С 1995 года Украина участвует в общеевропейском исследовательском проекте ESPAD (Европейский опрос учащейся молодежи относительно употребления алкоголя и наркотиков). В исследовании принимают участие более 30 стран. В Украине опрос молодежи в возрасте 13—17 лет проводили в 1995-м, 1999-м и 2003 годах Государственный институт проблем семьи и молодежи и Украинский институт социальных исследований.
Первое же исследование дало понять, что мы имеем тенденцию «ранней пробы», то есть подростки в Украине очень рано приобщаются к рюмке и сигарете.
«Отягощенные злом»
Итак, до своего совершеннолетия 82% юношей и 72% девушек получили опыт курения. Подростки 13—14 лет с сигаретой «экспериментируют», а к моменту получения паспорта «курительная палочка» прочно формирует их «имидж».
Расширение в Украине рынка алкогольных напитков, обилие «легкого алкоголя» (всех этих «бешеных соков»), а также неимоверная свобода приобретения спиртного и устоявшиеся питейные традиции нашего народа провоцируют раннюю алкоголизацию и так блекло-зеленой от табака молодой поросли. Число подростков, которые вообще еще не употребляли спиртного, незначительно. В свои 15—16 лет каждая пятая девушка и каждый четвертый парень регулярно, не реже одного раза в неделю, употребляют алкогольные напитки, особенно этим отличаются учащиеся ПТУ и студенты-первокурсники. Наиболее высоки показатели систематического употребления алкоголя несовершеннолетними 13—15 лет в Киеве и в Крыму.
Чаще, чем раз в неделю, выпивают 9% подростков 13—14 лет, каждый седьмой парень из 15—16-летних и каждая десятая девушка в возрасте 16—17 лет. Почти 3% юношей и 1% девушек уже можно отнести к зависимым от алкоголя. Поскольку они пьют ежедневно.
«Культура домашнего пития» и за культуру-то особую не считается: все эти папашины бражки-наливки — вроде довеска к рациону. Так, за последний месяц «домашнее вино» употребляли 46% 13—15-летних ребят и 52% 16—17-летних. 4—6% несовершеннолетних употребляют бормотуху еженедельно и даже чаще. Распространены в среде сыновей особо крепкие напитки домашней возгонки: 20% 13—15-летних и 23% 16—17-летних ребят хотя бы единожды пили самогон за последний месяц. Среди девушек приобщались к «домашней водке» 11—13%. А еженедельно припадают к домашней «огненной» воде 2—4% несовершеннолетних.
Всем давно известна зависимость поведения подростков от ритуалов своего близкого окружения, доходящая до стадности. Приобщение к рюмке и к сигарете выглядит для них атрибутом зрелости.
«Яркие моменты» такой взрослой жизни: первая сигарета — в 12—13 лет, ежедневное курение — в 14—15 лет, знакомство с пивом — в 12—13 лет, знакомство с вином — в 13 лет, и вот в твою жизнь врываются крепкие напитки — а тебе всего-то 14 лет. При этом девушки предпочитают вино (43—44%). Затем идет пиво. Крепкие напитки «уважают» 24% 13—15-летних и 35% 16—17-летних. Шампанское и слабоалкогольные напитки остаются «дамскими» — но употребляются тогда, когда крепче ничего нет.
Кстати, существенно возросла часть подростков, склонных выпивать «культурно» — в клубах и барах. Среди позитивных «мотиваций» индивидуального или коллективного пития тинейджеры называют: вольное времяпрепровождение, ощущение расслабленности, открытости, дружелюбности, отрешенность от проблем.
Пьющие подростки, однако, объективны — признают, что вредят здоровью (40% опрошенных), что совершают поступки, о которых потом жалеют (свыше 25%), не могут остановиться, напиваясь (8—11% юношей и 7—8% девушек), и потому испытывают жуткое похмелье (25% парней), и проблемы с милицией их ожидают тоже жуткие (3% девушек и 11% парней).
«Вы — «наркоэлитное» звено? Вы —
самое слабое звено!»
Весьма странно: сколько ни показывай тинейджерам по телевизору опустившихся наркоманов, потерявших человеческий облик, все равно для них приобщение к «наркокорпусу» «модно», «элитно» и «по-взрослому». По результатам этого социологического исследования, подросток отваживается впервые употребить наркотик в 14—16 лет.
В Украине подростковая наркомания более характерна для больших городов, однако годам к 17-и часть «просвещенных» стремительно возрастает. Пробовали наркотик 29% парней и 12% девушек. Как правило, это марихуана или гашиш.
Среди психоактивных веществ, которые пробуют применять молодые люди: токсины (клей), алкоголь вместе с лекарствами, транквилизаторы и седативные средства без назначения врача, экстази, ЛСД, амфетамины, героин, галлюциногенные грибы, крек, кокаин.
«Элементы наркокультуры» постепенно входят в сознание подростков — увеличилось количество тех, кто о них слышал. Так, об амфетаминах в 1995 году слышали13% опрошенных, на сегодняшний день — 35% молодых людей, из них 0,6% уже их опробовали. Характерно, что о «модных» кокаине и героине более всего наслышаны девушки. Сегодня наблюдается некая тенденция продвижения в тинейджерской среде такого наркотика, как экстази, — о нем знают 40% опрошенных (в 1995 году — едва 11%). К тому же экстази употребляли 1,2% парней и 0,6% девушек. А среди тех, кто слышал о марихуане, 11% употребляли этот наркотик хотя бы раз в жизни.
Шесть процентов «новообращенных» наркоманов получили первую «дозу» в компании друзей, часто балансирующих на грани противоправного поведения.
К тому же подростки считают легкодоступными марихуану, гашиш, ингалянты (клей, растворы), и доступность эта растет. 4% парней и 2% девушек как место возможной покупки наркотика назвали школу (или другое учебное заведение). Если в 1995 году вредной для здоровья марихуану и экстази считали 76,4% подростков 15—16 лет, то сейчас — только 64%.
Причины — социальные. Тотальное равнодушие, движимое экономическим кризисом, разрушение социокультурной среды, мода смотреть «взрослое» кино, где крутые герои равно спортивны и порочны, разрушение жизненных ориентиров…
Миру без героя — мир?
Директор Государственного института проблем семьи и молодежи, вице-президент Социологической ассоциации Украины, кандидат экономических наук Александр Яременко считает, что основной для воспитания подростков проблемой является отсутствие в обществе социального героя — позитивного, креативного, ведущего здоровый образ жизни.
— Я смотрел, чем наполнен телеэфир в Канаде, в Америке. Шестьдесят каналов телевидения — я был потрясен: ни пальбы с гонками, ни боевиков, ни поцелуев. Это не спецканалы — это общественное телевидение. А у нас постоянный «экшн» учит подростков, что не надо ни о чем жалеть и думать — свое надо забирать, и курить в охотку, да и выпить не грех.
Меня просто убила цифра: всего лишь 30% опрошенной молодежи ответили, что кумиры спорта являются для них примером здорового образа жизни. Я предполагал, что этот показатель должен составить 70—80%. Увы! А в это время братья Кличко и Андрей Шевченко рекламируют пиво! Да и нашу олимпийскую команду поддерживает пивная компания.
Агрессивная реклама пива, направленная на молодежь, уже дала свои результаты: сегодня мальчики пьют пиво в три раза больше, а девочки — в четыре раза больше, чем десять лет назад.
— Я спрашивала у знакомых подростков, кажущихся мне наиболее зрелыми личностями, нужны ли им герои — те же герои спорта — как «путеводные личности»? Так один к 15 годам уже сам себя выстроил с помощью ближайших родственников и хочет быть похожим только на себя. Другой озадачил вопросом: «Андрей Шевченко — звезда футбола. А откуда мне знать, добрый ли он?»
— У молодежи нет «звездочки», того, что взрослые называют кумиром, образцом для подражания. В общественном сознании ценности здорового образа жизни не формируются. Хотя в законодательстве заложены. А наше законодательство по молодежи ничем не уступает немцам и французам и лучше, чем у англичан и итальянцев. Просто законы надо соблюдать.
Меня приятно удивил в прошлом году забег против СПИДа. На Крещатик вышли восемь тысяч человек. Но этот случай единичный и бессистемный.
Воспитывать ребенка здоровым (в широком смысле этого слова) следует еще с того времени, когда учишь его ходить, чистить зубы, общаться и учиться у других. На уроках подросткам читают курс «Основы здоровья» — важное, нужное дело. Но потом школьник выходит на улицу, видит, как ведут себя родители, друзья, учителя. Видит он и торговцев, которые напротив школы продают водку на разлив и сигареты поштучно. Кстати, никто об этом не говорит, но доступность легких алкогольных напитков и сигарет создает мощную среду риска, которая может втянуть против воли, за компанию.
Мы на опасной грани. Нужны кардинальные меры. Много народу кормится с рекламы табака и алкоголя. Первым делом необходимо ее прекратить, далее, нужна постоянная разъяснительная работа среди детей и молодежи.
— Как вы относитесь к тому, что городские социальные службы для молодежи выдают на Крещатике презервативы 13-летним детям?
—У меня неоднозначное отношение к этому вопросу. Я знакомился с американскими социальными программами, где программы сексуального просвещения молодежи были сведены к чистейшей технологии: или презервативы, или девочкам гормональную таблетку под кожу. Проблема и беда таких программ в том, что они не всегда дифференцированы с учетом интересов целевых групп, не всегда профессионально реализуются.
Мы не можем закрывать глаза на то, что у нас в Украине уже к пятнадцатилетнему возрасту больше сорока пяти процентов юношей и двадцать пять процентов девушек имеют опыт сексуальных отношений. И было бы утопией предполагать, что в этом возрасте они пойдут в аптеку или супермаркет покупать презерватив (тут налицо проблема денег и проблема общения с продавцом). В этом случае возможность получить бесплатные презервативы в отдельных программах целесообразнее. А их сплошная раздача, всем без разбора, конечно, бессмысленна и неэффективна.
Мы мало говорим и думаем о моральных качествах. И почему-то мало говорим о том, что СПИД — это социальная болезнь, и многим нужно менять поведение, а не марки презервативов.
— А возможно ли в Украине сделать жизнь тинейджеров и более социализированной, и более интересной?
— Несмотря на то что молодежное и подростковое движение развивается, суперактивной молодежи, вовлеченной в общественную жизнь, всего 2—3%. У нас нет системы формирования навыков и широкомасштабности. Активизировали работу центры социальных служб, помогают международные организации. Целенаправленно работает над поддержкой проектов по развитию активности детей и подростков Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Целый ряд программ поддерживается другими странами. Например, Канадское агентство международного развития выделило гранты Ривненской и Черкасской областям на работу с молодежью. Теперь молодые и газеты свои выпускают, и свой интерактивный театр создали, и телевизионные программы с социальными роликами создают в том же г.Шпола Черкасской области. В Ривненской области работа строится на базе «культурно-дозвіллєвих комплексів». Проводятся тренинги и семинары для местных социальных работников, работников образования, медицины, культуры, спорта.
— Вы считаете, что наша «больная социалка» — от бедности?
— Не только и не столько. Мы выходим на новый уровень развития и отношений в обществе. Изменяется и социальный состав. Уже 35%—37% граждан Украины признают себя «середняками» по материальному положению.
— А «середняки» уже могут выдвигать национальную идею?
— Здоровый образ жизни должен стать национальной идеей. Как и здоровая семья, здоровые дети.