Старый, новый стиль и тридцатое февраля. Календарные перипетии от древности до наших дней

29 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №51, 29 декабря-13 января

День и год — естественные и привычные единицы измерения времени. Но истинный год, то есть время, за которое Земля совершает оборот вокруг Солнца, длится нецелое число дней...

День и год — естественные и привычные единицы измерения времени. Но истинный год, то есть время, за которое Земля совершает оборот вокруг Солнца, длится нецелое число дней. Поэтому, дабы календарь не сбивался — чтобы март всегда был весной, а сентябрь — осенью, в некоторых календарных годах должно быть больше дней, чем в других.

На основании расчетов древних египтян Юлий Цезарь установил, что в году должно быть 365 с четвертью дней. Римляне считали дни в месяце «задом наперед». Первые дни месяца назывались календами (а расписание календ — соответственно, календарем). Предыдущий день — «день перед календами», до того — «третий день перед календами» (мы бы сказали, второй) и так далее. Цезарь приказал раз в четыре года добавлять еще один — шестой день перед календами марта, или Bis sextum Kalendas Martias. Такие годы стали называться просто bis sextum, в каковой фразе нетрудно узнать слово «високосный». Итак, говоря современным языком, в каждом четвертом году было два 24 февраля. Позже назвали дополнительный день 29 февраля. Но римская католическая церковь до сих пор смещает праздники, приходящиеся на последние четыре дня февраля в високосные годы, на день вперед, как если бы было два 24-х числа.

Цезарь не дожил до первого високосного года. Из-за того, что у римлян «четвертым» называлось то, что у нас называется «третьим», совершили ошибку и стали добавлять лишний день каждые три года. Навел порядок преемник Юлия Цезаря (в жизни и в календаре) император Август, окончательно утвердив то, что мы сегодня знаем как юлианский календарь. Через три с небольшим века, в 325 году после Р.Х., Никейский собор принял этот календарь как обязательный для христианской церкви. Весеннее равноденствие устанавливалось на 21 марта, исходя из чего рассчитывался день Пасхи и все связанные с ним «движимые» церковные праздники.

Но на самом деле год немного короче, чем 365 с четвертью дней. Поэтому юлианская дата весеннего равноденствия отстает от истинной примерно на один день в 128 лет. К XVI веку накопилась вполне ощутимая разница в десять дней. Чтобы исправить неточность, папа Григорий XIII воспользовался расчетами астронома Луиджи Лилио и постановил, что год, заканчивающийся на два нуля, будет високосным только с одним условием — если число сотен делится на четыре: 1600, 2000, 2400... Тем самым календарь «ускорился» на три дня в 400 лет и стал почти точным: ошибка — всего один день в три с лишним тысячи лет, и волноваться о ней уже не нам. Чтобы ликвидировать десятидневное отставание, день после 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября.

В тот день на новый календарь перешли только часть Италии, Испания, Португалия и Польша. Воспротивились нововведению некатолические страны и ряд государств, где шла борьба между католиками и протестантами. В 1583 г. Григорий XIII предложил принять свой календарь константинопольскому патриарху Иеремии II. На Константинопольском соборе в конце того же года предложение было отвергнуто. Согласно новому календарю, христианская Пасха зачастую праздновалась раньше еврейской или же одновременно с ней, что было запрещено Никейским собором. Нужно признать, что с исторической точки зрения отмечать христианскую Пасху до еврейской действительно бессмысленно: вспомните, по случаю какого праздника Иисус устроил Тайную вечерю (а воскрес он, естественно, после нее). Иеремия запретил православным верующим признавать новое счисление. Два календаря стали известны как «старый стиль» и «новый стиль».

Медленно, но верно наука все-таки побеждала. В 1752 году григорианский календарь приняла Англия: после 2 сентября наступило 14-е. Через четыре года некий кандидат в парламент использовал в своей избирательной кампании лозунг «Отдайте одиннадцать дней!». Не отдали... А еще раньше в Швеции решили было ввести новый стиль, но не сразу, а постепенно, пропуская високосные годы в течение сорока лет. Однако пропустили почему-то лишь один. При поиске виновных в известном исходе Полтавской битвы кто-то из шведов предположил, что виноват неправильный календарь. Решили вернуться к старому, для чего в 1712 году добавили уникальный день — 30 февраля! И только через четыре десятилетия перешли на новый стиль по-настоящему, то есть добавив сразу одиннадцать дней.

Новое слово в календарном деле сказала Французская революция. Радикализма ее деятелям было не занимать, и «отречение от старого мира» было проведено с подобающим размахом. Новое времяисчисление, введенное в 1793 году, в годовщину провозглашения республики, было проще, потому что везде, где можно, считали десятками. В месяце — 30 дней (в конце года добавлялось пять или шесть дней, не принадлежащих месяцам), или три декады. День — десять часов, час — 100 минут, минута — 100 секунд. Но традиции оказались все же сильнее. К старым часам вернулись через два года, к старому календарю — через тринадцать. Осталась только метрическая система мер, за которую французам огромное спасибо.

Григорианский же календарь постепенно продолжал завоевывать Европу. В Российской империи минимум трижды в XIX веке ученые ставили вопрос о переходе на новый стиль, но всякий раз наталкивались на консерватизм и, разумеется, на позицию православной церкви. Священный Синод согласился на введение нового стиля в гражданскую жизнь только в 1902 году, но с тем, чтобы Пасха и остальные церковные праздники продолжали отмечаться по-старому. Однако вскоре все изменилось...

Большевики начали активно пользоваться новым стилем уже с 18 апреля 1917 года. Причина весьма проста: 18 апреля по старому стилю — это 1 мая по новому. День международной солидарности трудящихся хотелось отмечать синхронно с мировым пролетариатом — тем более не сегодня завтра ожидалась мировая революция. Именно с этого дня газета «Правда» стала датироваться двумя числами, по новому стилю и в скобках — по старому. Захватив власть, большевики провели реформу на государственном уровне. 24 января 1918 года вышел «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря», который начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».

Следующим днем после 31 января стало 14 февраля.

Чуть позже, 12 февраля 1918 года, на новый стиль перешла Украина. В этот день Центральная Рада и правительство УНР приняли ряд серьезных решений: утвердили трезубец в качестве герба страны, обратились к германскому правительству с просьбой о военной помощи и приняли закон о введении нового стиля: после 15 февраля наступило 1 марта. Одновременно было введено среднеевропейское время. (Впрочем, в Киеве тогда уже хозяйничали большевики.)

Через полтора года старый стиль снова ненадолго пришел в Украину — вместе с войсками Деникина. Приказ № 2 военного губернатора Киева генерала Бредова был профессионально лаконичен:

§ 1. Все декреты советского правительства отменяются.
§ 2. Счет времени устанавливается по старому стилю и часы — по петроградскому времени.

Так после 31 августа 1919 года наступило 19 августа. Новый стиль вернулся вместе с большевиками, в декабре того же года.

При пересчете старых дат на новые случались ошибки. Зачастую механически прибавляли тринадцать ко всем числам, забыв, что до 1900 года разница была на день меньше. В 1918 году отметили очередную годовщину отмены крепостного права — 19 февраля 1861 г. (ст.ст.) — не 3-го, а 4 марта. И даже день рождения вождя мирового пролетариата в 1924 году — не 22-го, а 23 апреля.

Был такой советский праздник — 23 февраля. Нас учили, что в этот день в 1918 году новорожденная Красная армия будто бы нанесла немцам поражение под Псковом и Нарвой. На самом деле армия тогда — может быть, в силу младенческого возраста — не знала, что кого-то победила: никаких сведений на эту тему в тогдашних источниках нет. Мифологизация истории только набирала темпы. Зато есть огромный заголовок «Сегодня День Красной социалистической армии» в газете за 10 февраля (28 января ст.ст.) 1918 года. Как сказано выше, дня 10 февраля 1918 года в советской России официально не было. Такое впечатление, что годом позже некто, слегка запутавшись, сказал: «Десятое февраля? Это по старому стилю». И повторно добавил к дате тринадцать дней.

Большевикам во многом не давали покоя лавры их великих французских предшественников. И в 1929 году они придумали свой революционный календарь; как и у французов, в каждом месяце было по 30 дней, но названия оставались традиционными. Так второй раз в истории должно было появиться 30 февраля. В серьезных книгах утверждается, что в 1930—1931 годах оно и было... но, перелистав подшивки газет, легко убедиться, что это не соответствует действительности. Даже в пролетарском государстве консерватизм все-таки возобладал. Ввели только пятидневную рабочую неделю, так называемую непрерывку, потом заменили ее на шестидневную, но в конечном счете вернулись к традиционной схеме.

А что же церковь? В 1923 году на Общеправославном конгрессе в Константинополе решили-таки перейти на новый стиль, но не на григорианский календарь, а на так называемый новоюлианский. Название изобрели, видимо, чтобы «сохранить лицо»: на самом деле этот календарь — почти григорианский, но еще точнее. (В нем два сотенных високосных года каждые девятьсот лет: 2000, 2400, 2900, 3300...) При этом Пасху продолжали отмечать по-старому. Однако Русская православная церковь отказалась принять исчисление, которое она отождествляла с большевиками. Последние, наперекор церкви, вначале считали днем Рождества 25 декабря, а потом стали настоятельно рекомендовать забыть о нем вообще. Теперь в Украине и в России официально признаны юлианские даты церковных праздников, хотя каждый, конечно, волен отмечать по своему любимому календарю.

С Рождеством, с Новым годом... и еще раз с Рождеством!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно