Десять лет назад из Николаева в кругосветное путешествие отправилась яхта «Икар», спроектированная и построенная в этом городе кораблестроителей и мореплавателей. С экипажем, состоящим из николаевцев и возглавляемым Борисом Немировым. Это он придумал и осуществил проект, многим казавшийся утопией. Вспомним те времена: получить разрешение даже для турпоездки было непросто, а уйти на целый год в неизвестность?
Борис Немиров преодолел все барьеры. Он шел к своей цели долгие годы, и когда до старта оставались считанные метры, брал каждый из них невероятным напряжением воли, характера, настойчивости. Да, он обладал всеми качествами, необходимыми для капитана экипажа, отправляющегося по маршруту, по которому до них не ходил ни один яхтсмен Союза.
Яхту строили студенты Николаевского кораблестроительного института. Менялся состав бригад, но неизменным был энтузиазм, желание как можно скорее спустить судно на воду. Случилось это в начале июля 1984 года, а еще через месяц «Икар» (так назвали яхту) вышел в первое испытательное плавание. Прошли почти две тысячи миль, из которых полторы тысячи - под парусами, остальные - под мотором. Казалось, можно начинать кругосветку. Но на долю Немирова и его команды выпало еще одно жестокое испытание. Когда осенью «Икар» был поднят на берег и поставлен в цех для окончательной доводки, на нем произошел взрыв. «В воздух взлетело пять лет жизни и - идея, - написал потом Немиров, сам чудом оставшийся живым, так как на борту во время аварии находился именно он.
И снова работа. Весной остатки яхты перевезли из Николаева в Херсон, где на судостроительном заводе «Икару» вернули жизнь. Идея не погибла. 9 сентября 1987 года началось большое плавание «Икара». Вместе с Борисом Немировым в экипаже ушли Анатолий Кузнецов, Станислав Черкес, Александр Кузнецов, Борис Яковлев, Андрей Марков, Владимир Терняк, Сергей Прусов, Александр Плякин. Двое - Яковлев и Прусов - до Тенерифе. Дальше шли всемером. Так было запланировано изначально.
Это было трудное и захватывающее плавание, практически без заходов в порты. Борис Немиров, как и положено капитану, вел подробный дневник плавания, а когда оно благополучно завершилось, написал книгу. Увы, она так и не увидела свет. Издательство потребовало от автора оплатить бумагу, а где ему было взять денег? Какие-то отрывки напечатал в газетах, журналах, вышел сокращенный вариант рассказа о начале плавания в Николаеве, но полный рассказ еще не дождался своего времени.
По возвращении домой их встречали как героев. Немиров стал почетным гражданином Николаева. Им присвоили спортивные звания. Их показывали по местному телевидению. А потом о них благополучно забыли.
«Икар», приписанный к институту, продолжал свою жизнь в трудах и заботах, но дальше Черного моря его маршруты не простирались. Не было денег, хотя хватало планов и приглашений для участия в разнообразных международных акциях. В мире оценили подвиг николаевцев. Но, как известно, нет пророка в своем отечестве. А когда Немиров получил официальное приглашение участвовать на «Икаре» во всемирной гранд-регате, посвященной 500-летию открытия Колумбом Америки, он снова развил бурную деятельность. Искал тех, кто поддержал бы его, помог представить нашу страну за океаном. Обещаний было много, менялись предполагаемые спонсоры. И все-таки «Икар» поднял паруса и ушел на Американский континент. И снова именно его паруса впервые пронесли над морями-океанами флаг теперь уже независимой Украины.
Ну а что же сегодня? Нынешним летом «Икар» вообще не вышел за пределы Южного Буга. Он стал трудягой-безработным. Если в прошлые годы еще выходил в Черное море, где катал курортников, зарабатывая деньги на ремонт, то нынче и это не удалось. Казалось бы, легендарный парусник заслужил право на уважение. Вон в Болгарии яхта Георгиева, прошедшего вокруг света, стоит в морском музее Варны. У нас же, как всегда, то, что было вчера, покрывается пылью забвения. Мы взахлеб будем рассказывать о чьих-то чужих достижениях, забывая о своих. Что имеем - не храним...
Осенью Борис Немиров приезжал в Киев. Его пригласили друзья из яхт-клуба университета инженеров гражданской авиации на традиционную регату, в программу которой включили и розыгрыш Кубка, посвященного 10-летию плавания вокруг света николаевского «Икара». Это было настоящим праздником для Немирова. И сразу он, будто зарядившись энергией, начал строить планы на следующее лето. «Икар» должен жить, - говорил он мне при встрече. - «Икар» - это не просто яхта, это - частичка в истории не только украинского спорта, но и нашей страны».
Трудно не согласиться. И очень хочется верить, что безработный «Икар» помолодеет и снова понесет флаг Украины по морям-океанам.