Швейцария: свободная страна свободных людей

25 июня, 2010, 14:18 Распечатать Выпуск №24, 25 июня-2 июля

Сегодня трудно сделать открытие — даже когда ты просто открываешь для себя новую страну. Столько информации вокруг — Интернет, телевидение, книги, пресса.....

Сегодня трудно сделать открытие — даже когда ты просто открываешь для себя новую страну. Столько информации вокруг — Интернет, телевидение, книги, пресса... Можно без отрыва от дивана обо всем, что тебя интересует, или о стране, куда собираешься ехать, узнать все.

Но все равно пакуешь чемодан и едешь, чтобы составить собственное впечатление.

Лучше один раз увидеть...

Швейцария словно специально создана для красивых впечатлений. Не случайно, когда подчеркивают живописность местности, ее называют Швейцарией в миниатюре. Подчеркивая точность, дают гарантию: «как швейцарские часы». И высказывание «Надежно, как в швейцарском банке», тоже звучит словно охранная грамота.

Но все это надо было заслужить. А потом постоянно подтверждать наивысший уровень. В течение веков.

Впрочем, любителям хаоса Швейцария едва ли будет по нраву — разве что головокружительная стихия скалистых Альп примирит их с этой страной. Остальная территория еще из иллюминатора самолета начинает удивлять почти совершенными прямоугольниками земельных участков, садов, лесов и даже речек, которые тоже текут как-то уж слишком прямо. Но в самой стране (по крайней мере, в западной ее части) эта правильность не висит над тобой дамокловым мечом. Наоборот: здесь и на красный светофор могут рвануть непослушные пешеходы, и, в отличие от сверхаккуратной Германии, на тротуаре изредка (о-о-чень изредка) даже может валяться окурок. Но коренные жители все же обвиняют в этом иностранцев, рвущихся в их богатую страну как мухи к меду: в Женеве, например, их почти 40%. Особенно много здесь жителей из соседних стран, поэтому экспансивным итальянцам, испанцам и португальцам ждать зеленый свет на пустом перекрестке терпения не хватает. А вот к урнам обычно дойти успевают: их великое множество, разных форм, размеров и для разных отходов. Вокруг них — ни единой соринки, а рядом еще и пакетики для собачьей гигиены можно взять. Кстати, ни одного бродячего пса мы не видели: все на поводках важно вышагивают с хозяевами.

Сами же швейцарцы законопослушны и преисполнены достоинства. Это бросается в глаза во всем. Например, вы просите в магазине показать вам товар. «Бон жур», — вежливо улыбнется продавец («бон жур» — это во франкоязычной Швейцарии; потому что официальных языков в этой федеративной стране аж четыре — немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Распространены они в зависимости от соседства соответствующих стран, а на ретороманском разговаривают жители горных районов Альп — всего 0,6% от 7,2 млн. населения Швейцарии, из которых 20% вообще иностранцы). Вы повторяете просьбу. «Бон жур», — тоже повторяет продавец. И не будет реагировать на ваш вопрос, пока не услышит ответного приветствия. Потому что вежливость — непременный признак самоуважения.

Так же будут здороваться с вами незнакомые люди в подъезде — словно в нашем селе. А в швейцарском селе тем более поздороваются, демонстрируя доброжелательность к чужестранцу. Что уж тут говорить о горных тропах, где каждый встречный или тот, кто обгонит вас на подъеме, ободряюще улыбнется: «Бон жур!» Да и везде, где туристические маршруты давно апробированы временем, на каждом шагу измученному искателю приключений стараются хоть чем-то подсобить: выдолбленными на крутых склонах ступеньками, поручнями на опасных поворотах или просто яркой стрелкой, которая не дает сбиться с дороги. Возможно, опытных скалолазов такая угодливая цивилизованность и раздражает, но самоуверенным неофитам помогает — еще и как (проверено на себе). Да и почему бы не постараться для туристов, если они приносят и без того богатой Швейцарии 15% национального дохода?! Сами швейцарцы, кстати, к каждому походу в горы готовятся очень тщательно: экипируются, как настоящие альпинисты. У легкомысленных (как мы) чужестранцев это обычно вызывает иронию, но она мгновенно исчезает, когда они остаются наедине с горами.

Фонтаны и люди

Проявление уважения к человеку, к его потребностям — на каждом шагу. На городских улицах жарко, и вам хочется пить? Не обязательно искать магазин, чтобы купить бутылку напитка. Где-то в радиусе двухсот метров вы увидите питьевой фонтанчик или струю воды, журчащую из стены в каменный чан (иногда очень древний с виду, но воистину сделанный на века), а рядом — нарисованную рюмку и надпись для недоверчивых: «Питьевая вода». Смело можно пить — как и любую воду из-под крана: она родниково чистая, холодная и без какого-либо постороннего запаха. И реки и озера в Швейцарии (цвета морской волны — удивительной смеси бирюзы и изумруда: очевидно, минералы здесь такие) также чистые и прозрачные до самого маленького камешка на дне.

Пей, пей эту водичку, умывайся ею — козленком не станешь! Фото: Светлана Кабачинская
Пей, пей эту водичку, умывайся ею — козленком не станешь! Фото: Светлана Кабачинская
Так может, для питья подходит и вода из фонтанов, которые в Швейцарии на каждом шагу — в прямом смысле бьют из-под земли?! Огромная площадь Объединенных Наций перед Европейским представительством ООН в Женеве, и на ней из-под ног вырывается почти сотня струй. Конечно, не таких, как посреди Женевского озера, где вверх на хороших сто метров поднимается 140 тонн невесомых капель: там народ с веселым визгом убегает от гигантского водного столба, а здесь даже ребятишки, играя, наступают на струи. Фонтаны в Швейцарии свободные, как и люди. И дарят только свежесть: ни сырости, ни запаха плесени или хлорки не слышно.

Впрочем, что вода без запаха — еще можно понять. Но как привыкнуть к тому, что и туалет по запаху найти невозможно? Их — общественных — немало везде, где есть люди. И они не воняют! Они вообще идеально чисты, во всех есть краны с водой, жидкое мило и туалетная бумага. Мало того, что все это бесплатно, так еще и не видно нигде тех, кто здесь убирает, ни их инвентаря — грязных веников или швабр с тряпкой в углу.

Эти аномальные для нашего менталитета вещи ошарашивают. Можно упасть и на траву. Газоны в Швейцарии даже в жаркий летний день зеленые и на удивление мягкие и чистые. Поэтому и заведено даже в обеденный перерыв выйти с коллегами перекусить бутербродами на свежем воздухе или почитать газету в тени. И это, конечно, развлечение для экстремалов. Для нормальных граждан — скамейки: их так много и они настолько разные (как кресло — индивидуалистам; на двоих — для влюбленных; вокруг дерева; не вдоль аллейки, как у нас, а посреди газона; словом, где только можно в зонах для отдыха — они везде), их хватает всем. Не только сидеть, но и лежать можно (как, впрочем, и на газоне), никто вас не потревожит и не оштрафует.

Оказывается, порядок и свобода — очень даже объединяемые вещи.

Как создаются эталоны

Собственно, нас удивить несложно: мы комфортом не разбалованы. Но Швейцария и для более цивилизованных европейцев во многом образец для подражания. И для обогащения тоже, ведь средняя зарплата здесь около трех тысяч франков, а средняя оплата работы в Европе самая высокая именно в швейцарском Цюрихе — 22,6 доллара в час (что в 36 раз больше, чем украинские пять гривен, узаконенные новой властью «для людей», поэтому лучше не сравнивать, правда?).

Идеальная из иллюминатора самолета страна не разочаровывает и вблизи. И не только опрятными городами, городками и селами, богатыми магазинами или защищенными от птиц сеткой яблоневыми садами и виноградниками (продукцией собственного сельского хозяйства Швейцария обеспечивает себя на 57%). Прежде всего путешественника поражают дороги. Вроде бы и в других европейских странах они на уровне (гладенькие и ровные), но в Швейцарии, пожалуй, эталонные. Еще бы: через эту страну проходит свыше 50% транзитных грузов с севера Европы на юг и в обратном направлении. Но многотонные автоперевозки здесь запрещены, чтобы не разбивать дорожное полотно: для них существует железная дорога.

Магистрали пересекают Швейцарию в разных направлениях, пронизывая горы насквозь (самый длинный туннель — 13 километров — ведет сквозь Альпы к Италии) или опоясывая их виадуками, образуя химерические многоуровневые развязки. Из-за сложности рельефа и высокой стоимости рабочей силы дорожное строительство здесь самое дорогое в Европе: 24 миллиона евро за один километр покрытия. Переплюнула Швейцарию только Россия, где затраты на московские магистрали еще на миллион выше (очевидно, «откаты» кому-то и «доходы» себе стоят дороже, чем проложить туннель в скале). Поэтому украинский автодор, очевидно, стремится к швейцарским высотам — потому что зачем бы он в ином случае заключал сделку с россиянами на общее сооружение автодорог? Хотя, зная разбитые российские «направления» вместо дорог, лучше бы он заключил соглашение с дорогими швейцарскими коллегами. Ведь их дороги тоже ремонтируются! Правда, трудно понять, зачем: там ни выбоин, ни заплат.

На улицах городов, как и у нас, с наступлением тепла начинаются ремонтные работы. Но не на ямках — о таком виде ежесезонного дорожного ремонта швейцарцам явно неизвестно. Там отгораживается целая полоса, тщательно очищается от бывшего полотна и строго по технологии, в несколько пластов, кладется новое покрытие. Мы фотографировали это как чудо. Ремонт на наших улицах — очевидно, тоже как чудо, — фотографируют швейцарцы.

Весь трамвай на фото не поместился Фото: Светлана Кабачинская
Весь трамвай на фото не поместился Фото: Светлана Кабачинская
Полоса возле тротуара — только для такси и общественного транспорта. А транспорт... Длинные и гибкие, как змеи, бесшумные трамваи, новехонькие, словно только с конвейера, троллейбусы и автобусы; везде кондиционеры, автоматическое аудио- и видеообъявление остановок: на экранах внутри салона вы видите маршрут с перспективой на ближайшие пять остановок. При стоимости полтора франка за один билет можно брать однодневный — с шести утра до полуночи — проездной на все виды общественного транспорта всего за семь франков.

«Маршруток» там нет вообще: швейцарцы просто дрожат над своей экологией. Поэтому и общественный транспорт такой совершенный, и цены льготные — поскольку власть стремится пересадить на него в городе всех частных автовладельцев (то есть практически все население). Хотя бензин по сравнению со средней зарплатой тоже недорогой: 1,7 франка за литр (один франк практически равен одному доллару).

Несмотря на замечательные дороги, швейцарцы не устраивают на них автогонок, хотя тоже любят быструю езду. Но дисциплинированные — нам этого не понять: если на въезде в город есть знак, что парковаться надо только на паркингах, будут кружить по улицам, пока не найдут свободный паркинг. И никто не займет места, обозначенного нарисованной инвалидной тележкой, — для транспорта людей с особыми потребностями. Хоть полицейских и не видно, существует видеонаблюдение. Да и самосознание водителей высокое: зачем же нарушать, если можно не нарушать?

Везде на остановках общественного транспорта, кстати, есть расписание движения. И транспорт приходит минута в минуту! «А если опоздает?» — спрашивали мы у швейцарцев. «У виновных будут неприятности». «А если совсем не придет?» «Этого не может быть». «А вдруг?» «Люди будут судиться, и закон будет на их стороне». «Кто же будет судиться — все ведь разъедутся, куда им нужно». «Люди будут судиться. И у департамента транспорта будут большие проблемы».

«У вас все для людей!» — беспрестанно восхищались мы (потому что нам остались только билборды с таким предвыборным лозунгом действующего президента). «Это потому, что люди все время недовольны, — объяснил нам специалист по банковской компьютерной безопасности Джорди Аймерик, каталонец по происхождению и женевец по нынешнему месту проживания и работы. — Если бы люди не возмущались, всего этого не было бы. Власть же везде одинакова: ей только дай волю. А мы ведь с каждого заработанного франка платим 28 центов налогов — следовательно, власть должна отрабатывать, а община — контролировать эффективность трат. Власть находится в постоянной ротации. Вот только немногие знают, кто сейчас из четырех человек исполняет обязанности мэра города и кому взятку нести, — вот и не носят. Да и вообще, здесь все решает община. Получается, может, и медленнее, чем в остальной Европе, но швейцарцам куда спешить?»

Так вот что такое гражданское общество — когда люди все время недовольны властью.

У кого Дюма одолжил лозунг для мушкетеров

Впрочем, идеализировать швейцарскую жизнь не стоит — потому что, конечно, хорошо там, где нас нет. У людей там тоже есть на что роптать (например, магазины в выходные не работают — а хотелось бы!), несмотря на то, что они являются гражданами одной из самых развитых и богатых стран, входящих в первую десятку в мире по уровню конкурентоспособности. Но это означает — пенять на себя, потому что в Швейцарии демократия прямого действия. То есть граждане решают все основные вопросы на референдумах — общины, кантона или федеральном. Швейцария — конфедеративная парламентская республика. Правительство возглавляет избранный федеральными собраниями из числа членов федерального совета президент, срок полномочий которого — один год без права переизбрания на следующий срок.

Швейцарские граждане живут в государстве, где свято придерживаются принципов демократии и федерализма. Свою столицу Берн они называют просто федеральным городом — чтобы не возвышать ее среди других равных городов. У страны даже есть государственный девиз: «Один — за всех и все — за одного».

Дюма отнюдь не случайно сделал этот девиз лозунгом своих бесстрашных мушкетеров. С 1 августа 1291 года, когда три кантона заключили «вечный союз», и до 12 сентября 1848 года, когда принятая конституция превратила Швейцарию в единое федеративное государство, в которой сегодня 23 кантона, ее жители защищали свою независимость от австрийских Габсбургов, французских королей, римской курии и всех иных, кто смел на нее посягать. А в желающих недостатка не было: край же на перекрестке торговых дорог, чужих политических, экономических, религиозных интересов. ХV век в национальной истории не случайно назван «временем героев». В Женеве, например, это время раскрывается в Музее истории города (вход бесплатный) — с идеально сохраненными признаками времени: оружием, мундирами, документами, пушками.

Страна вообще как зеницу ока бережет свою историю: старинные крепости хоть сейчас готовы выдержать осаду, замки — принять королевских гостей, заботливо реконструированные и любовно ухоженные старые кварталы и исторические городки — ежедневно терпеть нашествие туристов, среди которых больше всего немцев, американцев, японцев, а в последние годы — русских, китайцев и индийцев.

Швейцарцы совершенно не склонны к радикализму. Длинный путь создания государства прошел через эпоху Реформации, положившей начало новой протестантской этике — честного труда, прозрачной экономической деятельности, надежных договорных отношений, опрятности, бережливости, педантизма, плановости во всем. Именно на почве таких достоинств возник швейцарский нейтралитет, что обусловило, в частности, и преобразование страны в один из важнейших банковских и финансовых центров мира (на швейцарские банки приходится 35—40% мирового управления собственностью и имуществом). Страна, у которой практически нет полезных ископаемых, — на четвертом месте в мире по экспорту капитала.

«Любов к отчизні де героїть»?

В путешествии никуда не деться от сравнений. Сравнивать Украину со Швейцарией, конечно, можно — по природным красотам прежде всего. Во всем другом — лучше удержаться. Хотя, казалось бы, ничего удивительного — благодаря политике нейтралитета Швейцария избежала разрухи двух мировых войн, а по нашей земле за прошлый век какие только смерчи не пронеслись!

Но, наблюдая за всем, что происходит в современной Украине, нельзя избавиться от мысли: может, мы сами в этом и виноваты? Может, мы и накликаем на себя все беды — безответственностью, отказом от самостоятельности, неспособностью быть один за всех и все за одного?

...После путешествия словно со стороны видишь все, к чему здесь притерпелся глаз. На крытом перроне киевского железнодорожного вокзала всегда стояли вычищенные до блеска скамьи. Теперь их нет. Негде присесть пассажирам и рядом, в маленьком скверике возле метро. Кто-то сидит на чемоданах, кто-то — на бордюре. К тем, кто вытянул усталые ноги на газоне, спешит милиционер. На детей, бегающих тут же, он так крикнул, что людей в форме они будут бояться всегда.

А на платный вокзальный туалет придется почти час работать — по минимальным правительственным расценкам. А нет — иди в кусты (вот за это в Швейцарии очень штрафуют).

Мы — дома! И кто, кроме нас, виноват, что у нас именно такой дом?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно