Д’АРТАНЬЯНУ СИМПАТИЗИРУЮТ ХОЛЕРИКИ

Поделиться
Сколько существует мир, столько же существует проблема родителей и детей. Их безумно любят, балуют, воспитывают, учат уму-разуму и.....

Сколько существует мир, столько же существует проблема родителей и детей. Их безумно любят, балуют, воспитывают, учат уму-разуму и... не понимают. Пока дети маленькие, родители сетуют на их капризность, когда подрастают - жалуются на упрямство, а взрослых детей корят за трудный характер. Создается впечатление, что самые близкие в мире люди - родители и дети разговаривают между собой на разных языках. Более того, одни и те же события, явления, поступки, слова те и другие оценивают совершенно по-разному. Словно кто-то из них прибыл с другой планеты и никак не поймет, что вокруг происходит и чего от него хотят. Планета эта называется «детство», все мы с нее родом, но очень быстро об этом забываем. Что же касается «трудного» характера, то формируется он постепенно и, в первую очередь, зависит от такого фактора, как темперамент или тип нервной системы человека. У каждого он строго индивидуален, так же как группа крови, узор на подушечках пальцев, тембр голоса и так далее. Именно с типом нервной системы связаны особенности восприятия проявлений окружающей среды и формирования своей особой реакции на такие раздражители.

Еще со времен Гиппократа известны четыре основных типа темперамента. Холерический тип - резкий, несдержанный, взрывной, что обусловлено проявлением сильной, но неуравновешенной нервной системы. Сангвинистический тип - целеустремленный, мотивированный, рассудительный, характеризующий человека с сильной, уравновешенной нервной системой. Флегматический тип - спокойный, последовательный, неторопливый, принадлежит человеку со слабой, но уравновешенной нервной системой. Меланхолический тип - эмоциональный, впечатлительный, скрытный, присущ человеку со слабой неуравновешенной нервной системой.

У взрослых особенности психоэмоционального состояния «сглаживаются» жизненным опытом, воспитанием, условиями профессиональной деятельности, традициями, окружением, формой общения.

Психика ребенка всем этим не защищена и очень чувствительна к различным факторам воздействия, которые навязывают им взрослые. Поэтому очень важно как можно раньше определить тип нервной системы своего ребенка, чтобы в дальнейшем разговаривать с ним на одном языке. Правильное воспитание поможет лучше раскрыть творческие и энергетические возможности личности ребенка, научит его быть «не рабом, но господином» своего темперамента.

Для выяснения этого вопроса лучше обратиться к специалистам психологам, но можно попробовать сделать это самостоятельно. Существует достаточно простой тест: подарите ребенку новую яркую книжечку с рисунками (именно книжку, а не игрушки, одежду, украшения, угощения и так далее) и понаблюдайте за его действиями.

Если ребенок сразу же бросил свои дела, ухватил книжку и начал быстренько ее листать, громко комментируя свои впечатления, а затем еще и дорисовал в ней что-нибудь свое, то можете быть уверенными, что у вашего ребенка формируется холерический темперамент. Запреты, скучные нотации и нравоучения такие дети почти не воспринимают, оставаясь вне их образного сознания. Им можно «тысячу раз» повторять одно и то же без видимой пользы. В таких случаях в народе говорят: «Хоть кол на голове теши, а он за свое...». Но это не вина ребенка, а просто особенность формирования его нервной системы. Наказаниями и страхом волю такого ребенка можно только «сломать», а «согнуть» или «распрямить» невозможно, да и не стоит этого делать. Для таких детей в учебе или работе необходимы элементы игры-соревнования, борьба за лидерство и победу, быстрая смена впечатлений, постоянная «перемена декораций» в тех событиях и делах, в которые они вовлечены. Их нужно не переубеждать или заставлять что-то делать, а призывать к действию, воодушевляя своим примером.

Совсем иное дело, если ребенок реагирует на новую книжку заинтересованно, но спокойно. Отложит игрушку, поинтересуется, о чем эта книжка, и начнет ее спокойно просматривать. Очень скоро он определит свое личное отношение к книжке - сделает ее любимой или больше не обратит внимания. При этом рекомендации родителей решающего значения для него иметь не будут. Сильный уравновешенный сангвинистический характер такого ребенка формирует свои личностные симпатии или антипатии, но может учитывать мотивированные рекомендации других. Для ребенка-сангвиника важен конечный итог стремлений или намерений, а путь к их достижению он постарается избрать самостоятельно. Поэтому таким детям обязательно нужно объяснять, чего вы от них хотите и почему. Им важны мотивированные советы, а не принуждение или лозунг.

