14 октября, в День украинского казачества, Покровы Божьей Матери и в день освобождения Запорожья от немецко-фашистских захватчиков, на острове Хортица в рамках ХІ международного фестиваля казацких боевых и традиционных искусств «Спас на Хортице» имени Анатолия Ермака состоится Праздник украинской доблести. Зрители увидят показательные выступления школ боевых искусств Украины, России, Беларуси, конные выступления, казацкие соревнования, традиционный бой «Лава на лаву»...
Организаторами фестиваля «Спас на Хортице» (12—14 октября) в Запорожье стали Всеукраинская федерация национальных единоборств «Спас», Запорожский городской совет и областная госадминистрация. Кроме открытого первенства Украины по украинскому рукопашу «Спас» — «Кубок Анатолия Ермака» программой предусмотрены научно-практическая конференция о состоянии и перспективах украинского казачества, презентация фотохудожественного проекта «Спас — обычай казацких родов» (автор Евгений Иваненко), выставка работ народных мастеров, торжественный концерт с участием известных кобзарей и бандуристов.
Президент Всеукраинской федерации национальных единоборств «Спас» Александр Притула считает, что такие фестивали — шаги к возрождению украинской духовности, национального достоинства, повышению уровня информированности общества, в первую очередь молодежи, об украинских традициях и обычаях, привлечение внимания общественности к возрождению историко-культурного наследия украинского народа — национальным боевым искусствам, возрождению обычая степной воинской культуры. Ведь доказано, что спас и гопак — не выдумки, а целостные системы выучки украинца-воина, вообще славянина-воина.
— Александр, вместе со своими побратимами вы создали в Запорожье первую в Украине государственную детско-юношескую казацкую школу «Спас». Впоследствии это боевое искусство получило развитие в Киеве, Днепропетровске, Полтаве, Александрии, Вильнянске, Гуляйполе, Кременчуге, Днепродзержинске. Год за годом наблюдая за соревнованиями, как вы сегодня оцениваете уровень выучки участников традиционных всеукраинских первенств по казацкому рукопашу?
— Приятно отметить, что с каждым годом тактическое и физическое мастерство участников растет, бойцы демонстрируют новый технический арсенал. Занимаясь украинским рукопашем, ребята приобретают навыки, которые пригодятся им в жизни. Уже накоплен достаточно большой научный потенциал. Несколько лет назад издан учебник «Спас» — правила соревнований, программа преподавания для детско-юношеских спортивных школ. Постоянно выпускается методическая, учебная литература для специалистов, систематически проводятся научно-методические и учебные семинары для тренеров-инструкторов, судей. В настоящий момент работаем над тем, чтобы открыть в Запорожье казацкий лицей. В этом нас поддерживает местная власть. Лишь в этом году Запорожский областной совет
выделил на развитие казачества 140 тысяч гривен.
— Все предыдущие десять фестивалей проводились летом. Почему в этот раз решили перенести его на осень?
— Мы подумали, что логично будет проводить фестиваль казацких боевых и традиционных искусств именно на Покрову Божьей Матери, которую казаки считали своей заступницей. А хорошую погоду мы закажем. Праздник украинской доблести на Хортице традиционно собирает тысячи зрителей, преимущественно молодежь, поэтому по количеству это почти настоящая Запорожская Сечь (смеется).
— Молодые спасовцы, 8—13-летние ребята меня поразили. Выражение глаз, взгляды и отношение к жизни у них совсем другие, чем у ровесников. Это уже полностью сформированные личности, умные, честные, патриоты. Подумалось: если бы такие молодые люди, когда вырастут, заняли ключевые должности в государстве, Украина бы перестала быть мачехой для своих граждан.
— Спас действительно закаляет не только тело, но и дух украинца. Мы хотим наглядно доказать, что украинское — не только не хуже, а лучше, в первую очередь, для самого украинца. Спас — одно из лучших по качеству боевых искусств мира, потому что в его основе — выживание рода, края, своего народа.
Каждая нация неоднократно проходила испытание войной, непростыми периодами выживания. Именно в те времена и формировались боевые культуры как результат накопления боевого опыта при отстаивании своего жизненного пространства. В течение многих сотен лет праукраинцы были вынуждены сражаться как с относительно «тяжелыми» (по военной амуниции и тактике) воинами Европы, так и с «легкими» воинами-кочевниками Востока.
— Это и определило технические и тактические особенности боевого искусства украинцев?
— Да. Истинным боевым искусством, где решается вопрос жизни или смерти, становятся те движения, которые являются родовыми, передаются с генетической памятью. У восточных боевых искусств движения совсем другие. Карате — прекрасное боевое искусство для японца, ушу — для китайца, тхеквондо — для корейца. Для украинца должно стать своим украинское боевое искусство, где в основе выучки была бы наша украинская духовность, менталитет, а не восточная идеология. С учетом этого выстраиваются и движения, и методика тренировки. Мы не отмежевываемся от восточных боевых искусств, от западных или других культур. Но в первую очередь нужно «свого не цуратися», как говорил Тарас Шевченко, а затем уже «чужого навчатися». Как не согласиться с Масаки Хацумой, 38-м патриархом школы ниндзюсу (Япония), которая хранит национальные традиции несколько сотен лет: «Сущность любого боевого искусства мира — служить своей нации»
— До создания федерации национальных единоборств в Украине, в сущности, не было национальных видов спорта?
— Да. Вообще нет олимпийских видов спорта, которые бы привнесла славянская ветвь цивилизации. Есть романо-германский и англо-американский взнос. А мы до сих пор играем по чужим правилам... Кстати, у России и народов Средней Азии национальные виды спорта есть. В Молдове это метание буздугана (такая палка). У нас тоже есть национальные виды спорта, но без надлежащего статуса...
— Впрочем, словно грибы после дождя в Украине множатся именно школы карате, дзю-до, кунг-фу и так далее,
а украинские национальные единоборства, всеукраинскую федерацию которых вы возглавляете, развиваются достаточно медленно.
— Дуб растет медленно, но стоит веками. Сотни лет все украинское, национальное, с тысячелетними корнями, запрещалось, подавлялось, уничтожалось как чужестранцами, так и своими: вера, язык, идеология, традиции. И боевые искусства тоже. Спас — это мировоззрение казака как радетеля и охранника родной земли, это — обычай гордого неповиновения, это — призвание быть в одной команде, защищать свою свободу и цель. Неудивительно, что открыто пропагандировать боевые искусства, изучать и совершенствовать их энтузиасты-подвижники смогли только после обретения Украиной независимости. Во-вторых, согласитесь, что боевые искусства Востока в украинском варианте — скорее не традиция, а бизнес.
Там, где муниципальная власть нам доверяет и идет на эксперимент, детско-юношеские спортивные школы спаса и боевого гопака достаточно успешно развиваются.
Под впечатлением одного из наших фестивалей на Хортице меня пригласил директор Кременчугского военного лицея, и вот уже несколько лет под руководством наших инструкторов юноши овладевают боевым национальным искусством. И таких примеров немало.
— Вы, Александр, от своего деда переняли казацкие обычаи и особые задатки. Носите не только вышиванки, но и прическу «оселедець». Но почему-то я никогда не видела вас в казацком генеральском мундире...
— Если современное казачество будет развиваться не путем соблюдения казацкого обычая, а формально, через погоны и лампасы, через незаслуженные звания, этот путь приведет в никуда, превратит казаков в придворную жандармерию. А вот на фестивале на Хортице как раз и собираются казаки настоящие по духу. Здесь господствует казацкое укладное право, пусть несколько дней, но люди ощущают гордость за свою принадлежность к украинскому народу, чувствуют себя на родной земле хозяевами.