ДОЛОГ ЛИ ВЕК У ТРАДИЦИЙ

21 ноября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 47, 21 ноября-28 ноября 1997г.
Отправить
Отправить

Традиции рождаются и складываются веками. И опять же довольно много времени необходимо для проверки - традиции ли это, или просто мыльные пузыри царствующей в определенное время идеологии...

Традиции рождаются и складываются веками. И опять же довольно много времени необходимо для проверки - традиции ли это, или просто мыльные пузыри царствующей в определенное время идеологии.

Восемьдесят лет, которые отделяют нас от революционного Октября, срок достаточный, чтобы попытаться рассмотреть, какие же традиции породила новая эра. Не будем углубляться в вопрос, когда было лучше, коснемся лишь традиций. Вероятно, это прежде всего субботники и воскресники. Да, они стали знамением нашего времени. Если проводившиеся в промышленных цехах и на строительных площадках вызывали у населения мало энтузиазма, они были дополнительным неоплачиваемым рабочим днем, хоть и назывались праздником в рабочей спецовке, то субботники по благоустройству часто носили даже настоящий праздничный оттенок. Особенно для молодежи. Приятно было общаться за работой на открытом воздухе, видеть конкретный результат труда - облагороженный парк, выросший на вчерашнем пустыре сквер, благоустроенный двор, а потом, тоже уже по традиции, еще и «замочить» на природе свой труд…

Но что еще приплюсовать к этому? Рабочие подарки в виде досрочно выполненных норм? Красочные демонстрации? Или массовые забеги под каштанами? Слишком уж заметна была на них печать заорганизованности, администрирования, слишком мало проглядывало самодеятельности, собственной инициативы, свободы действий. Можно было бы еще отнести к традициям того времени привычку собираться на коммунальных кухнях, но… В таких условиях свободное волеизлияние и обмен мнениями чаще перерастали в межсемейные чвары. Что и говорить, коммунальный быт не вызывает по себе особой ностальгии.

А что же вспомнить из прошлого, ушедшего зачастую безвозвратно? Прославленное киевское хлебосольство? Было такое. Не зря же Владимиру-Крестителю, избиравшему для своего государства веру, приписывают слова: «Веселие Руси - пити есть». Княжеские пиры вошли в летописи и устные предания. Однако в них нигде не упоминается повальное пьянство. То ли народ был покрепче, лучше закусывал, то ли не являлось оно «национальной чертой». Да вспомним сравнительно недавнее, предреволюционное прошлое, начало нынешнего века.

Несмотря на явную материальную выгоду торговли алкоголем, министерство финансов, которому оно подчинялось, проводило довольно эффективную сдерживающую политику, да и органы самоуправления свое слово добавляли. По лимитам министерства из расчета на количество жителей Киеву разрешалось иметь 348 питейных точек. А на начало столетия их насчитывалось всего 226. Да и те работали в рамках строгого регламента. В дни главных религиозных праздников продажа вина на разлив запрещалась, во время призыва в армию в местах сбора новобранцев - также. За соблюдением этих правил строго следила полиция. Да и значительная часть доходов от виноторговли направлялась на открытие и содержание домов трезвости, читален, народных клубов. И не требовалось никаких партийных постановлений для борьбы с пьянством и алкоголизмом…

Неподражаемо саркастичный Гоголь к числу киевских достопримечательностей относил базарных торговок, значительную часть которых он называл ведьмами. Это, пожалуй, сохранилось. Современные челночницы, прошедшие Крым, и Рим, и медные трубы в поездках за товаром, не уступают характером и поведением торговавшим во времена Гоголя на Подоле…

А если серьезно, то можно вспомнить одну из напрочь утраченных и в Киеве, и на территории всей Древней Руси важную, определяющую традицию - это демократизм, простота отношений народа с правителями. Можно сослаться и на народное вече, и на казацкую раду, и на цеховые сходы - вопросы на них решались логикой большинства.

Правда, эта традиция начала ломаться, а затем и отмирать уже давно. Еще легендарный толстовский Поток-Богатырь, герой одноименной баллады, уснувший на княжеском пиру у Владимира и проспавший до воцарения московских самодержцев, высказался о преклонении перед государями довольно однозначно:

«Если князь он иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой?

Мы честили князей, но не эдак!

Да и полно, уж вправду ли я на Руси?..

Нам Писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!»

К сожалению, все последующее время мы развивали лишь традицию Московского царства и если не мели перед власть имущими бородой, то скорее всего из-за отсутствия бороды, а отнюдь не по другим причинам. Даже теперь, на словах призывая выживать из себя раба, вынуждены по-рабски лебезить перед любым чиновником, его секретаршей, перед слесарем, врачом - перед каждым, от кого зависит решение нашего пусть даже совсем маленького вопроса, - ибо так заведено, такую создали традицию.

А как не вспомнить об уже бывшей, но такой замечательной традиции, как благотворительность. Ею, благотворительностью наших предков, отмечена едва ли не каждая улица старого Киева. Сколько больниц, школ, музеев, храмов несут на себе печать добровольных жертвователей - не только для современников, но и для будущего!

Увы, отмирают многие традиции, другие теряют свою масштабность. В основном в силу объективных причин. Мало кто сегодня может пожертвовать не только на строительство нового здания, но даже на поддержку художественной студии или спортивной секции. Не каждый в состоянии накрыть приличный стол для нежданного гостя. Но огорчение вызывает не это.

В первую очередь то, что, строя демократическое государство, мы забываем о демократизме в общении, присущем нашему народу издревле. Все метем бородой перед старшим по должности, как при царе Иване Васильевиче Грозном. Неужели эта традиция осталась такой прочной, неизживаемой?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК