Сейчас, после просмотра, мысленно охватывая сотни моделей, которые прошли перед глазами в течение «сезонных» дней, ловишь себя на мысли, что многие из отечественных дизайнеров набрали полную грудь воздуха и… замерли, затаились, придерживают свои идеи до лучших времен. Создалось впечатление, что (не от хорошей жизни) взят курс на упрощение, повторение достигнутого и пройденного. И те, кто должен идти впереди, формируя вкус и стиль, подстраиваются под среднестатистического потребителя.
Почему так случилось? Отвечая на мой вопрос, Виктория Гресь заметила, что дизайнеры теперь постоянно вынуждены думать о продаже своих моделей и эта мысль не дает им творить. Обидно, что подобная тенденция зацепила и тех, кто выставился впервые. Вторую причину четко определила Оксана Караванская: если раньше люди, истосковавшись по свежему глотку воздуха в моде, бросались на новые дизайнерские имена, то теперь, когда рынок уже насыщен и отечественными, и заграничными предложениями, у покупателя наблюдается состояние растерянности — как выбрать действительно свое?
Возможно, все дело в переломе — эпох, душ, тесно связанных с материальными причинами? В этаком безвременье, которое нужно пережить, перетерпеть, перебороть?
Безвременье выбрало свои приоритеты — однообразие силуэтов компенсировалось блеском, а его было много — переливающиеся ткани, блестящие аксессуары, шитье металлизированными нитями, бисер, стеклярус, паэтки. При ярком свете все это хорошо отвлекает внимание.
«Гвоздь» «Сезонов»
Можно сказать, что гвоздем «Сезонов» стал бисер. Сфера его применения расширилась от украшения до материала. Идея носилась в воздухе, поэтому тиражировалась подобно вирусу. Сенсации, увы, не вышло, хотя, нужно отметить, находки безусловно были: решение проблемы лифа на прозрачных платьях у киевлянок Татьяны Земсковой и Алены Ворожбит и уникальные цельнобисерные топы и гетры львовянки Оксаны Караванской.
Обнажение материальных проблем повлекло за собой обнажение тела (быть может, память о прошлогоднем жарком, удушающем лете?). Причем своеобразное: ноги зачастую закрыты длинной легкой юбкой, а плечи, грудь, живот, спина, руки если не открыты миру всевозможной формы вырезами, то прикрыты блузами целомудренного покроя, но совершенно прозрачными. Даже Светлана Максакова и Ирина Сулименко, делавшие коллекцию по заказу промышленно-торговой фирмы «Виктория» из города Вознесенска Николаевской области, ассортимент которой — костюмы для деловых женщин, не удержались и предложили бизнес-леди раскрепоститься с помощью блузы классического покроя, но соединяющейся только в двух точках — у ворота и у живота.
Да и сама цветовая гамма одежды стала богаче и насыщеннее. Отдавая традиционную, но небольшую дань черному, тона нарядов, даже вечерних, смещаются к светлой стороне спектра. Мирно сосуществуют белый, нежные пастельные, фосфоресцирующие яркие и насыщенные глубокие темные цвета. С энтузиазмом используются в коллекциях ткани с крупным рисунком. Из опоэтизированного ситца сарафаны не шили, но ткани выбирали преимущественно натуральные, в том числе и изготовленные по новым технологиям.
Интересно трансформировался показываемый в конце каждой коллекции наряд невесты. Белый цвет потеснили розовый, золотистый, салатовый, нежно-лимонный, предлагались варианты из кожи и замши, с использованием огромного количества перламутровых пуговиц.
Виктория Гресь — а именно ее корсет, украшенный более 600 пуговиц, поразил воображение потенциальных (и бывших) невест и женихов — считает, что весной искусить легко (ее коллекция называется «Искушени летом»). Вот попробуйте поискушать летом, когда все разморены от жары и думают только о прохладе! В качестве рецепта дизайнер предлагает выгодно подчеркивающие фигуру корсеты, нежнейшие блузы из батиста и вискозного жоржета, легкие пальто в паре с корсетом из гобеленовой ткани, различные сарафаны. Столь привычных для коллекций дизайнера аксессуаров стало меньше, но сумки ручной работы, конечно, были.
— Последний раз в ХХ столетии корсеты носили в 50-х годах. Потом о них забыли почти на 50 лет, а нынче дизайнеры вновь к ним обратились, — сказала Виктория Гресь. — Корсет существует с очень давних времен, и если раньше отличался весьма сложной конструкцией, носить его было тяжело и сразу хотелось снять, то теперь есть все возможности сделать его облегченным.
Все выше, и выше, и выше…
Информацию о том, как будет называться коллекция львовянки Оксаны Караванской — «2000 над уровнем моря», я носила в себе почти полгода. На предыдущих «Сезонах моды» Оксана поделилась со мной планами, но очень просила их не выдавать. А мне очень хотелось, чтобы эти планы воплотились и увидели подиум. Тем более что сделать коллекцию по мотивам гор — давняя мечта Оксаны Караванской, еще с института.
— Все те, кто живет в горах, очень яркие, очень эмоциональные люди. Мне именно это и хотелось отразить, показать в своей коллекции, — объяснила Оксана. — В представленной одежде совсем нет национальных, этнографических деталей, но есть дух, есть настроение, а именно это было для меня важно.
Как всегда, фантазия Оксаны Караванской не знает границ. Показанное можно было с успехом разделить на три полноценные коллекции — одежда, украшения, сумки. Великолепные украшения из стекла, выполненные подругой, коллегой и главным критиком Оксаны Мартой Суханей, — настоящая дизайнерская и художественная работа. Они очень органично развили идею коллекции и несут не дополнительную, а равноправную нагрузку в восприятии каждой отдельно взятой модели. Несколько моделей особо поразили воображение — так из бумаги вырезают снежинки со множеством лучиков. Издалека казалось, что и кофточка, и юбка сплетены из очень тонкой черной проволоки. Но на самом деле они были вытканы, — экспериментировать с переплетением волокон тоже увлечение Оксаны Караванской.
Одежда горцев — экологически чистая, из натуральных тканей. Давние силуэты и современные технологии, фантастический крой и уникальные возможности соединения шитых, вязаных, сделанных из кожи, бисера, по уникальной авторской технологии вещей — это 2000 год, перелом тысячелетий.
Коллекция Александра Гапчука «Первый цвет» уже вторая на «Сезонах моды» и третья, выполненная совместно с киевским Домом быта «Столичный». Этого дизайнера отличают целеустремленность, фантастическая работоспособность, что вместе с талантом и разноплановой подготовкой дает результат, который зрители наблюдали полгода назад и не разочаровались и теперь. Очень уверенная, грамотно сделанная коллекция, где главными выразительными средствами служат хорошая конструкторская идея и умение подмечать интересное и чувствовать новое. Александру хочется объять все — одежду для мужчин и женщин, повседневную и выходную, спортивную и деловую — платья, костюмы, блузы, трикотаж, плащи, куртки и т.д. И это ему удается. При кажущейся простоте — богатство выдумки: женские пиджаки с фигурным низким, но не вульгарным вырезом, бисерные нити в качестве воротника, летний комплект из шифона (широкая юбка и очень длинный плащ), скрепление деталей платья не нитками, а стильными пуговицами, асимметричные подолы… За счет необычных цветовых решений, дополнений, обыгрывания тканей, а главное — за счет цены и первая, и вторая коллекции, сделанные для Дома быта, по словам его директора Ирины Марининой, распродались на 90%. Сейчас «Столичный» готовит к открытию собственный магазин, а Александр Гапчук — идею конструкторской модели, с помощью которой можно будет повторить подиумный экземпляр в нужном размере, скажем, для более полных.
Верность избранному
Александр Моняк, тоже дебютировавший на прошлых «Сезонах», продолжил поиски стильного образа для женщин, состоявшихся и уверенных в себе. Опять же — с помощью различной формы платьев, в том числе и на корсетах из китового уса, с помощью цвета и тканей — натурального шелка, шифона, подбитого гипюром, бархата наизнанку, полированного трикотажа, смесовых немнущихся тканей.
Анна Бабенко остается верна избранному пути: одежда для женщин должна быть добротной и привлекательной. Этому служат используемые в коллекции новые ткани итальянского производства — двух- и даже трехслойные с помощью драпировки создается необычный эффектный образ. Придумки трансформируются, добавляются новые — молнии в самых разнообразных местах, присобраны уже не только подолы, но и вырезы горловины, рукава и т.д.
Давний друг «Сезонов» фирма «Украина» показала новую коллекцию своей традиционной продукции — пальто — на сезон раньше срока (это обусловлено правилами показов). Хотя называлась абсолютно по-весеннему — «Вешние воды». Поиски новых цветовых и конструктивных решений дизайнерского коллектива фабрики всегда вызывают неподдельный интерес. Не стал исключением и этот показ. Например потому, что без колебаний использован белый или очень светлый цвет в пальто для полных женщин. И мужчины теперь тоже смогут подыскать себе полупальто с торговой маркой «Украина».
Возвращения
На нынешних «Сезонах» было две премьеры и четыре возвращения после некоторого перерыва. Татьяна Земскова и Алена Ворожбит, например, вновь решили выступить с коллекцией, потому что нужно было взбодриться, показаться, почувствовать, что находятся в струе, — ведь это большой стимул для действующего дизайнера. Их прозрачная, в пастельных тонах коллекция легких летних платьев из шелка, вискозы, с подкладкой из натурального крепдешина, деликатно, со вкусом оформленных бисером, паэтками, стеклярусом, вышитых серебряными нитями, передает атмосферу легкого солнечного дня.
Светлана Максакова и Ирина Сулименко имеют опыт и самостоятельных коллекций, и коллекций, сделанных по заказу фабрики. На сей раз они внесли свежую струю в устоявшийся, традиционных канонов костюм для деловой женщины, использовав не совсем традиционные для этого вида одежды ткани, добавив к комплекту блузы. Конечно, к промышленной коллекции свои требования, но 30% из показанного будет внедрено в производство на предприятии «Виктория», которое более пяти лет работало на давальческом сырье (95% пошитого отправлялось за границу). Теперь соотношение изменилось, и в Украине остается уже 30%. И сотрудничество с отечественными дизайнерами, по мнению руководства фирмы «Виктория» (созданной на базе фабрики с более чем пятидесятилетней историей), должно привлечь потенциального отечественного покупателя.
Известность львовского дизайнера Роксоланы Богуцкой, работающей с кожей и мехами, стала… приманкой для воров. Была украдена исключительно коллекция пальто. И, к сожалению, найти их пока не смогли. Но Роксолана после такого потрясения и после двухлетнего перерыва со времени своего участия в «Сезонах» все же сделала новую весенне-летнюю коллекцию. Сарафаны и вечерние платья, костюмы, юбки, топы, комбинезоны, браслеты — все эти вещи сделаны из кожи, и только двух цветов — черного и белого. Можно даже сказать, что это вещи-картины. Все сложные замысловатые графические узоры — дизайнер оттолкнулась от графики Виктора Вазарелли — выполнены филигранно. Попробуйте найти изъяны в местах стыков — а в некоторых костюмах переплетаются до 300 кусочков кожи! Конечно, изнанка — титаническая ручная работа пятерых мастериц из команды Богуцкой — остается за кадром, а результат впечатляет. Модели идеально повторяют все изгибы фигуры, в подобных нарядах женщина выглядит очень соблазнительно и сексуально.
Вновь принять участие в «Сезонах» решила дизайнер и бизнес-леди Ольга Громова. Желанием проследить движение глубинных чувств женщины продиктована ее коллекция «Диалектика инстинкта». Начиналось исследование меховыми купальниками, а вечерними платьями на корсетах заканчивалось. Под коллекцию были специально изготовлены обувь и сумки.
Две премьеры — фирмы «Кортеж» (под названием, которое очень точно предвосхитило настроение зрителей — «Вереница чувств») и «S&A Laboratory» можно назвать первым выходом в большой свет моды. А найти свое оригинальное лицо им еще предстоит.
…Хотя у нас появилась возможность больше смотреть зарубежные и свои fashion-show, лучше разбираться в модных тенденциях, все равно мы остаемся заложниками собственных предубеждений. А хотелось бы, чтобы процесс пошел в сторону освобождения, раскрепощения и новизны. Ведь безвременье когда-нибудь закончится, и его исход после 2000-го во всем, и в моде в том числе, лучше встретить на или над уровнем…