Давос социальных инноваций

Поделиться
Говорят, что проведение системных изменений в любой сфере (образовании, культуре, медицине) требует огромных денежных ресурсов...

Говорят, что проведение системных изменений в любой сфере (образовании, культуре, медицине) требует огромных денежных ресурсов. Но реальность такова, что если оставлять все как есть, ничего не изменяя, то в конечном итоге это будет стоить намного дороже.

В конце марта в Великобритании, в Оксфорде, состоялось событие, которое смело можно назвать «Давос социальных инноваций». Это — Всемирный форум Сколла по социальному предпринимательству-2007, на который прибыло около 700 участников из 40 стран мира. Он стал самым масштабным и репрезентативным мероприятием, посвященным социальным преобразованиям, обсуждению глобальных проблем человечества в новом тысячелетии, а также поиску путей решения этих проблем и изменения систем. На форум собрались представители нового поколения социальных новаторов, социальных трансформаторов, современных социальных инвесторов и филантропов — социальных предпринимателей.

«4 звезды» Оксфорда

Оксфорд — город философов. Он поражает зеленью газонов и парков, количеством велосипедов и молодежи. Дом, похожий на замок, — это местная «администрация», фасад здания украшает плакат: «Результаты аудиторской про­верки — «отлично». И знак качества с четырьмя звездами. На каждом шагу — факультеты, школы, лаборатории и институты, собранные под одним известным брендом образования высшего уровня — Оксфордский университет. На этом фоне Said Business School (SBS) — единственная школа бизнеса в Оксфорде, тем не менее, одна из лучших в мире — очень выделяется. Современный дизайн из камня и стекла, просторные холлы, аудитории, библиотеки. Здесь в течение четырех дней — с 25 по 29 марта — представители разных национальностей, профессий и религий, которых объединили идеи социальных преобразований в обществе, обсуждали проблемы, учились, делились опытом. Организатором форума выступил Фонд Сколла по социальному предпринимательству, разместившийся в Said Business School.

Эпицентр трансформаций

«Эпицентром трансформаций» и «празднованием новой бизнес-идеологии» стал нынешний форум — четвертый с 2004 года. У его организаторов есть все основания для таких амбициозных утверждений и заявлений. Форум прошлого года стал для человечества отправным пунктом и началом движения против глобального потепления. Тогда впервые сделал доклад по этой проблеме в мультимедийном формате бывший кандидат в президенты США Эл Гор. 2006-й был объявлен годом борьбы с глобальным потеплением. Едва ли не впервые об этой экологической угрозе, ставящей под вопрос перспективы человеческой цивилизации, заговорили на всех уровнях. Фильм Эла Гора «Неудобная правда» (The inconvenient truth) стал обязательным для изучения в средних школах Европы, Великобритании и Скандинавских стран. Произошли сдвиги в мышлении, поведении и отношении миллионов людей к безответственному потреблению и беспрерывному прогрессу. Этому предшествовали сотни презентаций, бесед, встреч и дискуссий по всему миру. А начал эти преобразования форум 2006 года.

Филантроп нового формата

Для успеха любого фонда необходимо хотя бы одно из двух условий — наличие настоящего лидера и/или большого капитала. Фонд Д.Сколла имеет оба. Джефри Сколл является первым президентом компании eBay, внедрившей систему интернет-торговли и интернет-аукционов, которыми мы ныне успешно пользуемся. Сделав быструю карьеру в бизнесе и имея мощные финансовые ресурсы, предприниматель оставил компанию и основал фонд нового образца — Skoll Foundation, ставящий целью развитие и поддержку социального предпринимательства во всем мире. Базируясь именно в бизнес-школе, центр привлекает к новому направлению студентов, преподавателей и исследователей. Почему именно социальное предпринимательство?

