Творчество без поражений, или Неожиданные реинкарнации Александра Рожена

29 октября, 2010, 14:41 Распечатать Выпуск №40, 29 октября-5 ноября

В минувшем веке книги Александра Рожена для старшеклассников расходились большими тиражами едва ли не за один день...

В минувшем веке книги Александра Рожена для старшеклассников расходились большими тиражами едва ли не за один день. Именно с научно-популярной литературы дипломированный радиофизик начал самостоятельный путь в изящную словесность. Заслужив там немалую славу, неожиданно увлекся кинематографом. И написал первый сценарий об... Андрее Сахарове. Случилось это еще в 1970 году, и потому закончилось гонениями: несколько лет новоявленный сценарист фактически не работал. Друзья утешали: скажи спасибо, что не загремел в Сибирь, и удивлялись, что Александр Рожен — человек чрезвычайно свободный и горячий — по привычке сначала режет, а потом думает, как действовать дальше.

К счастью, от фильма остались текстовые интервью, которые сценарист взял у крупного ученого и борца за справедливость. Они вместе с фотографиями тогдашних съемок сейчас хранятся в московском музее Андрея Сахарова. Со временем Александр Рожен, отбыв не один год во внутренней эмиграции, взорвался рядом фильмов, получивших Гран-при на многих международных фестивалях.

После провозглашения независимости, когда о кино в Украине забыли, Александр Рожен пережил новую реинкарнацию. В этот раз он появился перед читателями как острый, независимо мыслящий аналитик. В новой ипостаси — обозревателя «Зеркала недели» — вчерашний сценарист, обращаясь к конкретным проблемам науки, всегда подавал их в критическом ключе, искал первопричины того, почему
наука, как и все интеллектуальные сферы нашего бытия, пришла в упадок.

Мне рассказывали известные ученые, что едва ли не каждый понедельник президиум НАН Украины начинал работу с просмотра публикаций «Зеркала недели», посвященных науке. Если номер выходил без критической статьи, все облегченно вздыхали. Разумеется, такой автор нажил себе немало врагов среди академической (и не только!) элиты. Были и доброжелатели, но они в большинстве своем отмалчивались или высказывали свой восторг Александру Рожену разве что с глазу на глаз. И он расстался с любимым трудом. Расстался еще и для того, чтобы начать — в который уже раз! — новую жизнь. Отныне как прозаик-документалист: известный публицист запланировал издать серию произведений о выдающихся украинских ученых — в большинстве своем тех, с кем сотрудничал или кого лично знает.

И вот первая ласточка новой серии: повесть об академике Лукьяне Анатичуке «Гонки без финиша» (Киев, издательство «Журнал «Радуга», 2010). Книга о «сухом» физике из Черновцов читается — сегодня в Украине это уникальный случай! — на одном дыхании. Яркий, насыщенный оригинальными мыслями и неподдельными эмоциями документальный рассказ еще раз засвидетельствовал: в творчестве Александра Рожена нет поражений.

Одно из авторитетных подтверждений этого — мнение президента НАН Украины академика Бориса Патона: «Увлекательная повесть о замечательном ученом! В прошлом литературу украшали красивые книги о жизни ученых, о значимости их профессии. Сейчас об этом пишут мало. Будем надеяться, что книга А.Рожена станет началом возрождения утраченных традиций. У молодежи должны быть достойные примеры для подражания».

Такая высокая оценка повести примечательна и важна, поскольку отношения академика и автора трудно назвать доброжелательными. Кстати, и сегодня многие прилагают усилия к тому, чтобы испортить их окончательно. И, несмотря ни на что, выдающийся организатор украинской науки одобрительным отзывом еще раз подтвердил свое благородство.

Читая книгу, вспоминаешь произведения разных авторов об ученых. Чувствуется, что Рожен внимательно прочитал Артура Хейли, Митчела Уилсона и Даниила Гранина, знает французскую социальную прозу семидесятых годов прошлого века. Конечно, документалисту повезло с героем — самобытным, искренним, совестливым. Точнее, Александр Рожен сознательно искал именно такого героя и буквально охотился на него, но не в столичной круговерти, а на периферии. И выбрал академика без шлейфа сомнительных научных коллизий. Поставил в центр интеллектуального и одновременно динамического произведения человека, жизнь которого преисполнена специфических исследовательских поворотов, решительных действий, нелегкой борьбы. Герой строго документального рассказа — творческий человек, острослов и искренний собеседник. И прежде всего он — настоящий ученый. Талантливый, порядочный, совестливый. К сожалению, людей (в частности, и научных сотрудников) с такими достоинствами сейчас не так уж много. Еще хуже то, что исследователь на родине не может реализовать себя в полной мере. Чтобы спасти институт, обеспечить своих сотрудников элементарным заработком, черновицкий ученый вынужден устанавливать связи со многими зарубежными научными учреждениями. И только всемирное признание в его сфере плюс незаурядная воля, широта мышления дали возможность авторитетному физику спасти институт, который, кстати, — ровесник нашей независимости.

Повесть «Гонки без финиша» вышла сегодня большим для Украины тиражом — пять тысяч экземпляров. Готовится новое издание книги, герой которой мечтает — как физик! — исследовать, что же оно такое... человеческое счастье. Уже несколько режиссеров воюют за право экранизировать произведение. Кстати, написанное на русском языке. В одном из разговоров Александр Рожен признался: ни один украиноязычный журнал повесть не напечатал бы, поскольку сегодня в литературной среде герои-интеллектуалы не в почете. К сожалению, это не исключение, а закономерность, даже досадное ментальное явление, которое реально вредит украинскому обществу.

Недавно я узнал, что Александр Рожен заново переписал произведение — уже на украинском языке. Фактически это не повесть, а широкий по объему, полноценный роман. Почти не было надежд на то, что его напечатает какой-то журнал, но, к счастью, издатели книги уже нашлись. И это крайне важно: сегодня не хватает именно такого — увлекательного! — документального романа. Точнее — таких книг!

Его автор считает, что одна книга об ученых — сирота. Как человек упорный, документалист прикладывает немало усилий к организации серии изданий о выдающихся украинцах. У нее уже есть название — «Жизнь выдающихся идей». «Почему идей, а не людей?» — спросил я. «Как назовешь корабль, так он и поплывет», — объяснил Александр Рожен. Действительно, была бы «Жизнь выдающихся людей», сразу улавливалась бы какая-то холуйская позиция относительно героя. Поскольку известный публицист пишет о живых героях, такой взгляд для него неприемлем. И если акцент сделать на идее, можно не делать реверансов перед героем и чувствовать себя вполне независимым. А именно такой — всегда и во всем независимый — Александр Рожен. Документалист, при любых реинкарнациях не знающий (тьфу-тьфу!) творческих поражений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно