Ощутимо, сразу на четыре номера увеличилась олимпийская программа соревнований по велотреку. Отныне их дюжина. Не во всех из них выступают украинцы. А в тех, где стартуют, не всегда претендуют на медали. И тем не менее именно в этом виде спорта наши велосипедисты на протяжении ряда последних лет уверенно входят в мировую элиту. Речь прежде всего о мужской командной гонке преследования на 4 км.
А вначале о виде-дебютанте — женском гите на 500 м. Ныне в Украине всего лишь одна- единственная, увы, гонщица высокого международного класса — луганчанка Ирина Янович. Именно она и выиграла олимпийскую лицензию. Но вот незадача! Уже в Сиднее Иру сбила машина и спортсменка получила травму. Однако, превозмогая боль, выступила в гите и заняла девятое место. Мужество, достойное уважения.
Если в своем коронном гите Янович была чемпионкой Европы, то в спринте не одерживала громких побед. И вот на Олимпиаде добилась в этом виде значительного успеха. Вначале Ирина легко одолела венгерку. В четвертьфинале убедительно обыграла канадку Таню Дубникофф, одну из сильнейших спринтеров мира. Однако затем уступила россиянке Оксане Гришиной. И все-таки, встретившись в соперничестве за «бронзу» с австралийкой Мишель Феррис, Янович, проявив бойцовский характер, уверенно победила в двух заездах.
Затем настал час гонщиков-преследователей. Поначалу прошли индивидуальные заезды на 4 км. В четвертьфиналы пробились оба украинца — Сергей Матвеев с Киевщины и кировоградец Александр Симоненко. Титулованные мастера, однако главных успехов добились в этом виде, выступая в команде. Ну а сражаясь с соперниками в одиночку, упомянутой стадией и ограничились, заняв соответственно шестое и седьмое места.
Выступив в этом номере программы, Сергей с Александром основательно размялись перед наиважнейшим стартом — командной гонкой преследования на 4 км. Напомним, что именно в ней украинцы в 90-е годы неоднократно становились призерами мировых чемпионатов, а в позапрошлом сезоне выиграли «золото». Несомненно, что четверка (вместе с запасными) приехала в Сидней одной из фаворитов. И с первого же заезда начала доказывать обоснованность честолюбивых намерений.
Уже в квалификационных стартах наша команда показала второе время. В четвертьфинале вместе с Матвеевым и Симоненко на дистанцию вышли черкасщанин Александр Феденко и виннитчанин Сергей Чернявский. Им противостояли голландцы. Слаженно, компактно и с хорошим психологическим настроем, выступая на машинах конструкторского бюро АНТК имени Антонова, промчал четыре километра украинский квартет. Удалось улучшить и свое же предыдущее время. Но еще быстрее одолели дистанцию немцы, чемпионы мира. И в полуфинале они вышли на французов, а украинцам предстояло ехать с англичанами. Победители этих пар гарантировали себе как минимум «серебро».
Далее украинцы блестяще переиграли англичан, побив мировой рекорд и вплотную приблизившись к четырехминутному рубежу. Но слишком много сил отдали соперничеству, в то время как немцы несравнимо легче расправились с французами.
Решающий заезд. Немецкая четверка, постоянно наращивая скорость, ценой рекорда мира (барьер четырех минут преодолен!) таки превзошла соперника. И все же отдадим должное украинским гонщикам. Симоненко, Феденко, Матвеев и Чернявский с партнерами увенчали впечатляющую серию успешных сезонов олимпийским «серебром».