В поисках электронного кесаря

2 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 2 декабря-9 декабря

Иногда, постояв в очереди в налоговой и позвонив в шестнадцатый раз в ЖЕК по поводу отсутствия воды, хочется помечтать...

Иногда, постояв в очереди в налоговой и позвонив в шестнадцатый раз в ЖЕК по поводу отсутствия воды, хочется помечтать. Например, о каком-то таком будущем, когда для того, чтобы сдать бумажку с дюжиной слов, не придется тратить полдня, а об отключении воды можно будет узнать не по неприличному звуку из крана, а из объявления за день-два до события. Не говоря уже о возможности хоть кому-то пожаловаться на те же частые отключения — без многоходового ведомственного «баскетбола». И, с точки зрения технологии, все это не просто возможно — скорее даже прозаично, как телефон с телеграфом. Тем не менее реализовать полномасштабную коммуникацию человека с государством в виде единого комплекса пока не удалось никому и нигде — хотя попытки делаются, и далеко не безуспешные.

Собственно, разговоры о больших перспективах электронного управления в Украине тоже продолжаются уже довольно давно, а в момент запуска единого правительственного портала из победных пресс-релизов можно было сделать вывод, что «компьютерное правительство» уже где-то рядом, на расстоянии года, максимум двух. Поэтому и возникло естественное желание заглянуть в Интернет и посмотреть — может, действительно электронное управление наступило тихо и незаметно, и сантехников можно вызывать, не вставая из-за монитора?

Первым пунктом путешествия становится, конечно, тот же «интегрированный правительственный портал». И правда — на первой странице обращаешь внимание сразу на два пункта меню — «Электронная демократия» и «Электронное управление». Вроде бы все, что нужно пользователю: можно уладить свои отношения с властями в он-лайне, а если не выйдет — воспользоваться «электронной демократией» и подобрать более удобный вариант власти. Но радость продолжается недолго: в рубрике «электронное управление» набор опций, казалось бы, большой — и «нормативная база», и «идея», и еще много всего, но ни одного механизма взаимодействия с родной властью, кроме «консультационного центра», почему-то не видно. Да и наполнение многочисленных разделов какое-то куцее. Например, в «технологиях» из двух видимых материалов один называется «Epson собирает дилеров». Это теперь официальный статус правительства, что ли? В разделе «Мое электронное правительство» — преимущественно теория вместе с сообщениями об открытии новых министерских сайтов. А с «демократией» совсем печально — среди пунктов есть «интернет-конференция», «почтовый ящик» и еще несколько подобных. Единственный способ волеизъявления — «Опрос на первой странице портала». А как грело бы душу, если бы были здесь на всякий случай еще и «референдум», «импичмент» и какое-нибудь «общественное вето на закон»... Единственное, что радует глаз, — регулярно обновляющаяся лента новостей, более десятка в день. Хотя, с другой стороны, может быть, портал Кабмина действительно должен только определять стратегию, а все возможности электронного управления уже давно функционируют на соответствующих министерских сайтах?

Но и продолжительное путешествие по двум десяткам сайтов министерств и ведомств никаких следов собственно электронного управления так и не обнаружило. Образцы жанра попадались разные — как насыщенные информацией порталы (например, у Минобороны или МИДа), так и произведения, которые логичнее было бы называть домашней страницей (как, например, у Минкульттуризма). Собственно, последний сайт порадовал образцами открытости. Например, в рубрике «Информация о запланированных закупках товаров, работ и услуг на 2005 год» попалась гениальная строка — «Приобретение программно-аппаратного комплекса (КПК 1180) — 344 тыс. грн.». И всем все понятно... Никаких лишних подробностей, как у Минобороны, кто отвечает за проведение торгов, где и когда они состоятся и кому подавать тендерное предложение. Единственное, что радует, — наличие на всех без исключения сайтах ленты довольно свежих новостей.

Тем не менее информация о деятельности, выступления руководителей ведомств и разрозненные фрагменты годовых отчетов, контакты, даже «телефоны доверия» или информация о государственных закупках — все это, конечно, важные части информационного наполнения системы электронного управления. Но они далеко не единственные, более того — не основные. Ибо суть не в том, чтобы обеспечить информационное освещение деятельности министерства или ведомства (хотя и с этим, безусловно, все еще существуют проблемы — например, финансовая отчетность на многих правительственных сайтах или весьма ограничена, или отсутствует вообще), — для этого было бы достаточно газет или информационных программ. Идея заключается в объединении необходимых человеку общения, получения услуг и выполнения обязанностей перед государством в единый электронный интерфейс.

Где-то в глубине подсознания создатели «правительственного портала» и разработчики концепций министерских сайтов об этом, очевидно, подозревали, поскольку на большинстве сайтов есть пункт меню «Каталог услуг». Но даже беглого осмотра достаточно, чтобы понять глубину провала этой затеи. В Минкульттуризма нас ожидает формальная отписка — «На нашем сайте осуществляются изменения его структуры, в связи с чем некоторые рубрики еще готовятся к публикации». Военные, демонстрируя чудеса изобретательности, попробовали разместить в разделе несколько модифицированную карту сайта. На сайте Минтруда, казалось, появилась надежда: среди услуг для граждан — и «социальная защита», и «занятость населения», и даже «трудоустройство за рубежом». После просмотра предыдущих сайтов рука быстренько тянется к последнему. В ответ — один абзац о том, что «Прием документов... по вопросам лицензирования деятельности по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей осуществляется каждый четверг...». Поистине, «мы умрем не в Париже» — хорошо, хоть о дожде не вспомнили. На сайте налоговой тоже есть рубрика «Каталог услуг», но и там максимум, что можно найти, — подборку нормативных актов и телефон доверия. Нет, конечно, вещи полезные, и очень хорошо, что такая информация существует в Интернете. Но неужели так трудно выставить в открытом доступе бланк декларации о доходах и принимать ее тоже по электронной почте? Или разработать типичный веб-интерфейс регистрации частного предпринимателя и заявления на продление «единого налогообложения» и разместить их на типичных сайтах районных налоговых? При этом ликвидировав раз и навсегда декабрьские миллионные очереди тех же предпринимателей и освободив для продуктивных дел рабочее время государственных служащих?

Разумеется, для этого нужны сложные аппаратно-программные комплексы, большие базы данных и специалисты, способные все это поддерживать. Но если ни первого, ни второго, ни третьего не будет, то разговоры об электронном управлении останутся пустыми декларациями, более того — сознательным обманом, наподобие потемкинских деревень. Поскольку фасады — те же «Каталоги услуг» вдоль информационных дорог — уже возведены, а вот зданий — информационной инфраструктуры — за ними нет. И, похоже, она не скоро появится. А без нее «электронная демократия», вынесенная отдельным пунктом в меню интегрированного портала Кабинета министров, так и остается «опросом на первой странице». Он, кстати, состоит из единственного вопроса: «Как вы оцениваете перспективы работы нового Кабинета министров Юрия Еханурова?», к которому есть три варианта ответа: «Это будет профессиональное правительство», «Оно не изменит общую ситуацию» и «Трудно ответить». Что и говорить — трудно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно