Американка: портрет в рабочем интерьере

30 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 30, 30 июля-6 августа 2004г.
Отправить
Отправить

Традиционно американские женщины работали только до или вместо замужества. Все изменилось в сере...

Традиционно американские женщины работали только до или вместо замужества. Все изменилось в середине прошлого века, когда миллионы замужних американок решили, что они могут найти применение своим силам и талантам не только на поприще домохозяек и матерей семейств, но и вне дома. Принять такое решение им помогли изменения в экономике страны, потребовавшие много новых работников, прежде всего таких, которые на социологическом жаргоне называются «низкоуровневые белые воротнички»: служащие по работе с информацией (секретари, регистраторы, приемщицы, машинистки) и людьми (медсестры, ассистентки врачей, дантистов, социальные работники).

Американские домохозяйки оказались идеально приспособленными для такого рода деятельности — ведь всю свою жизнь они осваивали искусство терпеливо перелопачивать большие объемы неблагодарной работы и безропотно играть вторые роли в отношениях с мужчинами. А поскольку их мужья оставались основными кормильцами в семье, такие работницы не гнушались занимать малооплачиваемые, временные и нестабильные должности.

Самая мирная американская революция

Этот «выход в мир» американской домохозяйки был серьезным достижением, однако настоящую революцию в сфере общественного труда совершили подросшие дочери машинисток и медсестер. Начали они с получения образования: в то же самое десятилетие, когда мамы массово вышли на работу, дочки массово поступили в вузы, причем особый упор сделали на получение «исконно мужских специальностей», таких как адвокат, врач или инженер. Показательна в этом отношении история с так называемой «Айви лигой» — элитарным клубом особенно престижных частных высших школ, долгое время обучавших только мужчин. Когда веяния времени побудили их открыть свои двери для представительниц прекрасного пола, айвилигские профессора опасались, что это может не понравиться выпускникам прежних лет, играющим роль финансовых доноров своих альма-матер и входящим в органы их управления с правом вето. Эти опасения оказались напрасными прежде всего потому, что выпускники Йейля и Дартмунда сами хотели, чтобы их дочери учились в тех же вузах.

В результате за последнее тридцатилетие прошлого века американки потеснили мужчин практически во всех областях рынка труда. Наибольшее увеличение доли женщин, приведшее к их численному превосходству, произошло в таких профессиях, как страховые агенты, администраторы среднего образования, журналисты, правительственные чиновники и бартендеры. Среди фармакологов, администраторов высшей школы, ветеринаров, адвокатов, врачей, архитекторов, дантистов, священнослужителей, полицейских, техников по обслуживанию телефонных сетей, инженеров и металлургов доля женщин, хотя еще не достигла уровня мужчин, но значительно увеличилась и продолжает расти. К группе профессий, в которых представительство женщин остается примерно на постоянном уровне, относятся не только секретари, ассистенты дантистов, медсестры, библиотекари и учителя младших классов (здесь женщины по-прежнему традиционно составляют большинство), но и программисты (в этой относительно новой сфере число женщин стабильно остается на уровне четверти от общего числа). Интересно, что есть и такой круг специальностей, из которых мужчины вытесняют женщин: телефонные операторы, официанты и повара, причем среди последних мужчин уже больше, чем женщин.

Заслуживают внимания метаморфозы, происшедшие с профессией бортпроводника. Когда гражданская авиация была делом новым и опасным, авиакомпании нанимали медсестер сопровождать каждый полет. Их роль, однако, быстро свелась к обслуживанию пассажиров, и вскоре выработался «стандарт стюардессы», соответствовать которому было не легче, чем выиграть конкурс красоты. Но даже получив работу, стюардесса находилась под дамокловым мечом увольнения, причем наиболее нетерпимыми нарушениями считались замужество, лишний вес и достижение 32-летнего возраста. Эти требования были отменены только после создания Комиссии по равным возможностям в трудоустройстве (EEOC), запретившей сначала указывать в объявлениях о рабочих вакансиях расу, религию и национальность желаемых кандидатов, а затем добавившей к этим запретам и указание пола и возраста. В итоге к 2000 году среди американских бортпроводников было уже не менее 24% мужчин.

Эффект стеклянного потолка

Несмотря на то, что американки давно являются полноправными участниками рынка труда (в частности, к концу ХХ века на их долю приходилось более 47% всех рабочих мест), они еще довольно сильно отстают от мужчин по уровню доходов и зарплат. Так, на каждую тысячу долларов, заработанных в 2000 году средним мужчиной, приходилось 733 доллара, заработанных средней женщиной. Даже если взять для сравнения только работников с высшим образованием, занятых полный рабочий день и относящихся к возрастной группе 35—45 лет, средняя зарплата мужчин составляет 57 тысяч, а женщин — только 41 тысячу долларов в год. Главная причина такого разрыва заключается в том, что гораздо меньшее число женщин достигает высших должностных и, соответственно, зарплатных ступеней: только 35% из них зарабатывает более 50 тысяч в год (среди мужчин таких — 61%). Получается, что даже образованные и преданные работе женщины рано или поздно упираются в пресловутый «стеклянный потолок».

И действительно, на сегодняшний день из 1000 крупнейших американских компаний, список которых ежегодно публикует журнал Fortune, женщины находятся у руля всего в шестнадцати. Среди них Карлтон Фиорина, возглавляющая компанию Hewlett-Packard (11-е место в списке), Мэри Сэммонс (Rite Aid, 128-е место), Энн Малкаи (Xerox, 130-е), Патриша Руссо (Lucent Technologies, 243-е), Эндреа Юнг (Avon Products, 275-е)... Еще несколько знаменитых женщин руководят крупными подразделениями, входящими в бизнес-конгломераты. Примером могут служить женщины-лидеры из мира кинематографа, такие как Стэйси Снайдер из Universal Pictures и Шерри Лэнсинг из Paramount. Значительно представительнее (по крайней мере, в процентном отношении) выглядят женщины среди высшего звена американской высшей школы. Женщины-ректоры управляют такими университетами, как Принстон, Дьюк, Пенсильванский и Чикагский...

Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, от нейрохирургии до инвестиционного финансирования, количество представленных в ней женщин находится в обратной пропорции с высотой карьерной лестницы. Так, к примеру, среди армии новичков, ежегодно пополняющих ряды служащих крупнейшей бухгалтерской фирмы Deloitte & Touche, женщины составляют не менее половины, причем они получают такую же стартовую зарплату, как и их коллеги-мужчины. Однако со временем представительницы прекрасного пола начинают «отсеиваться», и далеко не всегда причиной их ухода является желание посвятить себя дому и уходу за детьми. Прежде всего их гонит бесперспективность, потому что ежегодно на каждую «повышенную» в этой компании женщину приходится пять «повышенных» мужчин.

Американки, обремененные семьей с маленькими детьми, имеют дополнительные претензии к работодателям, главные из которых — негибкий рабочий график, отсутствие корпоративных детских садов, недостаточная продолжительность оплачиваемого послеродового отпуска и перегрузка, делающая невозможной любую деятельность помимо работы... Все это вместе побуждает многих женщин думать о других способах заработка, в частности столь радикальном, как открытие собственного бизнеса. На сегодняшний день каждая одиннадцатая американка является владелицей компании.

Женское лицо американского бизнеса

Показателен пример моей бывшей сослуживицы Кэйтлин Макфэрэн. После окончания колледжа по специальности бизнес-менеджер она в течение года работала ассистентом в маркетинговом агентстве, а затем уволилась и открыла собственную галерею по продаже рам и картин — благо этот вид бизнеса знаком ей с детства: мать Кэйтлин, Шаниз Уорден, вела бухгалтерию в одной из таких галерей, и Кэйтлин не раз подрабатывала там во время летних каникул. В последнее время дела работодателя Шаниз шли все хуже, и он был вынужден уволить всех работников, включая и бухгалтера. Оформив документы на пособие по безработице, которое в Америке можно получать только в течение полугода, Шаниз окончила курсы, где безработным, желающим переквалифицироваться в бизнесмены, помогают выбрать подходящую для них сферу деятельности и учат писать бизнес-план. Получив затем низкопроцентный заем, она вместе с дочкой выкупила галерею у своего бывшего работодателя. Роль «самих себе хозяек» устраивает не только обеих начинающих бизнес-леди, но и мужа Кэйтлин, особенно учитывая, что в ближайшем будущем чета Макфэрэн собирается обзаводиться детьми.

В настоящее время бизнес всех размеров, где владелицами являются женщины, — самый быстрорастущий сектор американской экономики. За десятилетие с 1975-го по 1985 год доля таких бизнес-структур увеличилась с одной двадцатой до одной четверти от общего числа, и этот рост продолжается. По данным на 2004 год, женщины владеют половиной или более акций уже в 48% всех частных американских компаний, и ежедневно на женские имена регистрируется в среднем 424 новых предприятия. За последние семь лет число компаний, принадлежащих женщинам, увеличилось на 24% (по сравнению со средним ростом в 12%), а их доход вырос на 5,6% (по сравнению со средним ростом в 4,8%). Нет ни одной отрасли экономики, в которой бы не были представлены бизнес-леди. Наибольшая их доля приходится на сферу услуг, а наибольший рост их присутствия наблюдается в строительстве, оптовой торговле, сельском хозяйстве, транспорте и промышленном производстве.

Интересно, что «женский» бизнес отличается от «мужского» по стилю. В частности, бизнес-леди чаще предлагают своим работникам гибкий график и неполный рабочий день, а также охотнее оплачивают их учебу. Женщины-работодатели делятся со своими работниками прибылью на более ранних стадиях, чем работодатели-мужчины, а их бизнес в большей степени оснащен компьютерной технологией, чем аналогичный мужской. Тем не менее, пока что в подавляющем большинстве женский бизнес — это маленькие «домашние» фирмы, не имеющие наемных работников, и более половины их владелиц получают меньше 25 тысяч долларов в год.

Ноу-хау американских миллионерш

В списке из четырехсот наиболее богатых жителей Америки, составляемом ежегодно журналом Forbes, концентрация женщин несколько выше, чем в списке руководителей тысячи наиболее крупных компаний журнала Fortune. И хотя большинство богатейших американок получили свои миллиарды в наследство, есть среди них и такие, что сделали себя сами. Так, например, Маргарет Уитмен разбогатела, основав электронный аукцион eBay; Тереза Пэн преуспела с помощью созданной ею компании E-Tek Dynamics по производству оптоволоконных компонент; Дана Дубински является соучредителем PalmPilot; Дорис Фишер вместе с мужем открыла сеть магазинов Gap; актриса и телеведущая Опра Уинфри построила телеимперию, а скандально известная во всем мире Марта Стюарт заработала миллиарды, обучая американцев обоих полов искусству домоводства...

Впрочем, типичные американские миллионерши, коих уже весьма немало, менее богаты, чем представительницы списка «четырехсот». Их коллективный портрет нарисовал профессор Томас Стэнли в недавно вышедшей книге «Моя соседка миллионерша». Как выяснилось, их средний возраст составляет 49 лет, а размер состояния колеблется от 1 до 25 миллионов долларов. В противовес стереотипу, имеющему хождение не только у нас, они вовсе не «агрессивные одиночки», променявшие семейные радости на достижения в бизнесе. Только менее 5% из них никогда не были замужем, а еще 18% сейчас в разводе. Для половины из оставшихся 77%, которые сейчас замужем, нынешний брак — не первый, причем многие из них жалуются на то, что их бывшие мужья обращались с ними плохо. Подавляющее большинство (81%) имеют детей. Большинство из тех, у кого есть дети, начали заниматься бизнесом только после того, как дети пошли в школу. Средний возраст, когда они стали владелицами своего бизнеса, — 36 лет.

Работают они в среднем 49 часов в неделю. Только десятая часть из них работает больше 69 часов в неделю. Они ответственно относятся к своему здоровью, в частности, выделяют на занятия в спортзале в среднем 3,5 часа в неделю. Больше половины из них (60%) получили высшее образование. Еще 26% имеют неоконченное высшее образование. Половина из тех, кто имеет высшее образование, платили за него сами (реально это означает, что они брали кредит, а потом вернули его). Только 19% учились в частной школе. Зато 54% оплачивают частную школу для своих внуков (не детей! — когда их дети учились в школе, они еще не были миллионершами).

Ежегодно миллионерши отдают на благотворительность 7% своего дохода (по сравнению со средним американским уровнем в 2%). Интересно, что наибольшую долю (10% дохода) на благотворительность отдают чернокожие миллионерши (есть и такие). Менее трети (27%) миллионерш считают, что обладают повышенным интеллектом, хотя в среднем они учились лучше, чем миллионеры-мужчины (их средняя школьная оценка составляет 3,4 балла по 4-балльной системе; для сравнения, средняя оценка миллионеров-мужчин — 2,9 балла). При этом большинство (77%) считают, что главный урок, который они извлекли из своего образования — это то, что труд важнее способностей. К 21 году (совершеннолетие в Штатах) только 20% из них знали, чем они собираются заниматься. В то же время большинство (69%) говорят, что начали активно брать на себя лидерские роли еще в детстве.

Наиболее часто называемая причина, побудившая американских миллионерш заняться бизнесом, — это стремление к независимости. Почти все из них говорят, что дело, которым они занимаются, в высшей степени их удовлетворяет. Подавляющее большинство (84%) утверждают, что открыли свое дело, чтобы реализовать себя, свои способности, стремления и умения, а 74% из них рассчитывали (и не ошиблись в своих расчетах), что свой бизнес поможет им обрести уверенность в себе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК