Для чего Украине качественные данные о международной миграции

22 ноября, 17:01 Распечатать Выпуск №45, 23 ноября-29 ноября

Украинские эксперты часто спорят о количестве трудовых мигрантов за рубежом, ведь трудно посчитать украинских мигрантов, проживающих или работающих в разных странах мира. 

Но есть ли у нашего государства данные о мигрантах, приезжающих в Украину и живущих в пределах украинских границ? Почему надо улучшать сбор данных о международной миграции, и можно ли сделать это, не тратя значительных ресурсов, — с этими вопросами разбирались эксперты во время круглого стола "Статистика международной миграции в Украине", организованного Аналитическим центром CEDOS при поддержке Международного фонда "Відродження" и Посольства Швеции.

Поскольку сбор данных о мигрантах в стране часто недешев, принимая во внимание сложный доступ к этой категории населения, все больше государств полагаются на данные административные, то есть собираемые во время выполнения рабочих задач ведомствами, ответственными за реализацию миграционной политики. Например, данные о выданных удостоверениях на временное и постоянное проживание, о задержании мигрантов, не имеющих законных оснований находиться в Украине, о заявлениях искателей международной защиты и результатов их рассмотрения и т.п. Такие данные госорганы уже собирают, информация доступна по запросу, но потенциальные пользователи не знают даже о полном перечне данных, не говоря уже о методологии сбора. В то же время периодическая публикация уже собираемых данных в удобном для пользователей формате, с объяснением методологии, — выгодна для государства и общества. Во-первых, это улучшает подотчетность и эффективность деятельности органов власти, а следовательно — и использование денег налогоплательщиков. Во-вторых — позволяет привлечь экспертов и научных работников к анализу эффективности конкретной политики, на основании которого миграционное ведомство может улучшить работу. 

Миграция — неминуемый процесс, являющийся частью разнообразных сфер современной жизни. Меры государственной политики, разработанные на основе анализа данных, позволяют этим процессом руководить — усиливать положительное влияние миграции и ослаблять негативное. В последние годы способность государства к сбору данных существенно возросла, в частности благодаря сотрудничеству с международными партнерами и внедрению Единой информационно-аналитической системы управления миграционными процессами. Теперь миграционное ведомство может собирать административные данные не в бумажном, а в электронном виде, что ускоряет обработку, улучшает качество данных и возможность работы с ними. Но в полной ли мере используются имеющиеся возможности? 

Теоретически новая система позволяет получать значительно больше данных для анализа миграционных процессов. На практике же — для этого необходимо заложить в систему соответствующие технические возможности. 

К сожалению, государство не владеет социально-демографическими характеристиками мигрантов. Собирается информация о стране гражданства мигрантов, но при этом часто не фиксируется такая важная информация, как возраст и пол мигрантов, длительность проживания иностранца в стране. У нас нет информации о контингенте мигрантов, находящихся в стране на определенный момент времени, поэтому отсутствует возможность понимать, как миграционная политика влияет на демографический состав населения Украины, что особенно важно в условиях высоких темпов старения населения и депопуляции. Такую информацию можно было бы получить из единой информационно-аналитической системы управления миграционными процессами, объединив эти данные с данными пограничной службы об иностранцах, въехавших на территорию страны.

Государство не отслеживает изменение статуса мигранта в течение всего пребывания его в Украине. На основании данных миграционной службы можно предположить, что учеба и воссоединение семьи — основная цель большинства мигрантов, прибывающих в Украину на временное проживание. Но действительно ли это так? Может, они используют эти каналы, поскольку легализация пребывания с целью трудоустройства значительно сложнее? 

Чтобы понять, не создает ли миграционная политика дополнительных препятствий мигрантам, которые могут быть полезны для Украины, надо отслеживать, как изменяется статус мигранта в течение его пребывания в стране. Например, это даст возможность понять, возвращаются ли на родину иностранные студенты после окончания учебы в Украине, работают ли на украинском рынке труда или остаются в Украине с неурегулированным статусом, переходят ли со временем в статус постоянных мигрантов и получают ли гражданство. Объединение таких данных с данными фискальной службы позволило бы понять, как миграционная политика влияет на государственные финансы, и оценить вклад в экономику различных категорий мигрантов. 

"Никого не оставить в стороне" — один из принципов Целей устойчивого развития до 2030 года. Глобальные цели еще раз напоминают правительствам государств: необходимы дополнительные усилия, чтобы учитывать интересы уязвимых групп, в том числе и мигранток/тов, в государственной и локальной политике. Но, пока нет государственной статистики о мигрантах, эти люди остаются невидимы для большинства государственных мер. 

Ситуацию могла бы улучшить разбивка данных официальной статистики по миграционному статусу. Но иностранцев в Украине не так много, поэтому показатели госстатистики о положении мигранток/тов в сфере занятости, доступе к медицине, образованию, жилью и социальной защите не являются статистически надежными и не позволяют сравнивать положение мигрантов и местного населения в этих ключевых сферах. 

Выборочные обследования, целевые опросы мигранток/тов могли бы дать лучшее понимание проблем определенных категорий иностранцев, например, процесса обучения иностранных студентов или доступа к рынку труда тех иностранцев, для которых трудоустройство не является главным основанием пребывания в стране. Кроме того, такие исследования дают возможность получить данные о сферах занятости мигранток/ов, их умений и навыков, понять, имеет ли место дискриминация мигрантов, есть ли искусственные барьеры на рынке труда, не позволяющие мигрантам реализовывать свой потенциал.

Международная миграция — глобальный процесс, в который в большей степени вовлечены страны, принадлежащие к одному географическому региону. Для лучшего понимания и управления миграционными процессами данные международной миграции надо сравнивать с данными других стран, особенно Европы. 

Из-за отсутствия качественных данных в сфере миграции невозможно оценить влияние мигрантов на сферы общественной жизни, что не дает возможности учитывать миграцию в национальной стратегии и локальных планах развития, а следовательно — эффективнее реагировать на современные демографические вызовы и использовать возможности, созданные миграцией.

Подготовлено аналитическим центром CEDOS

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно