Из практики:
Рассказ студентки приличного столичного вуза: «Я читать не могу физически, через 10 минут чтения становится плохо — болит голова. Через 20 минут я просто не существую. Никогда ничего не читаю, могу только притворяться, а потом говорю, что плохо запоминаю. На экзамене? Умею выкручиваться, это не проблема. В детстве читать заставляли просто из-под палки».
Ценой за несколько насильно прочитанных глав Достоевского — а мальчик интересовался футболом, девочками и машинами — стал мамин украденный из гаража и раскуроченный до последней гайки «форд». Мама, невероятная умница, действительно не представляла, как можно жить, не прочитав Достоевского, да и в школе он был по программе…
В нашей семье другие крайности — всеобщая близорукость, скандалы с детьми в два часа ночи на тему «прекрати, наконец, читать, завтра рано вставать», а по выходным — «пошли бы вы, что ли, погуляли, вот унесу все книжки из дому».
Хорошо бы, конечно, золотую середину найти. Попробуем?
Маленькие дети любят, когда им читают сказки, но не все хотят переходить к самостоятельному чтению. Можно предложить малышу, уже знающему буквы, самостоятельно читать слова, состоящие из одной буквы, потом из двух и т.д. С ребенком постарше можно договориться, что вы читаете начало сказки, а он — окончание, оно всегда интереснее.
Думаю, не стоит демонстрировать ребенку любого возраста свою заинтересованность в том, чтобы он читал, придумывать поощрение за чтение, показывать, что вам уж очень нравится, когда он читает. Ведь ставится цель — полюбить чтение. А любовь — штука тонкая, элемент принуждения ее убивает. Или превращает в инструмент манипуляции.
3аставлять читать — это путь в никуда. Не знаю примера, чтобы это сработало. Если читатели приведут такой — буду признательна за расширение опыта.
Честно — если сами вы не читатель, прекрасно обходитесь без книг и они не являются для вас жизненной ценностью, то принуждать к чтению ребенка — это либо способ выразить агрессию, либо иллюзия заботы о ребенке. Можно об этом подумать.
Если о любви к чтению речь уже не идет, а отношение сформировалось как к одной из обязанностей, все равно ставьте ударение на интерес, познание, информацию, обсуждение, интригу. Не бойтесь и такого вывода: ну вот, из этой книжки мы узнаем, что она неинтересная.
Горькое чувство, что книга, которую вы любили в этом возрасте, не представляет для ребенка никакой ценности, нужно принять — это его жизнь, другое время, другие приоритеты. Спокойно поделитесь с ребенком своими чувствами — это была моя любимая книга, я представлял себя ее героем и т.д.
Если ребенок зачитался, не обязательно ходить на цыпочках с умиленным видом. Напомните о других обязанностях, прервите чтение. Сработает так называемый эффект Зейгарник, интерес к чтению только возрастет. Конечно, это нужно делать не часто.
Использую прием «расскажи мне…», если хочу активизировать подготовку к урокам или к экзаменам. «А что вы сейчас учите по физике, никогда не понимала эту тему, да как же это получается, что электроны начинают двигаться?» Дети с удовольствием чувствуют себя умнее собственных родителей.
Есть и читать одновременно — не вредно!
Очень помогает привить любовь к чтению поход в библиотеку или книжный магазин. Здесь ребенок может сам выбрать (или не выбрать) книгу, а это очень важно — чувствовать себя свободным в своем выборе. Но не забудьте купить или взять книгу и для себя.