В мартовском номере достаточно солидного на вид журнала «Персонал», издаваемого Межрегиональной Академией управления персоналом, появилась пространная по объёму, как бы научная по стилю (с двойным аппаратом сносок плюс внутритекстовые отсылы!), но далеко не академически аффектированная по тону статья «Сионизм: идеология ubermenschen». Автор уже в преамбуле прибегает к экзальтированно-патетическим фигурам речи, интригуя читателя догадками о поводе для того: «Если бы дело, о котором пойдет речь,.. касалось только меня,.. только моей семьи, коллег и близких, а не всего человечества, моей страны и народа, я бы, скорее всего, не написал этих горьких слов предостережения для всех ныне живущих людей».
Боже праведный, что же такое произошло, если очаг, отечество и глобус в одночасье очутились под некоей общей угрозой?! Комета близится? Пришельцы? Или все-таки стряслось самое страшное на пакистано-индийских рубежах? Как бы то ни было, ясно: человек и гражданин в одном лице далее молчать не могут. В финале публикации звучит призыв ко всем остальным людям доброй воли «во всех странах мира» «подниматься всем вместе» на борьбу с мировой же угрозой. Что ж за клаасов пепел вскипятил сей разум возмущенный?
Д-р Джекил и м-р Хайд
Сразу скажу, со справками и документами у автора пламенного воззвания в духе «urbi et orbi» всё в порядке. Более того, вам и не снились такие сертификаты о научной авторитетности, солидности и во всех смыслах благонадёжности, какими располагает он. Речь идёт о Георгии Щёкине — президенте упомянутой уже Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП), президенте Международной кадровой академии (МКА), докторе философских наук, докторе социологических наук и кандидате психологических наук. Наконец, как следует из содержания статьи, г-н Щёкин ориентируется в сферах языкознания, политологии, этнологии, демонологии и религиеведения буквально с закрытыми глазами.
Теперь, когда читатель знает об исключительной социальной весомости бьющего в набат, суть надвигающейся угрозы может разочаровать его своей банальностью — снова еврейский мировой заговор. Однако в данном случае — с элементами актуализации классической инвективы. Именно на этом стоит остановить сначала внимание. Если новое — это хорошо забытое старое, то именно так Г.Щёкин и освежает привычную модель. Он начинает описывать монстра «сионизма», без стеснения ссылаясь на элементарные справочники советских времен: «…В современных условиях самым опасным явлением для судеб всего человечества выступает сионизм — одна из наиболее уродливых форм шовинизма и национализма, господствующая сегодня в государстве Израиль и во многих еврейских общинах».
Далее г-н Щёкин без обиняков и вовсе отождествляет сионизм с фашизмом и нацизмом, что тоже своего рода новация: «Какая такая особая разница может быть между нацизмом еврейским и нацизмом немецким или итальянским? Нацизм, он и есть нацизм. Автор «Сионизма... » предвидит возражение типа: «Холокост осуществлял по отношению к евреям нацизм немецкий, но никак не наоборот — хотя бы в том и разница». И парирует это небанальным соображением, которое многим может справедливо показаться кощунственным: «…В 1933 году Мировой еврейский конгресс объявил войну нацистской Германии, поставив тем самым в положение «воюющей стороны» миллионы беззащитных евреев практически всех европейских стран и спровоцировав, по сути, их дальнейшее массовое уничтожение». То есть не германский нацизм, а евреи-сионисты сами виноваты в истреблении своего народа? Уверен, научной (и не только) общественности ещё предстоит по достоинству оценить это утверждение дважды доктора наук. Как и другие залихватски смелые гипотезы Г.Щёкина о «преступлениях» сионизма.
Продолжая свои изыскания, сей историк обращает внимание на то, что именно сионисты в 1925 году запустили «утку» о приходе «некоего мстителя», который за «многовековое поругание еврейства» уничтожит Европу, и особенно якобы должна пострадать Украина. Нехорошо, конечно, но что за грех — мистическая сплетня. Между тем это даёт повод для ещё одного соотнесения сионизма с нацизмом. Выступая как политолог, Г.Щёкин выдвигает гипотезу о «сионистском следе» в терактах 11 сентября, причем, ссылаясь на некого харьковчанина Э.Ходоса, называет подлинное имя Бин Ладена — Беня Ландау. Как религиевед, Щёкин уверяет: «сегодня христиане знают, что Ветхий Завет уже 2 тыс. лет назад навсегда отменен Новым. Как демонолог, относит Антихриста к одному из «израильских колен» и соответственно акцентирует «люциферову», дьявольскую сущность сионизма. И просто смешно, когда доктор философских наук излагает мысли Н.Бердяева по… энциклопедическому словарю. Вот на таких «научных» основаниях он толкует о «сужающемся кольце» сионистской экспансии, для которой «арабская цель» якобы промежуточна, тогда как достигнув её, «сионисты приблизятся к главному оплоту сопротивления — православным славянским землям». Да и вообще они, пагубное сионистское племя, здесь, в Украине, уже якобы захватили парламент и средства массовой информации, ещё немного и…
Предательский семиозис
То, что этакий кашеобразный поток измышлений «маститого ученого» не имеет ровно никакого отношения к науке, на мой взгляд, очевидно и в принципе безобидно. Как и неприятие сионизма (или, скажем, коммунизма) в виде политического течения. Только вот по мере чтения статьи Г.Щёкина крепчает, переходя в уверенность, мысль о том, что «антисионизм» у него — только словесное алиби, эвфемизм более точного словца «антисемитизм». То и дело автор вступает в противоречие с самим собой, оговаривается и проговаривается о том, что не сионистские структуры, которые возникли всего сто с небольшим лет тому назад с целью концентрации этноса вокруг идеи возрождения еврейской государственности, а сам этнос ему не люб.
С одной стороны, Щёкин находит нужным специально оговаривать, что «здоровый и естественный (!)… антисионизм нельзя отождествлять ни с антисемитизмом, ни с «антиевреизмом», ни с каким другим «анти», оскорбляющим, унижающим и порочащим религиозную, национальную и историческую судьбу всего еврейского народа, давшего миру… много великих людей». С другой стороны, тут же, буквально в следующем абзаце, «изучение корней» сионизма как «явно нацистского течения» связывает с «его основаниями и в иудаизме, и в национальном характере, обусловленных историческими, политическими, социальными и другими факторами религиозно-этнического развития». Предлагая создать Всемирную антисионистскую организацию, г-н Щёкин собирается вести «борьбу против сионизма, за будущее еврейского народа и всего человечества». При этом именно этно-расовые критерии использует для политических оценок событий и деятелей. Так, специально подчеркивается, что ответственные за голодомор большевики были «историческими соотечественниками» сионистов (поэтому преступниками?), а одиозная для автора М.Олбрайт маркирована происхождением из семьи чешских евреев (поэтому лоббирует интересы американского сионизма?).
Ссылаясь на Библию, Талмуд, К.Маркса и другие старинные и из вчерашних газет «еврейские источники» и тем как бы умывая руки (дескать, сами о себе такое говорят), Г. Щёкин внятно артикулирует несомненно оскорбительные и порочащие целый народ инвективы: о приоритетах иудеев в практике геноцида, о «талмудистской мести» иудеев славянам за разгром киевским князем Хазарского каганата, о врожденном своекорыстии, культе торгашества и корыстолюбии с давних времен до нынешней практики продажи билетов на осмотр развалин МТЦ в Нью-Йорке.
Но вот о засилье в украинских СМИ «местечковых олигархов» и об инфильтрации в нашу Верховную Раду этнически чуждого элемента «здоровый антисионист» говорит от первого лица, хоть и обиняками: «…Народные депутаты (и не только они) мрачновато шутят, что по своему составу украинский парламент все больше напоминает израильский кнессет…».
Фундаментально г-н Щёкин проговаривается в финале своего пламенного воззвания. Вылепив в тексте сатанинский образ сионизма как мирового зла — нацизма, фашизма, расизма и т.п., — он неожиданно его и… ставит в пример «здоровому антисионизму»: «…С сионизмом нужно бороться его же методами и во всех странах мира». Так сказать, ударим нацизмом по нацизму. Нужно ли после этой невольной самоидентификации добавлять свою? Все же попробую. Полагаю, что г-н Щёкин плохо разбирается в семиотике, науке о знаковых системах и правилах пользования ими. Иначе, желая балансировать в своих разглагольствованиях по «еврейскому вопросу» на грани «приличных» и «неприличных» смыслов, он бы не проговаривался о своих подлинных воззрениях. Посему имею полное моральное право считать дважды доктора и дважды президента ещё и полным «антисемиотом», т.е. человеком, который не умеет излагать свои мысли сообразно с намеченной коммуникативной задачей.
Время пузырей
Казус г-на Щёкина, думаю, шире самой темы, которую он имел неосторожность затронуть. За ним стоит утвердившаяся у нас практика безответственного говорения, пустопорожнего дискурса, демагогии и вербального и иного притворства в нашей общественной жизни. Мы оказались внутри семиотического кошмара, где лучше общаться взглядами. Впрочем, слава Богу, содержательные пустоты и знаковые пузыри неизбежно лопаются. Нередко с неприличным звуком и запахом.
В финале моего как бы отклика на как бы манифест дипломированного антисемиота г-на Щёкина хотелось бы перевести разговор в конструктивно-практическую плоскость. Однако обращаться к означенному г-ну персонально как-то не с руки. Поэтому адресуюсь-ка я лучше к «персоналу», то бишь ученикам г-на Щёкина. Питомцев сразу двух академий — МАУП и МКА — жалко. Семиотическая беспомощность педагога угрожает пагубно отразиться на них. Нет, я далек от мысли, что выпускники столь элитных заведений станут отправлять свои послания миру в виде камней в окна синагог или формулировать их на заборах с использованием в патриотических целях слова «жид». Однако вполне возможно, что украинский управленческий персонал ближайшего будущего, вскормленный непосредственно в академических гнёздах г-на Щёкина или просто обчитавшийся «Персоналом», конспекты учителя и наставника станет воплощать в жизнь. Чего доброго, деятельно займется на организационно-руководящем уровне пекучей проблемой политико-этнического квотирования состава Верховной Рады. Или свежеиспеченный админресурс на деле может приступить к теоретически обоснованной учителем целевой зачистке информационного поля Украины от сорняковых по уже точно антисемитскому «местечково-олигархическому» критерию. Да мало ли может быть иных дурных последствий от дурного ученья?
Итак, тебе и только тебе, племя младое и по административным эффектам ещё незнакомое, адресую я свой контрпризыв по поводу очередного «сионистского наступления» на твои исконные права. Гарантирую позитивный результат при соблюдении этой рекомендации и негативный — при игнорировании её. Короче говоря, что же конкретно надо делать, если в кране таки нет воды? Для начала попробуйте его открыть. Если не помогает, постарайтесь починить своими силами. Когда и это не подействует, вызывайте слесаря. Не приходит — пишите жалобу в ЖЭК. Заплатите частнику. Обратитесь к друзьям и знакомым. Но только, господа, настоятельно советую, никогда не кликушествуйте по поводу отказов в вашей собственной квартире вашей собственной аппаратуры. Не выходите на балкон с воплями о мировом заговоре сатанинских сил, которые вы нутром чуете, против вашей персональной сантехники. Во-первых, точно: воды как не было, так и не будет. А во-вторых, будь вы даже семижды доктором по документам, вам могут вызвать еще одного.