А В АВСТРАЛИИ - ЛЕТО

Поделиться
У нас зима, у нас даже выпадает снег, и реки покрываются тоненькой корочкой льда. Самое время говорить о лыжах, коньках, санях...

У нас зима, у нас даже выпадает снег, и реки покрываются тоненькой корочкой льда. Самое время говорить о лыжах, коньках, санях. А мы - о парусах. О яхтах. О гонках в свежий ветер. Потому что именно в эти январские дни в Австралии проходит чемпионат мира в классе «Финн». И в огромной армаде изящных швертботов есть и наш, с Украины.

Еще в старые времена именно «Финн» был в сборной Союза, если можно так выразиться, украинским классом. Повелось это с конца пятидесятых годов, когда киевлянин Валентин Манкин начал штурмовать спортивные высоты. Нелегко приходилось, причем не всегда личное мастерство было тем мерилом, которое открывало путь на самые престижные регаты. Манкин готов был бороться за олимпийские награды в 1960 году, но в Неаполь уехал таллиннец Александр Чучелов, хотя серия отборов у киевлянина была более удачной. В открытую не говорили, но при прочих равных национальность Чучелова была предпочтительнее. В Неаполе Александр завоевал серебряную медаль. И хотя следующее четырехлетие было полностью за Манкиным, на Игры 1964 года снова первым номером отправился Чучелов, а Валентин ходил по берегу в качестве запасного и мог только переживать за крайне неудачное выступление своего соперника.

Лишь в 1968 году Манкин вышел на олимпийскую дистанцию. В стране просто не было никого, кто мог бы приблизиться к нему по уровню мастерства. Да и в мире его имя уже называлось среди «самых-самых». И недаром. В Акапулько киевлянин не просто победил всех, он победил блестяще и в последнюю гонку мог уже не идти. Таким долгим был его путь к олимпийскому «золоту». Но так блестяще он его увенчал.

На этом Манкин простился с «Финном». Свои следующие олимпийские медали он завоевал на «Темпесте», где его напарником был также бывший «финнист» киевлянин Виталий Дырдыра. Когда-то в юности они соперничали, но Манкин обошел земляка, а когда перешел на килевую яхту-двойку, именно его пригласил в шкотовые. Третье олимпийское «золото» Манкин завоевал в Таллинне в 1980 г в «Звездном» классе.

Но история «Финна» в Украине не оборвалась. В сборной Союза один за одним появлялись украинские гонщики: николаевец Николай Сухоруков, киевляне Сергей Пичугин, Константин Гордейко, Юрий Токовой... Юрий Токовой «последний из могикан» сборной СССР. Распалась страна, исчезла сборная. А Украине оказалось не под силу содержать оставшихся без лодок и парусов гонщиков. Тут уж выживал тот, кто то ли сам, то ли с помощью оборотистого тренера находил спонсоров. Вот так закрепился в сборной Украины способный Игорь Ткачук из Комсомольска на Полтавщине. Горнообогатительный комбинат взял на себя финансирование нужд яхтсмена. И Игорь от регаты к регате улучшал свои показатели. В прошлом сезоне, когда у него не было нужного качества яхты, ИЯРУ (Международный союз яхтсменов) выделил ему для выступлений лодку из своего арсенала. А к концу сезона была построена в Италии и яхта, заказанная Ткачуком и оплаченная полтавскими спонсорами. Она прибыла прямо на чемпионат мира в Пярну.

В Пярну вместе с Ткачуком приехал еще один украинский яхтсмен - Юрий Токовой. За плечами у Юрия были успехи в чемпионатах Европы, шестое место в мире, а потом - длительный перерыв. Не видя перспективы, гонщик постепенно, как говорится «завязал», правда, с парусами не простился. В составе экипажа «Гетмана Сагайдачного» принимал участие в кругосветной крейсерской гонке «Уитбред». До конца не прошел. Из-за разногласий со шкипером вместе с другими сильнейшими гонщиками покинул борт «Сагайдачного» после финиша в Австралии.

Вернувшись в Киев, стал подумывать о том, чтобы побороться за олимпийскую путевку. Его тренером стал Сергей Щербаков (в прошлом тоже член сборной Союза, напарник по «Сагайдачному» и просто - друг). Вместе взялись искать спонсора. Для начала ставили цель - хотя бы поехать на чемпионат мира в Пярну. И нашли.

Если заглянуть в мировые парусные вестники, а там, как правило, самая разнообразная информация о знаменитостях, то сразу сделаешь вывод: больше всего парусный спорт любят «пивные короли» и производители табачных изделий. Генеральным спонсором «Уитбреда 93 - 94» (а это самые престижные и самые дорогие гонки в мире) был «Хайнекен» (любителям пива не надо объяснять, что это за фирма). Вот почему Щербаков с Токовым обратились в «Оболонь». И дирекция нашего крупнейшего и современнейшего производственного объединения согласилась помочь землякам. Погрузили на микроавтобус, выделенный яхт-клубом города Славутич, старую яхту в Эстонию.

Там во время гонок произошел курьезный случай. На парусе Токовой нес рекламу «Оболони». А главным спонсором чемпионата был эстонский «пивной король» - «Саку». В клубе, по всему городу пестрели рекламы «Саку». Вышел в море генеральный директор, чтобы посмотреть гонки. И вдруг мимо него пролетает яхта, а на белоснежном парусе - ярко-синее «Оболонь». «Как? - возопил директор. - На все море - реклама моих соперников. А «Саку» - ни на одном парусе». Ему объяснили, что «Оболонь» спонсирует определенного гонщика, вот он ее и рекламирует, а у «Саку» нет подопечного экипажа...

В Пярну украинские «финнисты» лавров не пожинали. У Ткачука - новая лодка, которую он не успел «объездить», у Токового - старая, на которую приходили посмотреть, как на антиквариат. Но Юрий заставил себя вспомнить, и соперники его не игнорировали.

Вернулись домой с твердым намерением готовиться-таки к Олимпиаде. Но по итогам сезона (а сезона-то у Токового с гулькин нос, правда, осенью победил в чемпионате Украины) Юрий не набрал суммы очков, являющейся проходным баллом для подписания контракта с Министерством спорта Украины. А это значит - никакого финансирования. То-есть, выживай в одиночку.

И снова встречи в кабинете генерального «Оболони». Разложили карты: нужно все - яхта, мачта, паруса. Новое, современное. Без этого нечего и заводиться. Да плюс - поездки на самые важные регаты, первая из которых - чемпионат мира в Австралии (неближний свет!). Посчитали, прикинули и позвали на помощь родственное предприятие, также производителя пива (марки «Берг») - ЛТД «Рингдейл интерпрайз». Скинулись, и... украинский гонщик Юрий Токовой 7 января 1995 года выводит новенький «Финн» на дистанцию Золотого Кубка (так именуются чемпионаты мира в этом классе). Лодку построили в США, и американские яхтсмены привезли ее в Австралию. А мачта пришла из Новой Зеландии. Все - самое современное. Теперь уж дело за гонщиком и его тренером.

Игорь Ткачук, к сожалению, не смог найти того, кто бы взял на себя оплату его участия в гонках так далеко от дома.

И все же в Австралии киевляне на берегу не будут в одиночестве. Вместе с итальянцами, которых он тренирует, приехал Валентин Манкин. Другой наш земляк - днепропетровец Виктор Коваленко, работающий со сборной Швейцарии в классе «470», привез на Зеленый континент и своих бывших воспитанников - Евгения Браславца со шкотовым Игорем Матвиенко (в контракте обусловил - совместные тренировки, а участие в открытом чемпионате Австралии так и рассматривается). Да и в болельщиках недостатка не будет. Украинская диаспора поддерживает земляков. Это Сергей с Юрием помнят еще со времен «Уитбреда».

Так что у нас - снег, метели, а в Австралии - ветер, волны. И наши земляки. Как они выступят? Об этом расскажем после их возвращения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме