На открытии фестиваля «Девы Евразии» в московском концертном зале имени Чайковского был в восторге от выступления певицы из внутренней Монголии. Однако Урнаа — возможно, самая известная участница этого фестиваля — давно уже оставила и внутреннюю Монголию, и вообще Китай. Перед выступлением она кратко сказала, что ситуация на ее родине не отличается от ситуации в Тибете. Возможно, кто-то поспорит с таким определением, однако очевидно — певица так чувствует... Поэтому она постоянно живет в Германии, выпускает там диски, а ее менеджеров следует искать на Тайване... Таков современный мир — для того, чтобы ощутить дух монгольской степи, нужно попасть в концертный зал в Москве или во Франкфурте... И в этом — определенный парадокс. Этническая музыка — одно из знамен мира антиглобалистского, мира, утверждающего свое право на разнообразие... И вместе с тем такая музыка пользуется всеми инструментами современного шоу-бизнеса: организаторы фестиваля «Девы Евразии» сообщили, что непростой для восприятия рядового слушателя концерт будет транслироваться почти десятками мировых радиостанций — яркая иллюстрация глобализма в его, так сказать, наилучшем виде!
Другое же противоречие заключается в том, что немало людей, политически тяготеющих к глобальному миру, — в культурном восприятии цивилизации остаются яростными «антиглобалистами»: посещают концерты певцов, которые действительно поют, да еще и народные песни, интересуются писателями Восточной Европы и умеют дегустировать французские вина... И вместе с тем люди, выступающие с антиамериканскими манифестами, могут обсуждать их в «Макдональдсе», не отрывать глаз от MTV и читать одни лишь бестселлеры. Конечно, есть еще профессиональные антиглобалисты, из тех, которые едят гамбургеры втихомолку, но здесь речь не о них. Речь — о цивилизационном измерении. И об осознании собственного выбора.
Для человека, осознающего неизбежность глобального мира, важно понять, чем этот мир будет — глобальным мегаполисом или глобальными селениями. Мегаполис, конечно, привлекает — особенно воспитанных в поселках в традиции пренебрежения к последним. Однако он вместе с тем истощает, угнетает, делает людей одинаковыми, а их интересы — однообразными. В мегаполисе есть только то, что всеми продается и всеми покупается. В глобальных селениях находится место для интересов каждого, для разных культур, языков и традиций. Кстати, на Западе это уже начинают осознавать. Вот неплохой пример. В Германии монгольская певица Урнаа собирает полные залы любителей этнической музыки — и своего собственного творчества. В России не удалось заполнить даже зал для одного концерта в Концертном зале им. Чайковского. В Украине приезд певицы с репертуаром монгольского происхождения способен вызывать разве что удивление и поиск какого-нибудь небольшого клуба для «оригиналов». Между тем российский шоу-бизнес не может пожаловаться на доходы от украинских гастролей. И неудивительно: ведь российская эстрада отличается таким старательно созданным однообразием, которая не может не нравиться культурно невоспитанному обществу.
На Западе уже пытаются спасаться от однообразия разнообразием. Пусть это разнообразие — другой музыки, другой литературы, другого кино и театра — не является массовым, но лишь оно позволяет обществу двигаться. На Востоке приходят в ужас от всего феноменального. На самом деле в Украине и к Верке Сердючке, и к Нине Матвиенко относятся одинаково. То есть, конечно, на массовом уровне Верку принято слушать под огурцы, а существование Матвиенко — не замечать. А на уровне «интеллигентного человека» Верку принято ругать, а Ниной Матвиенко — восхищаться. Но от этого восторга количество концертов у Нины Матвиенко не увеличивается. Мы не можем осознать, что Верка Сердючка — культурный феномен постсоветской цивилизации и в России, скажем, этот образ имеет невероятный успех именно потому, что отличается от однообразных продуктов с надоевшей «фабрики звезд». А Нина Матвиенко — феномен цивилизации мировой: и мир, тяготеющий к разнообразию, рано или поздно ее для себя откроет. Но мы пока не являемся ни частью мира глобального, ни частью мира разнообразного, не строим ни мегаполис, ни свою часть поселка. Мы, скорее, наблюдаем за чужим строительством, даже не догадываясь, что для участия в нем у нас есть все необходимое...