У Салеваа Атисано, паренька с острова Гавайи, никогда не было ни времени, ни охоты для изучения традиций и обычаев. Неуклюжий подросток, он любил разыгрывать из себя клоуна.
Повзрослев, Сале превратился в 6-футового гиганта, весившего 380 фунтов. Позже, став студентом, он повергал в трепет команду противника одним своим появлением на футбольном поле.
Но случилось так, что всего за несколько дней до выпускных экзаменов он бросил учебу и отправился в город Вайкики, где познакомился со странным человеком, торговавшим на берегу разными безделушками. Незнакомец, он же Куртис, по прозвищу Бык, оказался в прошлом профессиональным борцом. Едва взглянув на Сале, он предложил: «Как насчет сумо? Не махнуть ли тебе в Японию?»
Так юный американец с Гавайев бросил вызов стране, очень ревностно соблюдающей традиции и оберегающей себя от чужаков. Чужак Сале добился в этой стране невероятных высот и разрушил казавшиеся неколебимыми условности и догмы. Он стал звездой сумо, принял японское имя Конишики и с 1994 года стал гражданином Японии. На этом пути ему пришлось сразиться не только с борцами-соперниками, но и со старой гвардией сумоистских иерархов, начиненных ксенофобией и неприятием всего нового.
Спустя годы он проявит еще большую твердость и независимость: покинет столь дорогой ему спорт, добьется того, чтобы за ним оставили его прославленное имя, и начнет новую карьеру. Сначала в качестве игрока-бейсболиста, а затем, совершив поистине фантастический прыжок, сменит спортивную майку на рекламные «доспехи» и шутовской наряд Крошки Банни, забавного розового кролика.
Итак, восьмой ребенок из семьи, в которой было десять детей, в 1982 году он прибывает в Японию. Кстати, его отец всегда направлял шаги своих детей исключительно с помощью ремня и однажды отлупил сына садовым поливальным шлангом, когда тот припозднился на пляже. «Отец никогда не наказывал нас без причины», - вспоминает одна из сестер Конишики. Как бы то ни было, но подобное воспитание сослужило молодому гавайцу хорошую службу, когда он впервые попал на сумоистскую «конюшню». Его вес, упорство и желание быть первым пришлись не по душе большинству «коней». Но главная причина заключалась в том, что он был иностранец, чужак. Мало того, что тренер бил его бамбуковым шестом, плевался и бросал в глаза соль, один из «дедов» разбил о лицо «новобранца» бутылку с пивом. Конишики также обязан был купать и кормить борцов постарше, а заодно вытирать те части тела, до которых им самим было не дотянуться. «Ну, жизнь на «конюшне» была не тяжелей, чем дома у моего папаши», - философски заметил Конишики…
Победы не давались Конишики легко. Он опрокидывал не только борцов на ринге, но и различные табу, которые предписывалось строго соблюдать молодым борцам.
Успехи Конишики были слишком велики, особенно учитывая, что он был неяпонцем. Его тело вылеплено не по тем канонам, какие заданы для фигуры сумоиста. Критики назвали его Мясной бомбой, Долбилой и Черным кораблем, вспоминая тем самым флотилию американца Мэтью Пэрри, атаковавшую японцев в 1853 году. Но это было лишь начало. В феврале 1992 года, когда Конишики достиг высшей формы и одержал свою вторую абсолютную победу, большинство болельщиков предложило ассоциации сумо назвать его первым неяпонским «великим чемпионом».
Но «лорды» сумо запротестовали. Волна публикаций в японской прессе настаивала на высылке Конишики, обосновывая свое требование тем, что иностранец не имеет права представлять вид спорта, опирающийся на японскую историю и традиции. Позже Конишики назовет автора одной из подобных публикаций расистом.
Скандал разгорелся всерьез, когда в Японию прибыли два других борца с Гавайев. Они также жаждали славы на ринге сумо, но для большинства японцев были не более чем «надоедливыми иностранцами». Один из них - Акебоно, бывший баскетболист, стал чемпионом в 1993 году. Другой новый чемпион, Мусашимору, чьи ноги были обхватом в три толстых ствола, а вес 437 фунтов, проявил недюжинную ловкость не только на ринге. Он официально заявил, что его основная цель - «обучиться всему японскому, чтобы стать настоящим человеком».
Старая сумоистская гвардия сопротивлялась Конишики по всем фронтам. Когда в 1997 году он принял решение уйти из сумо, но оставить себе свое борцовское имя, они запретили ему сделать это. Они понимали, какие за этим стоят деньги. В результате после упорной борьбы Конишики вышел из ассоциации сумо, оставив за собой право использовать свое спортивное имя. Правда, только на английском.
Но и сама Япония, оказавшись между приверженностью традициям и всемирной открытостью, начала испытывать проблемы. Сквозь потрескавшийся фасад японской добродетели стало проявляться лицо новых соблазнов. Так, уже в 1986 году бейсбол, отодвинув сумо, стал наиболее популярным видом спорта на японском телевидении. Это показало, что молодые японцы, воспитанные на поп-культуре и МТВ, проявляют все меньше интереса к традициям.
Тогда же пришлось признать тот факт, что напористые иностранцы начинают доминировать в сумо. Большие, поистине огромные парни используют свой вес вместо былой техники, делавшей сумо схожим с искусством. На недавнем майском турнире поединок проходил между двумя гавайцами, общий вес которых равнялся 941 фунту! Отсюда ясно, почему ортодоксы из ассоциации, входящие в политическую и бизнес-элиту Японии, боятся, что исконно японский вид спорта «перетечет» к грубым иностранцам.
Итак, триумф Конишики спровоцировал последующий наплыв в Японию иностранных атлетов. Ответный ход ассоциации не заставил себя ждать: в 1992 году она стала уже закрытой для новых поступающих. Исключение было сделано лишь для четырех иностранцев, выходцев из Азии, принятых в сумоистские «конюшни», превратившиеся в нечто среднее между борцовским клубом и монастырем.
Но сегодня расколоть «замороженный» мир сумо требуют уже и болельщики. Они желают видеть на соревнованиях транспаранты и красочные щиты, слышать музыку, ощущать весь «блеск и праздник», соответствующие матчам НБА, футболу и теннису. «Мир сумо похож сегодня на мир японской политики, - жалуется один из болельщиков. - Люди, которым давно пора сойти с арены, вдруг объявляются лидерами. Надо сделать сумо более демократичным». Болельщики недовольны и тем, что «со стороны» невозможно даже купить хорошие билеты, потому что лучшие места из года в год авансом продаются крупным компаниям и японским богатеям.
Что же касается Конишики, он сегодня - звезда и идол молодых японцев. В 1998 году он провел серию показательных выступлений в рамках рекламной кампании японского виски «Сантори». А чуть позже предстал в образе Крошки Банни - плюшевого розового кролика. «Я все еще люблю дразнить взрослых людей», - улыбается он. Конишики рекламирует аппаратуру «Сание», отдых на Гавайях. В прошлом году японский телевизионный коммерческий центр назвал его самым популярным среди талантливых японцев.
А японская молодежь считает Конишики крутым. В апреле две японские компании игрушек выбросили на прилавки целую серию игрушек, маек, бэджей, мобильных телефонов, как две капли воды похожих на знаменитого борца. Конишики стал одним из самых любимых героев японской детворы наряду с Микки-Маусом и Суперменом.
Сам Конишики утверждает, что Япония стремительно меняется: «Когда дети говорят, что это круто - зарабатывать деньги, веселя людей и разгуливая в костюме кролика, это значит, что японские традиции и обычаи изменились».