Если же вы заметили, что прежде чем взять новую книжку в руки, ваш ребенок вначале завершит начатую игру или дело, которым занят, а уже потом внимательно просмотрит ее до последней страницы и только тогда начнет о чем-то спрашивать, вероятнее всего, он флегматик. К любому делу относится внимательно, ответственно и последовательно. Таким детям очень важно постоянно ощущать рядом присутствие родителей, чтобы в любой момент можно было обратиться к ним за советом или помощью. Детей-флегматиков необходимо убеждать в целесообразности той или иной работы, поведения или запрета на что-либо. Просто объяснения для них мало, а лозунгов или приказов они не воспринимают. Да, они могут подчиниться давлению, но без внутренней убежденности, и польза от такого «послушания» будет минимальной. Таким детям нужно определенное время, чтобы осознать, что от них требуется. Если у родителей хватит терпения ждать, то результаты будут весомыми и останутся на всю жизнь.

И еще один из вариантов общения с книгой, когда ребенок словно «подкрадывается» к книге, замирает, осторожно расспрашивая родителей, добрые ли там герои и все ли у них закончится хорошо. Ребенок не торопится самостоятельно взять книгу в руки, он просит ее «показать» и почитать. Во время чтения может надолго задуматься или попросит перечитать одно и то же несколько раз. Активно сочувствует любимым героям и искренне радуется их удачам, а над трудностями горько плачет. Это, без сомнения, ребенок с меланхолическим типом нервной системы. На таких детей ни в коем случае нельзя кричать, это травмирует их психику. Их необходимо постоянно хвалить - осторожно и в меру, если вас не все устраивает, и искренне и восторженно, если они это заслужили. Родительская похвала для них сродни жизненной энергии, которая придает силы, вдохновляет на учебу или работу.

Изготовьте для такого ребенка «карту поведения и успехов», в которой каждый день вы будете ставить две отметки - за примерное поведение и за выполненную работу. Эта «карта» обязательно должна быть на виду, чтобы ребенок в любой момент мог к ней подойти и зарядиться положительными эмоциями. Естественно, там не может быть места для двоек, лишь четверки и пятерки, очень редко тройки. Такая «карта» имеет не столько воспитательное, как психологическое значение, придавая ребенку уверенность в своих силах и возможностях. Чем доброжелательнее и мягче общение с детьми-меланхоликами, тем ярче и полнее раскроются их таланты, которыми природа щедро наделяет в первую очередь именно их.

Рассказ о героях, на которых дети хотели бы быть похожими, поможет вам сориентироваться в подсознательности детских симпатий и приоритетов. Дело в том, что народное творчество вкладывает в облик и особенности поведения сказочных героев определенные характерологические особенности, присущие и людям. Так, например, хитрая, умная, целеустремленная лисичка-сестричка олицетворяет собой сильный уравновешенный тип нервной системы, соответствующий сангвинистическому у людей. Большой, сильный, ворчливо-доброжелательный мишка-топтыгин воспринимается как флегматик. Шумный, неухоженный, агрессивно-неудачливый волчик-братик символизирует холерический темперамент. Маленький симпатичный, беззащитный и пугливый, но проворный и предусмотрительный зайчик-побегайчик иллюстрирует черты меланхолика.

Своя градация характеров и у птиц. Воробей и петушок воспринимаются как холерики, ворон и сова - как флегматики, орел - как сангвиник, а соловушка - истинный меланхолик.

Если ваши дети постарше и уже успели прочитать книгу Александра Дюма «Три мушкетера», поинтересуйтесь, кто из героев им более симпатичен. Литературные образы мушкетеров из этого романа уже стали классическими в функциональной психологии.

Резкий, стремительный, геройский, но несколько ветреный д'Артаньян отражает холерический тип нервной системы. Большой, сильный, дружелюбный Портос представляет тип флегматика. Молчаливый, таинственный, предусмотрительный Атос является наглядным примером меланхолика. Сдержанный, рассудительный, целеустремленный и решительный Арамис - безусловно сангвиник.

Таким образом, особенности устройства нервной системы каждого ребенка, отражаясь в его поведении, поступках и симпатиях, дает возможность окружающим понять его лучше. А взаимопонимание - это один из реальных способов поселить всех наших любимых инопланетян в одной стране под названием - счастливое детство!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме