Америка долго с гордостью называла себя «нацией иммигрантов». И хотя на самих иммигрантов преуспевающие американские граждане не всегда смотрели достаточно благожелательно, в течение многих лет они практически не предпринимали никаких усилий для того, чтобы ограничить поток иммиграции. Америка охотно поддерживала миф о том, что ее улицы «вымощены золотом», - и любой, независимо от своего происхождения, мог попытаться извлечь из этого для себя выгоду, а священным правом американцев было передать им свой величайший дар, дар возможности стать тоже американцем любому, кто только не пожелает. В Америку все еще приезжает иммигрантов больше, чем в любую другую страну, и эти иммигранты имеют право через пять лет получить американское гражданство; черта, достаточно уникальная для самого сильного в мире государства.
Однако сейчас, в период рецессии и обострения изоляционистских настроений, призывы реформировать и изменить иммиграционную политику звучат с небывалой силой. В ответ на эти требования правительство приняло меры: при администрации Клинтона была создана Комиссия по реформе иммиграционной политики. Комиссия обнародовала свои предложения 7 июня, и Палата представителей тотчас представила на рассмотрение новый законопроект, в котором были учтены многие рекомендации комиссии. Оба эти проекта нацелены на значительное сокращение - путем ужесточения ограничений, повышения избирательного ценза, сокращения общей квоты и сокращения поддержки - допустимого количества иммигрантов в будущем.
Однако здесь необходимо сделать оговорку, что иммигрирующие украинцы - это не те иностранцы, которые доставляют сейчас американцам больше всего хлопот. Среди нью-йоркских политиков практически нет сторонников этой реформы, что может показаться странным, так как именно в Нью-Йорке обитает вторая по величине после калифорнийской популяция иммигрантов, как легальных, так и нелегальных. А вот в Калифорнии и Техасе многие политики, используя все свое влияние, активно ее поддерживают. И все потому, что этот биль прежде всего и главным образом касается проблем урегулирования потока иммигрантов через южную границу Соединенных Штатов. (Многие мексиканцы нелегально проникают в страну через южную границу - чаще всего в Техас - и устремляются прямиком в Калифорнию. В результате калифорнийцы начинают относиться к мексиканцам как к оккупантам. Поэтому они стремятся возвести побольше заграждений и контрольных пограничных пунктов, а также других полезных вещей для того, чтобы сдержать наплыв всех мексиканцев, которые не садовничают или не убирают в домах за плату, намного меньшую минимальной.)
Конечно же, острота проблемы заключается в том, что это не тот путь, по которому большинство нелегальных иммигранов попадает в страну. Чаще они въезжают по туристической или коммерческой визе, а потом просто исчезают. Это нечто такое, о чем украинцы и другие народы СНГ имеют представление - за последние несколько лет здесь уже побывало немало людей, провернувших этот трюк в иммиграционном бюро. Это привело к тому, что процесс получения гостевой визы в США осложнился раз в десять. Решение не всех этих проблем подвластно Дядюшке Сэму.
Предположим, однако, что большинство из вас, читающих эту статью, озабочено легальной иммиграцией в США. Как эти изменения могут вам помочь или помешать? К сожалению, помощи от них будет мало. За 1993 финансовый год около
900 000 иммигрантов легально въехали в Америку. И это соответствует средней величине за последние несколько лет. Комиссия и Палата представителей сходятся на том, что эта цифра должна быть сокращена до 550 000, что означает 40-процентное снижение количества иммигрантов. Как же они собираются так резко ограничить это количество? По-разному, но в первую очередь просто ограничить число людей, которые могли бы считаться иммигрантами. Это они и делают. Они также рекомендуют изменить критерии получения разрешения на въезд в сторону их ужесточения.
Большинство въезжающих иностранцев иммигрирует по Программе воссоединения семей. Это означает, что член семьи, то ли гражданин США, то ли имеющий вид на жительство, спонсирует иммиграционное заявление. Внутри этой категории существует много подгрупп. Граждане США могут спонсировать иммиграцию своих супругов; своих детей, и женатых, и неженатых (до 21 года); своих братьев и сестер; своих родителей. Имеющие вид на жительство имеют право привезти только лишь своих супругов и несемейных детей в возрасте до 21 года. Ограничений на иммиграцию супругов, несовершеннолетних детей и родителей американских граждан нет. Эта группа обладает первостепенным приоритетом и дает большую часть иммигрантов. Вторая группа включает отдаленных родственников спонсоров. Под эту категорию подпадают все остальные родственные связи. По результатам 1993 финансового года квота по этой группе составляла 225 000 человек. Это была минимальная квота за последние несколько лет. Сейчас для иммигрантов второй категории существуют следующие сроки натурализации: для несемейных детей до 21 года - три года; для несемейных детей в возрасте после 21 года - пять лет; для семейных детей - три года; для братьев и сестер - десять лет.
Комиссия и Палата представителей предложили некоторые изменения в иммиграционной политике воссоединения семей. Та ее часть, которая касается ближайших родственников американских граждан, осталась практически нетронутой. Для иммиграции родителей предложено установить квоту: 50 000 человек в год. Для ближайших родственников легальных иммигрантов предложен потолок в 85 000 человек в год. Это снижает число иммигрантов второй категории до 95 000 человек в год против бывших 135 000. Братья и сестры, дети старше 21 года вообще исключаются из этой категории.
В законопроекте Палаты представителей также содержатся изменения, касающиеся непосредственно спонсора иммигрантов. Эти предложения нацелены на снижение числа людей, способных и желающих спонсировать иммиграцию членов своих семей. По действующему сейчас порядку иммигрант не может получать общественную правительственную помощь до истечения пятилетнего срока с момента получения разрешения на въезд в США. Это правило существенному изменению не подвергалось. На спонсоров возлагается ответственность за материальное содержание новых иммигрантов в течение этого периода, и они должны предоставить гарантию, что смогут его осуществить. С этой гарантией также возникают определенные трудности. Многие предписания, ограничивающие общественную помощь иммигрантам, подпадают под действие законов программ общественной помощи. Эти программы в прошлом делали исключение для семейно поддерживаемых иммигрантов.
К тому же было предложено увеличить период, во время которого иммигрант не сможет находиться на общественном попечении, до семи лет. Банкротство ответственного спонсора будет преследоваться по закону, и иммигранты будут депортированы, если будут получать поддержку любой общественной службы помощи, перечисленной в законопроекте, в общей сложности дольше 12 месяцев за семилетний период. А так как практически все службы общественной помощи оказались перечисленными, получение пособия (кратковременного в случае крайней необходимости) окажется делом достаточно трудным. Если иностранец станет гражданином до того, как истекут эти семь лет, эти правила на него распространяться уже не будут. Другая статья требует, чтобы годовой доход спонсора составлял как минимум 200% прожиточного минимума до того, как он возьмет на себя ответственность за новоприбывшего. В этом законопроекте впервые учитывается минимальная зарплата. В том, который действует сейчас, нет минимального предела; конечно, зарплата спонсора принимается во внимание, но не более того.
Вторая категория включает иммигрирующих в поисках трудоустройства. Общая численность иммигрантов этой группы сильно не изменится. За 1993 финансовый год разрешение на эмиграцию получили приблизительно 147 000 человек. По новому законопроекту потолок будет установлен на уровне 135 000 человек в год. А вот что изменится, так это требования. Категории останутся теми же: первая все так же будет включать «иностранцев исключительных способностей»; вторая - «высокоталантливых иммигрантов, специалистов высшей квалификации, иностранцев исключительной одаренности, межнациональных администраторов и менеджеров»; третья - «специалистов со степенью бакалавра и опытом работы или талантливых рабочих со специальным образованием и опытом работы». Четвертая категория касается инвесторов, а пятая предназначена для особых случаев.
Какие же здесь предложены изменения? В том, что касается исключительных и экстраординарных способностей - нового нет ничего, и новый биль не внесет ясности в конкретизацию этих расплывчатых терминов по сравнению с ныне действующим (как, например, можно определить экстраординарные способности?) А вот установки в отношении профессионального опыта претерпели кардинальные изменения. Сейчас иммигранту достаточно двухлетнего стажа для того, чтобы считаться квалифицированным. По новому же закону этот срок будет увеличен до пяти лет, причем для многих должностей потребуется два года работы на руководящих должностях. У вас не будет никакой возможности получить «зеленую карту» по этой программе без высшего образования, нескольких лет профессионального стажа, письма с приглашением от вашего работодателя и наличия реальной работы на момент иммиграции. (За исключением, конечно, того случая, что вы окажетесь экстраординарной личностью. Тогда вы сможете перемахнуть через все это, ведь при этом все иммиграционные ограничения будут сняты).
Законодатели предлагают существенно ограничить количество документов, задействованных в работе с иммигрантами. Это пойдет на пользу иммигрантам. Основная идея этой трансформации - компьютеризировать всю систему таким образом, чтобы работодатель всего лишь после одного телефонного звонка мог получить информацию о том, есть ли иммигрант, удовлетворяющий его требованиям, или же нет. При этом также предполагается, что, как следствие этого, заметно облегчится процесс проверки документов въезжающих иностранцев. Комиссия предлагает различные варианты, в дополнение к уже существующим компьютерным системам. Главным предложением является переложить ответственность за проверку документов непосредственно на работодателя. Иммигранты будут получать только временную «зеленую карту» сроком на два года. И если по истечении этих двух лет у них все еще будет эта же или даже лучшая работа, их «зеленая карта» станет официальной. Это нацелено на облегчение поиска подходящих кандидатур для работодателя и на избавление американских чиновников от лишней рутинной работы. Правда, критики отмечают, что при этом работодатели получат слишком много власти: иммигранты столкнутся с риском быть использованными и затем лишенными «зеленой карты» за несколько месяцев до истечения двухлетнего испытательного срока. Однако у этой идеи много сторонников, которые, вероятно, найдут способ воплотить ее в жизнь.
Третий путь иммиграции в США - это политическая иммиграция. В этой группе также выделены три категории: беженцы, получившие этот статус еще до иммиграции в США; попросившие политического убежища; другие политические иммигранты - общее название для всех критических ситуаций в мире. В 1993 финансовом году их число достигло приблизительно 130 000 человек при квоте для стран СНГ 50 000. Палата представителей, в частности, предполагает ограничить их число 70 000 человек в год, а комиссия предлагает ограничиться 50 000. В поддержку своей позиции комиссия выдвигает тот аргумент, что в прошлом году квота для стран СНГ даже не была выбрана - всего 47 000 иммигрантов. (Конечно же, Джордан, председатель комиссии, никогда не имела дела с московским или варшавским ОВИРами; иначе она, вероятно, проявляла бы гораздо больше сочувствия - ведь не у каждого хватит времени и сил преодолеть все препятствия и таки получить статус политического беженца).
И все же даже после высадки в Нью-Йоркском порту не стоит сильно обнадеживаться насчет дальнейшего. И комиссия, и Палата представителей стремятся ужесточить правила для ищущих политического убежища, так что все ваши документы должны быть в безукоризненном состоянии перед отплытием за океан, иначе вас немедленно отправят восвояси. Было еще предложение предоставлять специальную визу на несколько ближайших лет, что должно было бы смягчить урезывание квоты наполовину. Но эти предложения не получили достаточной поддержки. Беженцы не имеют таких ограничений в получении общественной помощи, как другие категории иммигрантов; они могут и получают правительственную поддержку. Это рассматривается как отличительный признак американской демократии, и, возможно, таким и останется в ближайшем будущем, кто знает?
Конечно, сейчас это еще только проект, это еще не новый Закон об иммиграции. Но скоро он им станет. Принятие новых законов в Америке происходит точно так же, как и покупка продуктов на соседнем базаре. Продавец заламывает слишком высокую цену, покупатель называет заведомо заниженную, и в результате они приходят к компромиссу. Но если продавец назовет уж слишком высокую цену, покупатель просто отойдет в поисках лучшего варианта. Проблема иммиграции заключается в том, что иммигранты полностью зависят от милости граждан: не имея права голоса, они не могут выступить в защиту своих прав в Конгрессе. В прошлом американцы обычно с сочувствием относились к тем, кто стремился в Америку, и политики это учитывали. Теперь же наметились некоторые изменения: большинство все еще остается беззаботным, но некоторые видят в новых иммигрантах угрозу своему благосостоянию. Поэтому и политики начинают принимать меры. Войдут ли все перечисленные выше предложения в новый Закон об иммиграции? По всей видимости, нет. А большая их часть? Да. Общественность громко заявляет о своих интересах, а политики рады стараться. Так что это вопрос неоднозначный - нет такой политической партии, которая реально смогла бы принять участие в подобной торговле, и нет нужды в достижении компромисса. И если весь остальной мир, выглядывающий из-за плеч американцев, найдет эту цену слишком высокой, Америка вполне может ответить приблизительно так: «Ну что ж, ищите себе что-нибудь получше, а нас оставьте в покое».