Теория в цитатах

«Каждый год дискуссия о социальном предпринимательстве начинается с вопроса, что такое социальное предпринимательст­во», — начал презентацию исследований в этой сфере С.Чамберс — директор программы MBA/SBS. По его мнению, лозунг «Не связывайте себе руки!» лучше всего отображает его суть. «Соци­альное предпринимательство помогает мыслить и действовать более креативно и открыто», — заявил один из участников форума. Сам Д.Сколл назвал социальное предпринимательство новым лицом филантропии: «Это — социальные новации, предлагающие новые модели там, где старые не работают». Форум не ставил перед собой целью дать определение новейшему направлению. Скорее — дать толчок к развитию, поддержать социальные инновации и социальных новаторов.

И все-таки потребность в определении есть. Отсутствие характеристик и определений приведет к тому, что, пользуясь определенной популярностью темы, многие социальные и благотворительные формации назовут себя социальными предприятиями. А это в свою очередь приведет к критике и неопределенности сферы как новой дисциплины, а со временем и к ее исчезновению. Поэтому, считая целесообразным обозначить социальное предпринимательство определенными маяками, предлагаем читателю характеристику Стенфордского университета, одного из центров исследования СП. Социальное предпринимательство определяется как деятельность, состоящая из таких компонентов: 1) социальная проблема, которая в течение продолжительного времени существует в обществе из-за ограниченного доступа определенной целевой группы к финансовым и политическим ресурсам для ее решения; 2) разработка и внедрение механизма инновационного решения (путем прямого действия) проблемы, нарушающей стабильный, но несправедливый баланс; 3) создание нового, стойкого баланса, высвобождающего ресурсы для упомянутой целевой группы для поддержки новой системы, что предусматривает лучшее будущее не только для этих людей, но и для общества в целом. Социальное предпринимательство — это деятельность, имеющая три ориентира: социальный, рыночный и инновационный.

Возможно, сложность этого определения может упростить такое пояснение. Социальный предприниматель является главной фигурой. Он выделяет проблему, с которой часть населения смирилась и воспринимает как данность по тем или иным причинам. Сам разрабатывает и внедряет новый способ решения проблемы — в виде услуги или продукта. Социальный предприниматель соз­дает условия для широкого внедрения нового решения, что в конце концов изменяет систему и несправедливое положение людей. Правда, иссле­дователи соглашаются, что не следует идеализировать отдельные персоналии, ведь все они работают в командах и с партнерами.

Следует отметить, что социальное предпринимательство — это не социальные услуги и не социальный «активизм». В первом случае отсутствуют системные изменения. Создание школы нового формата для детей изменит положение только определенной группы детей, но, скажем, не повлияет на уровень образования в области или государстве. Во втором случае отсутствует прямое действие. Социальные активисты создают условия и способствуют проведению социальных преобразований, но не действуют напрямую. Они, скорее, влияют и побуждают к действию.

Почему мы не можем назвать всех этих людей социальными предпринимателями? Потому что такие люди, как Мартин Лютер Кинг и Махатма Ганди, уже давно имеют свои имена. Назвать их социальными предпринимателями означает создать путаницу.

Идеальный социальный предприниматель

Учитывая вышеизложенное, нобелевского лауреата премии мира 2006 года Мухамеда Юнуса — почетного гостя и докладчика форума можно смело назвать социальным предпринимателем. Его имя стало уже почти легендарным, а сумма первого кредита в 27 долларов, которые он из собственного кармана отдал женщинам далекого поселка в Бангладеш более 20 лет тому назад, — символической в истории микрокредитования. Профессор Юнус считается отцом микрокредита, основателем Грамин Банка и настоящим социальным предпринимателем. На проблему, которая десятилетиями существовала в бедных регионах Азии, экономист посмотрел с другой стороны. Он заметил, что основу таких бедных поселений составляют женщины — ответственные, трудолюбивые, привязанные к земле. Именно женщины получили первые небольшие суммы на покупку орудий труда в форме кредита. По истечении срока его погашения — 99% возвращения средств. Впервые разорван круг бедности — женщины начали зарабатывать для себя и своих детей. Спустя некоторое время — три тысячи филиалов Грамин Банка в Индии, Шри-Ланке и Бангладеш, семь миллиардов долларов США — в виде микрокредитов. Совладелицы филиалов — сами члены общины, женщины, когда-то отважившиеся взять 27 долларов и превратить их в первый капитал. Идея получила поддержку и развитие в других странах. «Бедность не является нормой жизни. Бедность навязана людям» — таков главный мессидж нобелевского лауреата.

Но, как было указано на форуме, социальные предприятия являются преимущественно гибридами. Одни, начиная с социальных услуг, со временем изменяют систему, другие становятся социальными активистами, которые затем переходят к прямым действиям. Пример такого гибрида — компания RugMark, основатель которой также был участником форума. В Индии дети фактически являются полурабами в индустрии производства ковров, Кайлаш Сатьяртхи основал программу сертификации ковров, которой предшествовала широкая просветительская информационная кампания для потребителей. Сейчас, покупая ковер с маркировкой RugMark, покупатель уверен, что при его производстве не использовался труд ребенка. Так, опосредствованным действием социального предпринимателя была изменена вся индустрия тканья ковров.

Каждый может быть генератором изменений

Социальное предпринимательство — катализатор изменений и преобразований в обществе. Поэтому слова «социальное предпринимательство» и «изменения» чаще всего можно было услышать на форуме.

«Мы должны измениться. Каждый должен стать генератором изменений. Мы должны заста­вить каждого изменяться», — это основные призывы другого человека-легенды и социального предпринимателя Уильяма Дрейтона, основателя глобальной сети поддержки социальных предпринима­телей — Фонда Ashoka. Начи­ная с 80-х годов, Ashoka ищет, объединяет и инвестирует в социальных предпринимателей. Пока сеть включает свыше 1800 социальных инноваторов из 60 стран, которые служат неопровержимым доводом для формирования нового поколения лидеров, организаций, бизнеса и инвесторов, и таким образом формирования новых подходов к решению глобальных проблем — движения социального предпринимательства.

Новые проекты глобального масштаба: 10 проектов — 10 миллионов

Форум стал олицетворением миссии Фонда Сколла: собирать социальных предпринимателей и предоставлять им платформу для диалога, инвестировать в них и вместе с ними праздновать успехи. Так, частью программы была церемония награждения десяти победителей конкурса про­ектов по социальному предпринимательству Фонда Сколла на общую сумму около 10 млн. долл. США. Награждение стало настоящим праздником «бизнеса, осуществляющего социальные преобразования», — сказал участник форума, победитель прошлого конкурса, музыкант, правозащитник и основатель международной организации WITNESS (в переводе — «свидетель») в своей приветственной речи в честь победителей. Тысячам участников сети WITNESS — журналистам, правозащитникам и простым гражданам — в 70 странах выдают в пользование видеокамеры. Они как свидетели правонарушений в своих странах собирают видеоматериал. Все аккумулируется на медиапортале и используется в борьбе за права человека, в частности комиссией ООН, как доказательства. В этом году финансовую поддержку фонда получили организации из Колумбии, США, Канады, Индии, Пакистана. Каждый из проектов уже достиг определенных результатов в своих странах и предусматривает привлечение других стран с подобными проблемами. Целевыми группами проектов являются прежде всего дети. Они более всего страдают от бедности и отсутствия или несовершенства системы образования и здравоохранения. Важное место в проектах занимают экологические проблемы и привлечение бизнеса к их решению. Другие инициативы — строительство доступного жилья, внедрение системы микрокредитования и повышения качества условий труда. Каждый проект охватывает и привлекает миллионы прямых бенефициариев, претендуя на инициативы глобального масштаба.

Украина: наша хата с краю?

Банальный вопрос, а что же Ук­раина может получить от такого события? Где наше место в новом обществе социальных реформаторов? Учитывая то, что из Восточной Европы было три делегата (два из Польши и один из Украины), то нигде. Украина осталась вне внимания социальных инвесторов нового образца. С моей точки зрения, причин здесь несколько. Во-пер­вых, сотрудничество, например, с фондом Сколла происходит уже на основе достигнутого успеха. Украин­ский общественный сектор часто действует по принципу «дайте деньги, а мы вам организуем социальное предпринимательство». Другая причина — крайне ограниченный доступ организаций к финансовым ресурсам: нет культуры поддержки НПО и инвестирования в НПО. И, наконец, бизнес только начинает осознавать свою значимость и потенциал для трансформации общества. Кстати, в мировом масштабе, по данным исследований организации SustainAbility, именно ограниченный доступ к ресурсам является самой большой проблемой социальных предпринимателей, a не отсутствие инициатив и идей.

А если все-таки возникает вопрос, что делать, то попытаюсь донести ответ, который я получил в Оксфорде для себя. Нужно измениться. Нужно научиться думать над решением проблемы. Нужно самому изменять ситуацию к лучшему. Необходимо осознать, что проблемы не решаются сами по себе, а наоборот, со временем углубляются и становятся нормой жизни. Необходимо, в конце концов, осознать себя частью мирового сообщества и понять, что глобальные проблемы в равной степени касаются и нас. Для бизнеса, наверное, нужно найти противодействие «синдрому внезапного богатства» и повернуться лицом к обществу. «Ни одна социальная проблема не может решаться без участия бизнеса», — ответственно заявил директор компании Social Impact Advisors Марк Крамер. Изменения наступают не в результате принятия нового закона или смены власти, a как результат инициативности и деятельности даже одного человека — лидера, предпринимателя, новатора, который руководствуется исключительно миссией изменить жизни к лучшему.

Пессимист — это хорошо информированный оптимист

Нелишне остановиться и усвоить некоторые моменты выступления успешного предпринимателя и новатора, основателя и руководителя компании Google Лари Брил­лианта. «Люди всегда будут выбирать между пессимизмом и оптимизмом. К сожалению, последний иногда является самообманом. Да, первый фильм о глобальном потеплении, как и научные факты, демонстрировался в 1958 году! И тогда человечество выбрало «оптимистическую» реакцию — пусть об этом думают ученые», — так начал свою речь бизнесмен.

Дальше — больше. На протяжении последующих 20 лет население планеты увеличится с шести с половиной миллиардов до девяти. Не думаю, что Украина не почувствует этого. Уровень потребления ресурсов сегодня такой, что можно подумать, будто нас уже 20 миллиардов. И на этом фоне 1% населения потребляет 40% продукции и услуг, 50% населения планеты живет на доллар в день, а 10 млн. детей ежегодно умирают от болезней, которое можно было предотвратить. Развитие технологий достигло неконтролируемого уровня — биологическое и ядерное оружие становится товаром интернет-торгов. Как реакция — недовольство, озлобленность, конфликты и терроризм с одной стороны. Отстраненность и нигилизм — с другой.

Информация для оптимистов

Вместе с тем есть все основания верить в будущее. Лари Бриллиант привел примеры, когда человечество поднялось на борьбу с озоновой дырой, и пока, казалось бы, неминуемая катастрофа нивелирована межконтинентальными усилиями. Преодо­ление эпидемии оспы — болезни, которая унесла жизни 500 миллионов человек в ХХ веке, — также вселяет оптимизм. После десяти лет борьбы группы энтузиастов из разных стран, среди которых был и Лари Бриллиант, в 1978 году был зафиксирован последний случай оспы. В середине 80-х было остановлено наращивание вооружений. Все это стало возможным благодаря активной позиции, вере в свои силы и оптимизму, оснований для которого всегда достаточно...

Социальное предпринимательство имеет мощный потенциал. Это синергия взаимодействия бизнеса и общества. Это путь к пониманию бизнесом социальных ценностей, а для общества — к эффективным и действенным бизнес-инструментам. В современном мире очень легко быть циничным, чтобы сказать, что все это — выдумки и временная модная тема. Сложнее поверить, измениться, начать экспериментировать и достигать цели.

«Когда девочка выдыхает последний вирус оспы в мире, когда понимаешь, что это — конец самой страшной болезни, приходит осознание, что мир изменился. И это бесспорный повод быть оптимистом. В течение десяти лет люди разных национальностей, разных вероисповеданий и разных профессий боролись против одного врага. Они не боролись друг против друга», — так закончил свое выступление успешный предприниматель, новатор и благодетель.

Подробную информацию о форуме можно найти на www.skollfoundation.org/skollcentre/skoll_forum

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме