обращаться с челобитной в министерство. А сколько (и каких) в министерстве специалистов, мы уже знаем…
Работа молодого ведомства была ограничена полным отсутствием финансирования программ и проектов, в том числе международных — деньги выделялись только на зарплату и коммунальные платежи. В 2002—2004 годах Украина активно участвовала в международных турвыставках — поэтому темпы развития въездного туризма напоминали пусть не геометрическую, но прогрессию. В последние два года на эти цели денег нет. Следовательно, проект «Україна відома» перешел в разряд фантастических.
Туризм — одна из немногих сфер, где у центральных органов практически нет подчиненных структур. В этих условиях особое значение приобретает деятельность общественных организаций.
В отрасли создано несколько профессиональных ассоциаций. Но количество их членов так невелико, что о влиятельности этих образований говорить не приходится. Многие директора турфирм не желают вступать ни в одну из существующих общественных организаций. мол, пустая трата времени. А некоторые, наиболее независимые, даже жалуются, что под прикрытием ассоциаций некоторые дельцы решают узкокорпоративные и даже личные вопросы...
Подведем промежуточные итоги. Издательская деятельность приостановлена. Качественных доступных буклетов и путеводителей, несмотря на многолетние призывы их напечатать, как не было, так и нет. Работа по созданию позитивного туристического имиджа страны на международной арене фактически парализована. Результаты научных исследований в сфере развития туризма и курортов никому не известны. Отсутствует и система прогнозирования туристических потоков. Весело, ничего не скажешь...
«Достойные» итоги
Наверное, нет и не может быть четких и однозначных рецептов быстрого оздоровления ситуации в туристической сфере. Поскольку туриндустрия — это, по сути, совокупная работа субъектов около 60 видов экономической деятельности. Потому положение дел здесь зависит не только от усилий властей, но и от общего состояния экономики и бизнеса.
Не секрет, что сейчас обсуждается возможность реорганизации Государственной службы туризма и курортов. Не исключено, что ее трансформируют в центральный орган исполнительной власти — администрацию или госкомитет. Наверное, решение об «отчленении» туризма из министерства будет правильным, поскольку ныне там туризмом серьезно никто не занимается.
Много говорилось о необходимости бюджетного наполнения туристических программ. Судя по последним веяниям, обильности не будет. Но хотя бы на уровне запланированного в 2004-м — не мешало бы. Одновременно деньги следует распределять на основе новых подходов — под конкретные обоснованные проекты, а не на маловнятные и, откровенно говоря, мало кому (за исключением их непосредственных авторов и «вышестоящих товарищей») нужные прожекты.
Следует также выделить деньги на реализацию инновационных проектов в сфере маркетинга национального турпродукта. Много лет говорят о создании центров туристической информации — воз и ныне там. А ведь эти центры могут работать прибыльно — за счет продажи буклетов и путеводителей, а также благодаря предоставлению дополнительных услуг. Много лет рассуждают и о создании наших туристических представительств за рубежом. Денег на это много не надо: такие представительства можно создать при торгово-экономических миссиях, которые работают во многих украинских посольствах. Стол, стул, компьютер, методические материалы, зарплата одного специалиста — вот и все расходы... Много лет говорят и о сильном туристическом веб-портале. Разговоров много, реализации — ноль.
Нужно, наконец, внести изменения в базовый Закон Украины «О туризме». Например, почему размер финансового обеспечения ответственности не зависит от показателей работы фирмы? У всех он одинаков, независимо от того, сколько человек фирма отправила за рубеж —10, 100 или 1000. Ждет своего часа закон о сельском туризме, который подан на рассмотрение в парламент.
Необходимо также четко определиться — кто управляет отечественными курортами? Минздрав, Госслужба туризма и курортов, областные администрации, местные советы?.. Закон «О курортах» не выполняется, курортные зоны развиваются стихийно. А ведь наведение элементарного порядка в этой сфере — это сотни миллионов гривень бюджетных доходов.
Ну и самое главное. Украинскому туризму как воздух необходим привлекательный инвестиционный климат. Ни Министерством культуры и туризма, ни Госслужбой туризма и курортов в этом направлении не сделано ничего. Нет ни предложений по упрощению административных процедур выделения земли для гостиниц и санаториев, ни идей по достройке многочисленных незавершенных объектов, ни инициатив, касающихся выделения «дешевых» кредитов на реализацию приоритетных проектов в сфере внутреннего туризма...
«Достойный» итог пятнадцатилетней работы в формате независимого государства, не правда ли?..