«Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека».
Николай Гоголь
«Об архитектуре нынешнего времени»
Как утверждают летописи, тысячу лет назад путь из Парижа в Киев пролегал через сплошной лес. Старые римские дороги давно поглотили чащобы, лишь узкие тропы змеились по дремотной Европе.
Каменная симфония Реймсского собора |
Ранней весной 1048 года, как только солнышко подсушило землю, из Франции в далекий славянский Киев отправилась высокая делегация, в состав которой входили рыцари де Шалиньяк, Роже Шалонский и даже епископ Готье Савейр. Почти полуторагодичное путешествие завершилось успешно. Посланцы выполнили повеление короля Генриха І — принцесса Анна, дочь Ярослава Мудрого, выдержала нелегкое путешествие, целью которого было скрепление межгосударственных отношений, и начала готовиться к брачной церемонии, которая превратила ее в королеву Франции.
За прошедшее тысячелетие пути сообщения в Европе (в основном в той части, которая начинается за украинским городком Чоп) достигли значительного прогресса. Комфортабельный автобус с легкостью преодолевает за час расстояние, на которое наши средневековые предки потратили бы целый дневной переход, да и то, загнав до пены своих коней.
Дорожные знаки информируют: до Парижа 450 км, 370 км. Еще немного — и мы в столице мира. Но на полпути между немецкой границей и этой туристической Меккой лежит город, у которого надо нажать на тормоз, ибо пропустить его грех. Это старинный Реймс, известный еще со времен римского господства, правда, под именем Дурокорторум. В 496 году именно в нем принял христианство и превратил его в государственную религию Хлодвиг Меровинг — король франков. Некоторую идеологическую параллель можно провести между ним и Владимиром Крестителем. Но Хлодвиг (со временем его имя трансформируется в такое любимое французскими королями Людовик) был язычником, который решил принять веру подчиненных территорий, тогда как Владимир обратил в христианство языческие племена.
Хлодвиг, как и полагается выдающемуся политическому деятелю, был решительным и не очень беспокоился о химере морали. Краткое изложение его жизненного пути напоминает материалы уголовного дела: «Подговорил убить Хлодериха, убил Сигеберта, уничтожил Рагнарха, замучил Хорариха...» и т.д. Ну, в этом контексте и наши князья могут гордо сказать «Мы — европейцы!» Тем не менее вдохновленные образом и идеями Хлодвига традицию коронования в Реймсе преемники этого короля поддерживали почти без сбоев вплоть до 1825 года. Именно в соборе этого города стали под венец в мае 1051 года молодые Анна и Генрих І. Но не стоит искать в Реймсе этот памятник истории — пожар, вспыхнувший 6 мая 1210 года, уничтожив половину города, не пощадил и собор, простоявший до этой катастрофы не одно столетие. Но ровно через год был заложен первый камень в фундамент сооружения, которое и по сей день поражает каждого оказавшегося перед ним верующего или неверующего. Это собор Notre-Dame. Образ Божьей матери во Франции был таким же популярным, как и на наших просторах. Поэтому многие культовые сооружения (в частности в Париже) тоже носят это имя. Хотя во многих случаях история сохранила и хронологию выполнения работ, и рабочие чертежи, и фамилии зодчих, — ощущение того, что созданное является плодом не человеческих рук и разума, а каких-то фантастических сил, не покидает ни на миг. Что заставляло граждан объединяться в артели, чтобы с настойчивостью муравьев поднимать до небес строение, поглощавшее труда и времени больше, чем египетские пирамиды. Но творцы принимались за работу, хотя четко понимали, что завершения своих грандиозных замыслов они не увидят. И сто лет, ушедших на возведение Реймсского собора, — еще не максимум — Миланский собор строили 470 лет, Кельнский — 312...
Чтобы сравнить Реймсский собор с чем-то привычным, логично представить его на футбольном поле. Общая площадь под строением собора — 6650 метров квадратных. Площадь футбольного поля — на стадионе «Олимпийский» в Киеве — 7140 метров квадратных. Такие гигантские размеры объясняются не только амбициями зодчих, священников и королей — культовые сооружения проектировались с учетом того, что в них на молитву или проповедь может собираться одновременно все взрослое население средневекового города.
При повороте на улицу, ведущую к храму, бросается в глаза надпись на какой-то витрине «Кафе для геев и лесбиянок» — нестандартные правнуки славных прадедов великих напоминают, что сейчас либеральный ХХІ век. Попробовали бы они в такую свободу поиграться лет семьсот назад... Но через несколько минут автобус останавливается перед «величественной каменной симфонией», как называл готическую архитектуру писатель Виктор Гюго. А скульптор Огюст Роден увидел в соборах этого стиля (окруженных опорными арками — контрфорсами и аркбутанами) сказочную многоножку.
Сложно состязаться с великими в их умении метко и эмоционально передавать свои чувства с помощью слов и фраз. Но общение с выдающимися образцами культовой архитектуры (не так важно — православной, католической или исламской) наталкивает меня на несколько научно-фантастическую мысль, что люди когда-то, в предвечные времена, прибыли на Землю как инопланетяне, но потом забыли цель прилета, станцию отправления, конструкцию звездолета. И только инстинкт, как птиц в полет, толкает их монтировать из камня космические корабли, молиться под сводами мечетей, церквей и соборов, надеясь, что вот-вот запылает огонь реактивных двигателей и вознесется человечество вместе со своими храмами в свою забытую прародину, куда-то под Кассиопею или Андромеду...
Но сегодня над Реймсским собором с ревом пролетают «миражи» французских ВВС. Посматривает на них с удивлением бронзовая всадница Жанна д’Арк, ведь во времена, когда она сопровождала на коронацию неблагодарного Карла VII, таких злых железных птиц еще не было. Впрочем, не было и неуместных, как бы игрушечных вагончиков, примостившихся возле подножия памятника в ожидании ленивых туристов. Среди сотен серьезных каменных лиц святых, с осуждением посматривающих на этот странный и неразумный мир, выделяется один ангел, который за столетия испытаний, в отличие от своих напарников, не утратил ни крыльев, ни чувства юмора, ни лукавой улыбки. О, конечно, добрый Ангел, ты напомнил, что Реймс — это именно то место, где рождается знаменитое шампанское. Святое и грешное всегда рядом — я не преминул зайти в магазинчик, чтобы впоследствии, уже в родном Киеве, откупорить «этот божественный напитокъ», как величает его путеводитель по Франции 1912 года издательства Кнабеля. И рассказать все о том, как мне улыбался ангел из Реймсского собора.