Иначе и не назовешь результаты украинских спортсменов, показанные за последние две недели на веслах и под парусами. Серебряными призерами чемпионата мира в классе «Солинг» становятся Сергей Пичугин, Владимир Коротков, Сергей Тимохов. Успех пришел к ним на дистанции американского озера Мичиган, где соревновалась флотилия этих самых крупных яхт олимпийской семьи. Таким образом золотая медаль чемпионата Европы, также завоеванная в этом сезоне нашими земляками, была подкреплена «серебром» в регате еще более высокого ранга. А на Пальма-де-Мальорка собрались на свой чемпионат мира мастера класса «470». Напомним, того класса, в котором украинские яхтсмены на последней Олимпиаде завоевали золотую и бронзовую медали. А в прошлом сезоне наш женский экипаж в составе Русланы Таран и Елены Пахольчик был признан лучшим в мире, так как спортсменки победили на всех дистанциях. Казалось бы, можно и угомониться, дать себе небольшую передышку. Так нет, они и в нынешнем сезоне так же уверенно идут от победы к победе. Еще весной выиграли чемпионат Международной парусной федерации, затем подкрепили эту удачу блестящим выступлением в целом ряде крупных международных регат, обошли всех в чемпионате Европы. И вот чемпионат мира. Как правило, подобные соревнования для мужчин начинаются с серии предварительных гонок, по итогам которых участников делят на «золотой» и «серебряный» флоты. У женщин так много экипажей не набирается. А вот нынче и яхтсменкам пришлось пройти два этапа. И обусловлено это было скорее всего тем, что, кроме медалей, здесь разыгрывались первые олимпийские лицензии. Совсем неплохо обеспечить себе место на старте в Сиднее за два года до него. И женский, и мужской экипажи удачно прошли предварительные гонки и оказались в «золотом» флоте. Руслана Таран и Елена Пахольчик и в основной серии гонок были выше всех соперниц. И снова стали чемпионками мира и, естественно, обладательницами лицензии. У мужчин дела шли труднее. Евгений Браславец и Игорь Матвиенко, отказавшись от той лодки, на которой стали чемпионами Олимпийских игр, никак не могут подобрать ей достойную замену. Начали сезон на одной, которая оказалась не такой, как надо. И за неделю до чемпионата мира прямо с верфи получили другую. Вообще-то не лучший вариант - стартовать в таких ответственных соревнованиях на яхте, с которой еще не сжился. Очевидно и это сказалось на конечном результате наших земляков. Они стали шестыми, но лицензия у них тоже уже есть.
И еще одно приятное сообщение. Родион Лука и Георгий Леончук, которые выступают на яхте нового олимпийского класса «49-еr», победили в крупной международной регате «Австрийская парусная неделя». Еще нет последнего списка с рейтингом гонщиков, но, скорее всего, Лука и Леончук уже попали в десятку сильнейших. По состоянию на начало сентября они были двенадцатыми, а теперь своей победой завоевали большое количество очков, которые их значительно продвинут вперед. Летом, когда в Киев приезжал в отпуск наш трехкратный олимпийский чемпион Валентин Манкин, он несколько раз ездил на Киевское водохранилище, где тренировался Лука. Не любопытства ради, а чтобы помочь своим землякам. Манкин тогда говорил мне, что ему очень нравится этот гонщик - умный, грамотный, наделенный талантом и трудолюбием. «Я уверен, что он добьется значительных успехов», - утверждал Валентин. Он предложил киевлянам свою помощь и на будущее. Хотя уже несколько лет Манкин работает по контракту в Италии, возглавляя сборную команду той страны, душой и сердцем он в Украине. И если ему предоставляется возможность хоть в чем-то помочь землякам, не упускает ее. Но вернемся к австрийской регате. В ней участвовали еще несколько экипажей с Украины. Юрий Токовой в классе «Финн» стал серебряным призером, а Денис Хащина на «Лазере» - серебряным. Таким образом, трижды на флагштоке поднимался флаг нашей страны. Звезды падали со спортивного небосклона и на гребных дистанциях. В немецком Кельне прошел чемпионат мира по академической гребле. На нем впервые в истории этого вида в независимой Украине были завоеваны золотые медали. Сделали это спортсменки из Днепропетровска Евгения Андреева, Нина Проскура, Татьяна Савченко и Татьяна Фесенко в четверке распашной. Больше секунды выиграли девушки у канадок, финишировавших вторыми (соответственно 6.30,63 и 6.31,90). Экипаж этот был создан по итогам чемпионата Украины. И хотя четверка распашная сегодня не является олимпийским видом программы (до Атланты она таковым была), успех в этом классе лодок трудно переоценить. Говорит главный тренер сборной Украины Владимир ОПАЛЬНИК:
- К Олимпиаде у нас целенаправленно готовятся два экипажа - четверки парные у мужчин и женщин. В Кельне, прямо скажем, им не повезло. И это не моя отговорка. Перед полуфинальными заездами пришло штормовое предупреждение, соревнования остановили. А когда их возобновили, оказалось, что ветер все так же силен, поэтому преимущество получили лодки, идущие по последним водам. У нас были вторые дорожки. Вот так и финишировали вторыми с конца и оказались вне главного финала. Ну а в финале Б оба экипажа победили, причем мужской показал абсолютно лучшее время, а женский - второе. Нам было высказано официальное сожаление со стороны руководства международной федерации, поскольку украинские четверки парные являются признанными лидерами мировой гребли (женщины были серебряными медалистками Атланты, мужчины в этом году стали вторыми в Кубке мира). Так что мы знаем истинную расстановку сил в этом классе лодок. И именно на них делаем ставку. Но планируем готовить и третий экипаж. Успех четверки в Кельне показал, что наши планы небезосновательны. Эти спортсменки составят ядро восьмерки. Напомню, что именно женские восьмерки имели в Украине хорошие традиции. Наши землячки в составе сборных команд СССР были призерами Олимпийских игр, чемпионками мира. Конечно, с тех пор многое изменилось в мировой гребле. Появились новые технологии в производстве инвентаря, значительно изменились лодки, весла, что повлекло за собой изменение методики подготовки. Но мы владеем методиками. Вот с лодками труднее - восьмерки просто нет. Мужчины выступают на четверке, которую покупали для сборной Союза еще перед Сеулом. Накануне Атланты наша сборная получила всего шесть лодок, но и они сегодня морально устарели. Так что пополнение нашего, так сказать, лодочного парка - проблема номер один. Будь ты самым гениальным гребцом, но если станешь на старт на лодке, отжившей свое, успеха не добьешься.
С Опальником трудно не согласиться. Но зная, как целенаправленно работает наша Федерация академической гребли, понимаешь, что настойчивости и профессионализма ведущим специалистам не занимать, а талантами наша страна всегда была богата. Так что нынешний звездопад должен иметь продолжение.