«Скрытая эпидемия» смертей от аварий на дорогах Украины

4 июня, 2010, 15:19 Распечатать Выпуск №21, 4 июня-11 июня

Народ Украины столкнулся со «скрытой эпидемией». Слишком много людей гибнет в дорожно-транспортных происшествиях...

Народ Украины столкнулся со «скрытой эпидемией». Слишком много людей гибнет в дорожно-транспортных происшествиях. В соответствии с недавним отчетом Всемирного банка «Противостояние «смерти на колесах»: повышение безопасности дорожного движения в Европе и Средней Азии», у украинцев шансы умереть вследствие аварий на дорогах вчетверо выше, чем у жителей Западной Европы. И это несмотря на меньшее количество автомобилей и относительно небольшой километраж автопробега на душу населения. По региону Европа и Средняя Азия Украина вместе с Казахстаном, Российской Федерацией, Киргизией и Литвой имеет один из самых высоких показателей смертности в результате аварий на дорогах — свыше 20 на 100 тысяч человек в то время, как этот показатель в большинстве стран Европейского Союза составляет менее пяти.

В отчете также отмечается, что дорожно-транспортный травматизм уже входит в десять основных причин смертности в Украине. Травматизм и смертность вследствие ДТП особенно поражают экономически активное население Украины. Человеческие травмы, а в худшем случае — смерть, нельзя оценить только деньгами. Хотя экономические убытки от потерь продуктивной рабочей силы и от необходимости проявлять заботу об инвалидах после аварий — большие. В годовом исчислении по величине потерь, составляющих 5 млрд. долл. США (четыре процента ВВП), Украина занимает четвертое место в регионе после России (34 млрд. долл.), Турции (14 млрд. долл.) и Польши (10 млрд. долл.).

Причины этой скрытой эпидемии заключаются прежде всего в ужасном состоянии дорог. Но плохие дорожные условия объединяются с опасным вождением и неэффективным обеспечением соблюдения законов и правил дорожного движения. Превышение скорости, ограниченное использование поясов безопасности и детских кресел, вождение в нетрезвом состоянии, невнимательное поведение за рулем, использование во время вождения мобильных телефонов — это главные факторы риска. Особенно подвержены опасности попасть в ДТП молодые водители в возрасте от 18 до 25 лет. Много жертв и среди пешеходов. Перед автомобилем они беззащитны.

Между тем уже есть некоторые обнадеживающие сигналы, свидетельствующие, что украинцы начинают осознавать масштабы скрытой эпидемии. Гражданское общество и СМИ постоянно бьют в набат. И эти усилия надо активизировать. Правительству нужно инициировать разработку скоординированного подхода для заинтересованных отраслевых министерств, чтобы отнести безопасность дорожного движения к приоритетным задачам. Вероятно, в дальнейшем тенденция к увеличению количества автотранспортных средств на дорогах сохранится. И если не принять эффективных и комплексных мер, то Украину ожидают еще более серьезные потери жизней из-за плохих условий и низкой безопасности движения на дорогах.

Как отмечается в отчете Всемирного банка, международный опыт подсказывает, что правительство должно было бы принять такие приоритетные меры по эффективному повышению безопасности дорожного движения:

• При поддержке на наивысшем политическом уровне, возложить ответственность за общие усилия на ведущее учреждение и укрепить его технические и операционные возможности. Реформа должна проходить при содействии и координации участия со стороны разных министерств, государственных учреждений, деловых кругов и организаций гражданского общества.

• Разработать средне- и долгосрочные стратегии системного видения политики и планы действий, которые будут включать в себя вполне конкретные и измеряемые цели. Определение приоритетных целей может стать ключевым инструментом мотивации и обеспечения эффективного проведения мероприятий по гарантированию безопасности дорожного движения.

• Обеспечить постоянное финансирование как из местных, так и из международных источников.

• Усовершенствовать основные законодательные требования к безопасности дорожного движения, чтобы они еще больше согласовывались с европейскими нормами, а также гарантировать их эффективное применение.

• Упорядочить план дорожной сети, обращая внимание на превышение скорости, особенно в городских районах, а также на защиту пешеходов, главным образом детей и пожилых людей.

• Повысить качество предоставления неотложной медпомощи, приняв новые организационные модели управления медицинскими услугами, которые оказываются людям, травмированным в ДТП.

• Улучшить системы общенационального надзора за дорожно-транспортным травматизмом и поддержать национальные мониторинги безопасности дорожного движения.

Всемирный банк при партнерском участии других учреждений, таких как Всемирная организация здравоохранения, Комиссия по глобальной безопасности дорожного движения, Глобальное партнерство по безопасности дорожного движения, и с помощью иных многосторонних банков развития готовы оказать техническую и финансовую поддержку украинскому правительству в реализации национальных планов по безопасности дорожного движения в соответствии с недавно принятой резолюцией ООН относительно «Десятилетия действий за безопасность дорожного движения» в 2011—2020 годах.

Приняв меры уже сегодня, Украина сможет положительно повлиять на ожидаемую продолжительность жизни населения. Будут сведены до минимума травматизм, длительная инвалидность, уменьшатся социально-экономические затраты, связанные с дорожно-транспортными происшествиями.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно