Стоит ли «переучивать» интроверта?

21 января, 2011, 13:27 Распечатать

Социальный Прокруст так и норовит укоротить всех нас, наштамповав удобных винтиков для выполнения нужных ему функций.

Социальный Прокруст так и норовит укоротить всех нас, наштамповав удобных винтиков для выполнения нужных ему функций. Называется это по-разному: воспитанием, обучением, социализацией и даже любовью и заботой. Подгонкой характеров и темпераментов под понятные стандарты занимается и семья, и школа. Неужели действительно есть те, кому повезло с психотипом, и те, у кого он подкачал? Кто с рождения нуждается в переделке? Насколько эта переделка возможна, а главное — необходима?

Врожденные и приобретенные

Людей весьма и весьма условно делят на психотипы. Что ж, иногда это очень выручает. Особенно когда нужно побороть чувство неопределенности и даже страха в отношении собратьев по разуму, слишком уж отличающихся от нас самих. Они что, назло нам все делают так быстро, что мы ничего понять не успеваем, или так медленно, что теряем терпение?

Любые типологии и классификации людей в психологии весьма условны, со множеством исключений и оговорок. Точно здесь можно сказать лишь одно: каждый из нас глубоко индивидуален. Чтобы убедиться, что люди разные от рождения, достаточно понаблюдать за поведением младенцев. Почему одни сосредоточенно кряхтят, другие надрывно требуют? Прекрасно проводят время в одиночестве или очень ценят компанию?

Самая известная классификация делит всех нас на два больших отряда: экстравертов и интровертов. Считается, что личность может быть организована этими двумя принципиально разными способами. Первым, кто заметил разницу, был один из основоположников современной аналитической психологии Карл Густав Юнг. И это деление до сих пор помогает нам упрощать понимание жизни и людей, а также трудностей нашего ежедневного взаимодействия друг с другом.

Если совсем коротко, то интровертированность в поведении читается окружающими как некая закрытость характера, ориентированность на собственные внутренние ощущения, а экстравертированность декларирует открытость и настроенность на волну внешнего мира. То есть интроверты — эти, как они сами себя называют, Ихтиандры духа, умеют и любят плавать по жизни на опасной для других глубине. Там, в глубине души — их батарейка, источник питания психической энергии. Экстравертированная же установка предполагает непринужденное скольжение по внешней стороне жизни, зацепившись за чей-то акваплан...

На глазок отличить «внешника» от «внутренника» бывает не так-то просто. Физиогномика, поведенческий анализ помогают не всегда.

Примем условно, что есть интроверты-индивидуалисты и экстраверты-конъюнктурщики. Одни ничем не хуже других. И у тех, и у других есть свои сильные и слабые стороны. И те, и другие смотрят друг на друга с некоторым непониманием и часто спотыкаются в семейном и деловом общении из-за того, что противоположный тип реагирует совершенно неожиданным образом. Но ведь жить и работать им зачастую приходится вместе. И почему-то получается так, что более активный психотип начинает навязывать остальным свои качества как более желательные.

Между тем это такая же дикость, как когда-то сжигание в законодательном порядке ведьм. Или еще недавно осуществлявшееся с рвением, достойным лучшего применения, переучивание левшей. Ведь вопрос о врожденности основных свойств нашей психики остается открытым. Считается, что особенности характера определяются, во-первых, органическими, генетическими, то есть врожденными факторами. Во-вторых, влияют внешние условия жизни, воспитание и благоприобретенные привычки.

Ученые накапливают факты как в пользу теорий о генетической заданности психотипа, так и в защиту второй сигнальной системы нашей психики. Эти последние предлагают просто более последовательно дрессировать всех нас наподобие собаки Павлова.

Не такой

У каждого типа есть, конечно, как преимущества, так и определенные ограничения. Например, замечать новое для экстраверта естественнее, чем вглядываться в детали уже известного. Хорошо это или плохо? В раннем детстве, когда каждый день от ребенка ожидают новых умений и смешных детских достижений на радость родителям — прекрасно. В школе, где на каждом уроке новая тема — хорошо. Может быть, именно поэтому задумчивый маленький интроверт вызывает у взрослых тревогу, недовольство и страх — все ли в порядке и как будет дальше? И ему же чаще дают понять, пусть и непроизвольно проецируя на тихоню собственные родительские комплексы, что с ним что-то не так.

О ребенке-интроверте говорят чуть ли не как о проблемном. Письмо с интернет-форума: «Моей дочке год и десять месяцев. И она предпочитает играть одна! Может, стоит уже показать малышку детскому психологу?.. К контакту с другими детьми не стремится и на утренниках выступать не любит». Таким обеспокоенным родителям приходится долго объяснять, что, возможно, ребенок совсем даже не грустит, просто характер у него такой. И что уверенным в себе и самодостаточным он вырастет только в одном случае: если его будут принимать таким, какой он на самом деле. А теперь еще и новая страшилка появилась — аутизм.

Родители-экстраверты искренне не понимают потребностей маленького интроверта — и откуда он такой взялся? А вы присмотритесь повнимательней — и обнаружите похожий характер среди ближайших родственников. Но даже тогда, когда ребенок точь-в-точь повторяет поведение хотя бы одного из своих родителей, его все равно стараются «переделать».

Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико. Но ведь не безгранично же! Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого весельчака, если он другой от природы, у них ничего не получится. Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться, закрываться... А тут уже недалеко и до отдельных симптомов аутизма.

Быть не самим собой — это всегда отнимает силы, изматывает психический ресурс. Бывает, мы так стараемся — неосознанно чаще всего — соответствовать ожиданиям учителей в школе, родителей дома, что уже в детстве становимся эмоционально истощенными, уставая на всю оставшуюся жизнь. Вот тут-то и сказывается пословица: посеешь привычку — пожнешь характер и судьбу. Привыкший к неодобрению самого себя ребенок-интроверт в результате такого отвергающего его природную суть воспитания учится только одному — носить маску. А в маске нелегко чем-то заниматься...

Адаптация или имитация?

Настоящая проблема — не маленький интроверт, а то, что родители и учителя не понимают его потребностей и требуют быть другим. Экстраверты-родители интровертных детей очень беспокоятся. Они хотят, чтобы чада преуспели в жизни, и некоторые черты их характера воспринимают как признаки опасности. Если ребенок — мальчик, родители часто хотят, чтобы у него выработался твердый характер. Если девочка — должна быть приветливой, общительной.

Даже если родители сами в детстве были тихонями, зачастую они хотят видеть своего отпрыска шумным лидером. Ох уж это лидерство! Многие родители не могут спокойно реагировать на само это слово — им так хочется, чтобы «у ребенка был лидерский характер»! Помню, в девяностые работали школы лидеров, затем появились лидерские программы и тренинги. Это понятие для многих оказалось универсальной приманкой. Слава богу, поутихли немного...

Кстати, если ребенок — ярко выраженный экстраверт, а растить его придется интроверту, конфликт интересов неизбежен. Ребенку хочется общения и новых впечатлений, родителям — покоя. У детей-экстравертов ощущение того, что их любят, базируется на постоянном общении. Попытки объяснить словами, что кто-то просто иначе устроен и хочет иногда побыть наедине с собой, опасны возникновением ощущения недолюбленности. Более того, подрастающий экстраверт нуждается в компании, а при его универсальной общительности и недостатке общения дома возникает риск связаться с «плохой компанией».

Что касается учебы: любому ребенку нужно просто помочь понять, как работает его ум. У меня есть собственная теория: учителя в школе, преимущественно экстраверты, поневоле навязывают собственные ценности, то, что считают нормальным для себя, большинству школьников. И внушают основательным и вдумчивым интровертам чувство неуверенности в своих способностях. А поверхностные экстраверты, как правило, школу больше устраивают. В школе интроверт чаще недооценивает свой потенциал, а экстраверт — переоценивает.

В чем успешен интроверт?

Между тем во взрослой жизни, которая наступает, как только уходит детство, спрос на интровертов во многих областях практической работы повышенный. Успешными интровертами — а это, по некоторым сведениям, и Билл Гейтс, и Уоррен Баффет, и Чарльз Шваб — становятся те, кто сумел использовать свои преимущества. А сильных сторон немало: интроверты сначала думают, а потом говорят, способны к глубокому тщательному анализу, их тянет на серьезные разговоры, а не на поверхностную болтовню, они умеют задать нужный вопрос и до конца выслушать ответ. Их спокойствие и сдержанность могут внушать уверенность другим людям, особенно в тяжелые времена. Они предпочитают формулировать идеи через тексты. Ясность и постоянство помогают интровертам завоевать доверие сотрудников и клиентов. Экстравертам гораздо сложнее заниматься монотонной рутинной работой, анализом большого объема информации и даже стоять в пробке... Начальник-экстраверт нередко производит надуманные, излишние руководящие действия, просто чтобы иметь лишний повод пообщаться. В то время как интроверт старается сэкономить на общении.

Но вот парадокс — большинство успешных интровертов признает, что им пришлось хорошо потрудиться, чтобы преодолеть пренебрежение и недопонимание, с которыми они сталкивались из-за своего слишком спокойного нрава.

Понятно, что если от природы замкнутого человека заставлять целый день общаться, находить индивидуальный подход к людям, проявлять заботу и внимание, а эмоционально подвижному человеку — корпеть над балансом, то в итоге ничего хорошего не получится. Работа просто должна быть подходящей. И здесь интроверт, не растерявший за годы школьных репрессий веру в себя, зачастую намного более востребован. Да-да, именно он крутит незаметные колесики хорошо организованного бизнеса.

Известно различие и в том, как влияет тип личности на вид бизнеса: экстраверты опираются на уже существующие потребности рынка, а интроверты выносят на рынок то, что близко им, создавая совершенно новые потребительские запросы. Экстраверты стремятся к расширению деловых контактов, использованию всех возможностей. Интроверты, напротив, контакты ограничивают, замкнуты в себе, отгораживаются от окружающих, но зато делают необходимые запасы, не допускают лишних расходов, берегут силы.

Можно попробовать определить, к какому психологическому типу вы относитесь. Студенты и школьники делают это с помощью доступнейшего теста Айзенка. Если не «видите» себя в крайних категориях — поздравляю, вы, как и большинство людей на Земле, амбиверт. Но и это тоже удачный вариант!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно