Лично меня уже тошнит от слов "зрада" и "перемога". Сбор, обработка и распространение актуальной информации - основная функция журналиста. И когда информация скрывается, замалчивается или же подвергается явным искажениям, то вопросы "почему?" и "кто и что за этим стоит?" кажутся мне совершенно естественными. Поэтому - еще раз о бэби-боксах. Очень надеюсь, что НАБУ все-таки поставит окончательную точку в вопросе "кто пытался украсть на бэби-боксах от 180 до 220 млн грн". Хотя сомнения в этом есть…
Восстановим хронологию. Почти детективная история с бэби-боксами начала раскручиваться после заседания Кабмина 30 мая 2018 г., на которое Владимир Гройсман привел более 20 детей. Именно тогда, накануне Международного дня защиты детей, было принято решение: с 1 сентября 2018 г. при рождении ребенка каждая семья, дополнительно к денежным выплатам, будет получать от государства специальный детский набор "бэби-бокс" (постановление Кабмина №427 от 30.05.2018 г. предусматривает также с 1 января 2019 г. "муниципальную няню" и бесплатное проведение медобследования лиц, подавших заявление о регистрации брака, в частности на TORCH-инфекцию).
Презентуя пилотный проект "Ответственное родительство", замминистра социальной политики Александра Чуркина заявила: "В мире это называют "бэби-бокс", у нас это будет "пакет малыша". Это и превенция ранней детской смертности, и предупреждение бедности". Заявления спорные. Например, профессор Питер Блэр и его коллеги из Бристольского университета в Великобритании, где относительно недавно также стали выдавать бэби-боксы, в письме Британскому медицинскому журналу (BMJ) утверждают - доказательств того, что коробки уменьшают смертность, нет, и настаивают на необходимости проведения исследований, "чтобы лучше понять, как семьи используют коробку для младенцев, и насколько это безопасно". Ну да сейчас речь не об этом.
Тогда же, на заседании, было озвучено, что до конца 2018 г. Минсоцполитики планирует закупить "пакеты малыша" на сумму около 500 тыс. грн. Ориентировочная стоимость пакета - 5 тыс. грн. В Финляндии, где главной целью бэби-боксов поначалу было убедить женщин пользоваться медицинской помощью (чтобы получить коробку женщины должны были посетить врача до четвертого месяца беременности), такая коробка "весит" почти 300 евро. От бэби-бокса можно отказаться и взамен получить 140 евро (около 4,5 тыс. грн по нынешнему курсу). Откуда в украинской презентации взялась цифра именно 5 тыс. грн, остается лишь гадать. Но позднее она вошла в текст Постановления Кабмина №512 от 20.06.2018 г. - "стоимость одноразовой натуральной помощи "пакет малыша" без учета затрат на закупку товаров, работ и услуг, связанных с комплектацией пакетов и доставки их к родильным домам (отделениям) всех форм собственности, составляет не более 5 тыс. грн". Этим же постановлением был определен порядок финансирования: пакеты, по стопроцентной предоплате, должны были закупаться за счет субвенции местным бюджетам из госбюджета на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, лицам, не имеющим права на пенсию, лицам с инвалидностью, детям с инвалидностью и т.д. Сомнительный источник, ведь субвенцию областным бюджетам должны тратить областные бюджеты. Но правительству уже не впервой финансировать свои инициативы из этого кармана.
В эфире UA:Перший А.Чуркина заявила, что тендеры для производителей вещей из бэби-бокса будут проводиться через систему Prozorro. Однако очень похоже на то, что делать этого никто не собирался с самого начала. Об этом свидетельствует то, что 12.07.2018 г., по распоряжению Кабмина №445 от 20.06.2018 г., министром соцполитики А.Ревой был подписан "Меморандум о взаимопонимании между правительством Украины и Управлением ООН по обслуживанию проектов (ЮНОПС) и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в сфере соцзащиты семей с детьми и поддержки развития ответственного родительства", который предусматривал подписание отдельного соглашения ЮНОПС с каждой областью Украины. В соответствии с этими соглашениями, где речь шла якобы о софинансировании, области должны были перечислить стопроцентную предоплату для обеспечения им помощи "пакеты малыша" плюс 4,5% комиссионных ЮНОПС. То есть закупки хотели сделать быстро, унифицировано и централизовано. Но выбранный источник финансирования этого не позволял, ведь заказчиками закупок в данном случае являлись Минсоцполитики и органы местного самоуправления, следовательно, они должны были проводиться через публичную систему госзакупок Prozorro.
Тем не менее 24 июля ЮНОПС уже объявил торги на поставку в Украину 100 тыс. бэби-боксов с дедлайном 9 августа. Хотя на тот момент еще не было ни утвержденного Минсоцполитики списка вещей для "пакетов" (официально его разослали журналистам только 15 августа), ни формальных оснований для проведения торгов не через систему Prozorro (их дал зарегистрированный 20 августа проект международной технической помощи "Обеспечение социальной защиты и ответственного родительства в Украине" №3919). Позднее торги были отменены, вернее, перенесены на требующую регистрации eSourсing system ЮНОПС (зарегистрироваться там, чтобы посмотреть условия тендера и конкурентов, нам так и не удалось).
Однако ОГА заупрямились, и подписывать соглашения с ЮНОПС не спешили. Во-первых, "софинансирование" таковым на самом деле не являлось. Кроме того, международная техническая помощь, в соответствии с национальным законодательством, предоставляется Украине на бесплатном и безвозвратном основании, а не по схеме "мы вам - госсубвенцию и процент за услуги по предоплате, а вы нам - товар". Во-вторых, сроки поджимали, а все риски за сбои в поставках перекладывались на поставщиков и департамент соцзащиты. В-третьих, все расчеты, согласно договору с ЮНОПС, были в долларах США, а это добавляло курсовых рисков и без того рисковому проекту.
Подписывать соглашение с ЮНОПС отказалась даже Винницкая ОГА. Правда, вскоре сдалась. Донецкая ОГА написала заявление в НАБУ. А КГГА 22 августа просто объявила тендер по закупке 10300 "пакетов" с ожидаемой ценой 51,5 млн грн на Prozorro. Выиграло его винницкое ООО "Б"777", предложившее бэби-боксы по 4974 грн за штуку (с НДС и доставкой). И это при том, что уже по списку вещей в них, утвержденному Минсоцполитики, было понятно: содержимое бэби-бокса без доставки "тянет" всего лишь на сумму 2700–3500 грн (верхняя граница - по розничным ценам, см. "Бэби-боксы Пандоры", ZN.UA, 31 августа 2018 г.).
Ситуация явно вышла из-под контроля. И премьер попытался всю ответственность переложить на Минсоцполитики. 22 августа на заседании правительства Кабмин внес изменения в принятое положение, сместив акценты - инициатива принадлежит не Кабмину, а Минсоцполитики. На конец августа соглашения с ЮНОПС подписали 22 области, кроме Ивано-Франковской, Луганской и Донецкой. В конце сентября подписала и Ивано-Франковская. Две последние - все еще нет.
Кстати, в тендере КГГА участвовало и ООО "ТК-Домашний текстиль" с ценой 3228 грн. Их предложения, а также ООО "Київгума", "Скай Трейд Украина" были отклонены, как не отвечающие условиям тендерной документации. Оспорить такое решение ООО "ТК-Домашний текстиль" не успело, поскольку тендер вскоре был отменен, а в начале августа компанию объявили победителем тендера на глобальной платформе ООН от ЮНОПС. Того самого, от 24 июля. Однако контракт с "ТК-Домашний текстиль" на поставку бэби-боксов ЮНОПС подписало только в 18.30 31 августа (пятница).
Понятно, что появиться 1 сентября в роддомах бэби-боксы в этих условиях никак не могли. Поэтому постановлением КМУ №671 от 29.08.2018 г. были срочно внесены изменения в постановление №427 от 30.06.2018 г.: "пакет малыша" будет выдаваться с 1 сентября 2018 г., "но не позднее чем через 30 дней со дня рождения ребенка".
Первые бэби-боксы мамы стали получать 17 сентября. Мнения разделились. Кто-то радовался, кто-то подвергал содержимое бэби-боксов критике. Согласие было в одном - "начинка" явно не "тянула" на 5 тыс. грн. Однако Минсоцполитики, Секретариат Кабмина и ЮНОПС хранили молчание. Хотя контракт с поставщиком был подписан 31 августа, победитель - "ТК-Домашний текстиль" - был объявлен еще в начале августа с суммой 3228 грн за "пакет", включая доставку. Однако областям продолжали рассылать договора, требуя с них перечислить суммы из расчета 5 тыс. грн за коробку плюс комиссионные. Не сделали перерасчет и после подписания контракта, хотя деньги поставщику перечисляются далеко не сразу. Почему? Вывод напрашивается только один: кто-то очень хотел украсть эту разницу, составляющую, по нашим подсчетам, около 180 млн грн. И это - всего за один квартал. За год получилось бы уже 360 млн, а за два (на которые рассчитан проект) - 720 млн грн. Совсем неплохо, и на ровном месте.
Инициаторы бэби-боксов, очевидно, рассчитывали, что несмотря на задержки с поставкой, мамы будут рады бесплатной "гречке", и информационный шум потихоньку уляжется. Однако он не стихал.
И только 16 октября, на пресс-конференции, проходившей в Кабмине с участием представителей Минсоцполитики, Минздрава, ЮНОПС и ЮНИСЕФ, наконец была озвучена действительная цена бэби-бокса - 3377,3 грн. 3228 грн - поставщику, украинской компании "ТК-Домашний текстиль", выигравшей тендер на поставку 100 тыс. "пакетов малыша" с упаковкой и логистикой (решение о победителе, по словам представителя ЮНОПС Андрея Буряковского, принималось не в Украине, а в европейском офисе ЮНОПС в Копенгагене); 4,5% - ЮНОПС, "чтобы организация на корпоративном уровне могла сохранять высокие стандарты", и к ним - еще 4,04 грн за пломбировку коробки, о которой сразу не подумали. Даже 4,04 грн не подарил ЮНОПС Украине, несмотря на то, что в зарегистрированном в МЭРТ проекте международной технической помощи речь идет о софинансировании, и именно регистрация этого проекта дала весьма формальные основания проводить закупки "пакетов малыша" не через систему Prozorro, а через глобальную платформу ООН, гораздо менее доступную взгляду "пересічного українця". Области, являющиеся настоящими заказчиками и спонсорами этой "помощи", и перечислившие в итоге ЮНОПС не 3377,3 грн за коробку, а 5525 грн, в проекте вообще не упомянуты. Они - безымянные "реципиенты", которые "будут определены в процессе".
На "сэкономленные" 179 млн 500 тыс. грн (хотя и тут что-то не сходится, ведь если с областей взяли по 5 тыс. за коробку, то "экономия" будет немногим больше 162 млн; а если с процентами ЮНОПС 5525 грн, то разница - 184,77 млн грн) ЮНОПС предложил правительству закупить следующую партию бэби-боксов уже на следующий год. В принципе ничего другого и не оставалось - механизма возврата этих денег не существует. Поэтому там же, на глобальной платформе ООН, уже были проведены два тендера: на поставку 48,5 тыс. бэби-боксов с общей суммой 147 905 600 грн и на поставку 16 тыс. бэби-боксов с общей суммой 48 793 600 грн (по 3049,6 грн за коробку). 5 ноября был объявлен победитель. Им стало ООО "Скай Трейд Украина". "ТК-Домашний текстиль", предложивший цену 3100 грн, на этот раз проиграл.
Интересно, что общая сумма (стоимость от поставщика плюс 4,5% ЮНОПС) превышает заявленные 179,5 млн грн и составляет, по нашим подсчетам, около 205,55 млн грн. Возможно, она учитывает субвенции от Луганской области. (Тут, кстати, тоже интересное. Когда около месяца назад Луганскую ОГА "додавили", и она написала, что готова подписать соглашение, при условии внесения определенных корректив, ей ответили, что, мол, вы опоздали, бэби-боксы закончились).
Почти хэппи-энд? Ну, если не считать массу допущенных нарушений, постоянные внесения изменений в постановления Кабмина, в том числе для того, чтобы проводить торги не через Prozorro (что можно оценивать и как положительный факт, поскольку торги через Prozorro, как показал опыт с тендером от КГГА, - не всегда гарантия честности заказчика, и как отрицательный - доступ к информации о тендерах на глобальной платформе ООН сложнее, и данные закрыты). Так или иначе попытка украсть 179 млн 500 тыс. грн (?) на 100 тыс. боксах прямо на глазах у одной из честных и прозрачных структур ООН ЮНОПС стала очевидной, и остановил ее, скорее всего, поднявшийся информационный шум. (Не смею даже предположить, что столь уважаемая организация могла быть в доле. Хотя явное нежелание ЮНОПС отвечать на вопросы объяснить очень трудно).
Мне искренне жаль, что инициатива, которая должна была бы стать действительно первым шагом при поддержке ответственного родительства, в результате стала ярким примером того, чем оборачивается непрофессионализм при внедрении социальных инициатив. В конце концов, бэби-бокс - это не подарок. Он приобретен за налоги, которые мы платим. Бэби-бокс может быть, а может и не быть. Есть выплаты при рождении ребенка. В условиях, когда в бюджете на это нет денег и вопрос под давлением на глав областей решается за счет субвенций местным бюджетам на малообеспеченных и людей с инвалидностью, мне кажется, и выдаваться он должен был бы именно этим категориям. Но поле для махинаций тогда было бы значительно меньше. Не говоря уже о возможностях для пиара.
В мире существует разный опыт внедрения подобной социальной инициативы. В каких-то странах - это прерогатива государства. В Израиле бэби-боксами, например, занимается бизнес. Коробки условно бесплатны (стоимость символическая) и продаются только родителям, которые такой бокс не покупали. Хочешь второй - плати реальную стоимость. Зарегистрировавшись и получив на е-мейл штрихкод, в любом из магазинов сети "Супер-фарм", например, в течение трех месяцев с рождения ребенка, предъявив его свидетельство о рождении (или справку из больницы и удостоверение родителя), бэби-бокс можно купить за 12,90 шекелей (около 100 грн).
Если мотивировать бизнес, то скоро окажется, что каждая сеть захочет продать за символическую плату минимум один бокс каждому новорожденному. В первые дни жизни ребенка родители очень чувствительны. Самое время стать надежной опорой и сформировать лояльную аудиторию, которая приедет покупать подгузники, питание и все остальное в магазин твоей сети.
Государство же в этом процессе неповоротливо, не умеет прислушиваться к целевой аудитории, и к KPI от кампании у государства - приблизительная лояльность. У бизнеса же - реальная лояльность к бренду. По этой же причине во многих странах прямо в клинике, в родильном отделении предлагают подписаться на бесплатные пробники подгузников разных марок, питания, даже одежды, которых иногда хватает на несколько месяцев.