30 СЕНТЯБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 160 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.ДРАГОМАНОВА — ИДЕОЛОГА НОВОЙ УКРАИНЫ. «ЧУДАЦЬКІ ДУМКИ ПРО КРАЇНСЬКУ НАЦІОНАЛЬНУ СПРАВУ»

Поделиться
Михаила Петровича Драгоманова, выдающегося украинского мыслителя, философа, историка, политолога...

Михаила Петровича Драгоманова, выдающегося украинского мыслителя, философа, историка, политолога, фольклориста, литературоведа, публициста, общественного деятеля, ставят на второе, после Т.Шевченко, место в мартирологе самых ярких представителей украинского национально-культурного и демократического движения. И кто стал бы возражать? Разве что сам Михаил Петрович — с присущей ему иронией и неуступчивым характером объективиста. Он с опаской относился к культам личности, говоря: «...возможно, никому так не вредят молебны, как нам, полуварварам на востоке Европы».

Не может не впечатлять чрезвычайная целостность личности М.Драгоманова, основательность и убедительность его мысли, его, так сказать, научная степенность. Максималист в суждениях, он, как человек от природы высокоинтеллигентный, не любил полемических перехлестов, истерического надрыва, характерного для многих его оппонентов. Ему были ведомы, безусловно, и нерешительность, и муки совести, но всегда и во всем он отстаивал свой идеал: общину, как союз свободных людей, и нацию, которая должна быть хозяином в собственном доме.

Община как общественное образование, по мнению Драгоманова, прошла в Украине свой исторический путь, выработала собственную идеологию: «жить по своей воле на своей земле» в равенстве и общем владении всем, что нужно людям. Сама же Украина должна стать «обществом товариществ, союзом общин». Прообраз такой общины видел в Запорожской Сечи, которую считал коммунистическим творением украинского трудового люда («хозяйственно-воинская коммуна»).

Что же касается нации, то программную мысль Драгоманова по этому поводу мы можем найти в его «Листах на Надніпрянську Україну»: «Мы признаем национальности как очевидный факт, как результат определенных природных и исторических обстоятельств жизни народной (хоть иногда не исследованных научно и всегда переменных); мы признаем, что этот факт всегда нужно иметь в виду при общественном труде, особенно мы признаем важность наиболее видимого национального признака, народного языка как способа моральной связи между людьми. Поэтому, коротко говоря, мы отбрасываем не национальности, а национализм, особенно такой, который сам себя четко противопоставляет человечности или космополитизму. Мы не признаем принудительных мыслей и чувств, выдаваемых за национальные, никаких обязательных исторически-национальных святынь, а тем более ненависти к другим национальностям. Я всякий раз говорил одно и то же: космополитизм в идеях и целях, национальность в почве и формах культурного труда». Четкая и исчерпывающая формула, глубинная суть которой не утратила актуальности и по сей день!

Наука, самостоятельная исследовательская работа привлекали Драгоманова уже с юных лет. В Полтавской гимназии он увлекается серьезной исторической и философской литературой, со временем блестяще заканчивает историко-филологический факультет Киевского университета, чтобы уже через два года стать его преподавателем. «Неблагонадежный» и в студенческие годы, Драгоманов-профессор придерживался, как писалось в полицейском отчете, «украинофильских ошибочных взглядов». Сам Александр II подписал приказ об увольнении «сепаратиста» Драгоманова и установлении негласного надзора за ним. Начинается эмигрантская одиссея Драгоманова, продолжавшаяся до конца его дней. Поселившись в Женеве, он начинает работу, без которой трудно представить будущий прогресс украинского дела. Учреждает и издает первый модерный украинский политический журнал «Громада», множество книжек и брошюр на украинском, русском и западноевропейских языках (которых он знал пять). Эти издания призваны были информировать цивилизованный мир о малоизвестной для него украинской проблеме. Драгоманов становится полпредом украинства на Западе.

Интересным с этой точки зрения является такой эпизод. В мае 1878 года в Париже проходил литературный конгресс. Его вице-президент И.Тургенев ознакомил участников с текстом доклада, присланного М.Драгомановым президенту конгресса Виктору Гюго. Этот труд был посвящен истории украинского народа, особенностям его культуры и литературы, а завершался строками, обращенными ко всем литераторам мира: «Мы не претендуем на предложение резолюции. Мы хотим лишь вытянуть на дневной свет эту вопиющую несправедливость, жертвами которой в России являемся мы, и уверены, что конгресс не останется равнодушным к нашим жалобам...»

Кстати, В.Ленин, на первых порах благосклонно относившийся к идеям Драгоманова, обозвал его в конце концов «мелкобуржуазным либералом и националистом» — эти ярлыки наложили долго действующее табу на имя и произведения ученого. А как относился Михаил Петрович к марксизму? По авторитетному мнению Мирослава Поповича, марксизм Драгоманов считал прежде всего экономическим учением. Ему и его близкому другу Николаю Зиберу, пылкому приверженцу «Капитала», импонировало стремление Маркса реально, путем анализа дать характеристику экономики как объективного эволюционного процесса. Однако политические и социологические основы марксизма вызывали у него существенные возражения, особенно протестовал он против отождествления понятий «нация» и «государственность». Вот что он писал по этому поводу: «...многие русские социалисты самым серьезным образом поняли формулу Интернационала «Пролетарии всех стран (наций), соединяйтесь!» в таком виде: пролетарии всех стран, подчиненных русскому государству, обрусевайтесь! Странные интернационалисты эти не хотят замечать, что вместо человечества, да еще социалистического, они подсовывают нам государство аристократическое, буржуазное и бюрократическое, и при том, неизбежно, национальное же...»

Как видим, рассматривая и оценивая идеи, кроме принципиальности, нужно руководствоваться еще и здравым смыслом. Поэтому никто из благоразумных, вдумчивых ученых Запада не выбрасывает Маркса или того же Ленина с «корабля современности».

Хотя Украинец (один из псевдонимов М.Драгоманова) иногда бывал чересчур придирчивым, а то и жестоким и необъективным критиком творчества своих соотечественников, в частности Шевченко (известно, что он упрекал поэта за недостаток культуры, начитанности, европейской школы, считал почти все его поэмы, особенно «Гайдамаки», несовершенными, даже в определенной мере вульгарными, а стихи — далекими от совершенства народных песен), все же он никогда не опускался до очернения и грубости, издавал в Женеве шевченковский «Кобзарь», запрещенный в царской России цензурой, пропагандировал творчество большого украинского поэта в европейском обществе.

Последний период жизни и деятельности М.Драгоманова связан с Софией, куда его пригласили на кафедру общей истории новоучрежденной Высшей школы (будущего университета). Здесь он развернул большую и плодотворную научную деятельность по этнографии и фольклору, написал несколько работ, одна из которых — «Чудацькі думки про українську національну справу» — стала украшением его творческого наследия. Исследуя историю становления европейских государств как национальных образований, Драгоманов приходит к мысли, что «нужно искать всемирную правду, которая была бы общей для всех национальностей» и объединила их ради высшей цели.

В своих статьях Драгоманов много внимания уделяет «русскому вопросу». Осуждая великорусский шовинизм во всех его проявлениях, ученый надлежащим образом оценивает достижения русской культуры и тот факт, что европейский мир принял русское писательство равноправным членом в свою семью, предрекает в недалеком будущем наступление времени, когда русский станет одним из мировых языков. Как задачу на будущее Драгоманов выдвигает идею общей борьбы украинцев и русских против имперской политико-административной системы, за свободу и децентрализацию.

...Прочитайте или перечитайте «Чудацькі думки про українську національну справу», и вы почувствуете, что, высказанные более столетия назад, они пульсируют живой мощной струей и нынче. Их можно одобрять или осуждать, но никто не останется равнодушным. Прочитайте, не откладывая, по давней «чухраинской» привычке, на завтра — возможно, знакомство с идеями великого украинского мыслителя поможет избежать многих ошибок уже сегодня.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме