Гуляя на днях по Андреевскому спуску, услышала разговор двух иностранок. Первая спросила: «Ну, и где твоя обещанная Прага?» Вторая в отчаянии развела руками, оглядываясь на закованный в бетон спуск, непривычно теряющийся где-то внизу в облаке пыли.
Ежегодное плановое укрепление мостовой на Андреевском этим летом переросло в... разливание бетона практически по всему спуску. Страдают не только туристы, которые не увидят один из немногих уцелевших фрагментов исторического Киева. Страдают ремесленники, художники и торговцы, которые целыми днями дышат пылью, подымающейся с «обновленной дороги». Страдает и брусчатка, которой вымощен спуск, ее придется восстанавливать по камешку и заново перекладывать. Глава Подольской райгосадминистрации Евгений Романенко утверждает, что без бетонирования спуск не спасти.
— В связи с тем, что весной было много дождей, постоянно вымывалась мостовая. — говорит г-н Романенко. — Кроме того, сейчас ведется строительство театра на Андреевке, ездят грузовики, которые тоже разбивают дорогу. У нас не было иного выхода, кроме как дать задание нашему дорожно-эксплуатационному управлению залить мостовую бетоном в небольших пропорциях. Существует договоренность с организациями, ведущими строительство, — все будет восстановлено за их средства.
В свою очередь начальник управления охраны культурного наследия и ремонтно-реставрационных работ КГГА Руслан Кухаренко подчеркивает: такие действия Подольской госадминистрации — нарушение исторической среды.
— Выход из ситуации нашли, не посоветовавшись с нами. Что дешевле, то и вылили. А нужно было хорошим раствором замазать выбоины и положить камень-булыжник. Теперь, чтобы восстановить прежний вид спуска, нужно взрывать бетон, обивать его с булыжника вручную, что очень трудно, а потом перестилать мостовую заново. Сейчас облегчили подъезд к Театру на Подоле, а когда строительство закончится, все восстановить будет дороже. Безусловно, реконструкция спуска уже необходима. В последний раз Андреевку обновляли в 1982-м. Но подходить к этому нужно корректно: разработать комплексную программу реконструкции всего спуска — с ремонтом дороги, покраской фасадов, благоустройством территории, обустройством уголков отдыха, восстановлением фонарей, вывесок, чтобы все было в одном стиле. Создать некий киевский Монмартр. Хотя Андреевский спуск намного древнее, упоминается еще в «Слове о полку Игоревом».
Как утверждает Р.Кухаренко, проблем у спуска, соединяющего верхний и нижний город, не перечесть. Страдают подземные коммуникации, трансформаторы в ужасном состоянии, не хватает электричества. Здесь нет дождевой канализации: вся вода, которая скапливается на улицах Владимирской и Десятинной, водопадом течет от 38-го дома к 5-му, подмывая булыжник. И только там, внизу, расположен единственный дождеприемник. Но ведь такой же нужен и наверху. Частично проблемы можно списать и на кладку 1982 года, считает один из авторов проекта реконструкции спуска в те годы архитектор Дмитрий Воронов. Им тогда спуск достался частично залатанный асфальтом.
— Опыта в таких видах работ тогда не хватало, — рассказывает г-н Воронов. — Брусчатку клали не специалисты, а обычные рабочие. Однако не нужно думать, что работы проводились кое-как: мы ориентировались на древние традиции — большой камень посередине и на тротуарах. Ближе к низу образовывался желоб, который сдерживал бурный поток воды, несущийся сверху. Теперь все нужно переложить, не нарушая традиции. И ни в коем случае не должна пострадать брусчатка. Часть ее дореволюционная, допускаю, что некоторые камни в желобе вообще ровесники Владимира Великого. Но здесь требуется экспертиза. Возраст и происхождение андреевских булыжников — тема для отдельной кандидатской диссертации.
Для Дмитрия Воронова спуск — особая тема. В 1983-м его проект реконструкции признали лучшим среди проектов года и наградили всесоюзным дипломом лауреата. Однако сегодня главный архитектор проектов АО «Київпроект» не уверен, что его пригласят в комиссию по новой реконструкции спуска. Но на своем участии в наблюдательном совете при Подольской райгосадминистрации будут настаивать общественные организации. Президент НГО «Голос громади Київа» Владимир Бондаренко подчеркивает: без вмешательства киевлян судьбе спуска не позавидуешь. Власти уже сейчас чинят произвол, отдавая распоряжения о строительных работах.
— Андреевский спуск входит в Государственный реестр архитектурных памятников Украины, — напоминает Владимир Бондаренко. — Это памятник национального масштаба. Реконструировать его можно только после письменного согласования с Государственной службой охраны культурного наследия при Министерстве культуры и туризма. Заведовать этим должен был бы председатель госслужбы г-н Кучерук. Но на сегодняшний день ему от Подольской РГА ни одного документа не поступило. Несколько месяцев назад было выдано распоряжение о строительстве на Андреевском спуске под №30 и 34. На это решение Киевсовета прокуратура имеет свои предписания. Однако строительство продолжается. Что же касается аутентичной мостовой, то ее нужно перекладывать вручную, закрепляя песчаной смесью. Вместо этого у нас получается не реконструкция, а изменение памятника! А это действующим законодательством запрещено. К сожалению, общественные слушания предусмотрены только в случае строительства. В случае реконструкции общественность может создавать только наблюдательный совет. А при Подольской райгосадминистрации создать такой совет не планируется. Однако чиновникам не следует забывать, что закон предусматривает также наказание за злоупотребление служебным положением.
Между тем, к сожалению, все идет своим чередом: общественные организации собирают документы для предоставления в прокуратуру, чиновники обещают уже в ближайшее время закрыть спуск на «полную реконструкцию», продавец Вера глотает пыль на «точке» рядом со строительством театра на спуске. Девушка рассказывает: из-за строительных работ Музей Булгакова пошел трещинами. А дом рядом с музеем выкупил какой-то новоявленный богач и заявил: «Хватит жить стариной, все переделаем, прошпаклюем, покрасим, обустроим местечко для своих. А называться оно будет «Клуб «Феррари».
— Это особый цинизм — назвать заведение, расположенное на улице, которую обещают объявить пешеходной, «Феррари». — делится Вера. — Лично я уже пообещала этому господину акцию протеста — прикуюсь к одной из лавочек напротив будущего клуба. Их он собирается снести первыми...