«СЕМЬЯ КАНДИНСКОГО» ВПЕРВЫЕ СОБРАЛАСЬ В ОДЕССЕ

10 ноября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 10 ноября-17 ноября

В следующем году мир будет отмечать столетие со дня рождения Василия Кандинского - художника и философа, одного из основателей и теоретиков абстрактного искусства...

В следующем году мир будет отмечать столетие со дня рождения Василия Кандинского - художника и философа, одного из основателей и теоретиков абстрактного искусства. Кандинский создал теорию подсознательного искусства, которое, на его взгляд, должно было стать выражением «чистого духа», освобожденного от материи. Его произведения отличаются яркостью цветовой палитры и необычными сочетаниями цвета и линий, что и дало повод несостоявшемуся «художественному гению» Гитлеру, дважды провалившемуся на вступительных экзаменах в Венскую Академию художеств, навесить на работы Кандинского ярлык «дегенеративного искусства», а недалеко от него ушедшему в понимании искусства Сталину запретить работы художника на Родине. Именно в то время с территории СССР «ушло» множество произведений художника, а те, которые хранились в фондах Третьяковской галереи, никогда не выставлялись.

Говорят: все новое - это хорошо забытое старое. Хорошо забытые факты, связанные с биографией и творчеством Кандинского, вскрылись на заседаниях «круглого стола», проводимого Обществом Кандинского в городе Одессе. По-другому эту организацию еще называют Обществом друзей Кандинского, или «Семьей Кандинского». Создана она была в 1979 году вдовой художника Ниной Кандинской во Франции, где с 1933 года и до своей смерти, в 1944 году, художник жил и работал в Нейи-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Возглавила Общество мадам Помпиду, супруга тогдашнего президента Франции, дружившая с Ниной. Общество существует при Национальном музее современного искусства Центра имени Жоржа Помпиду в Париже, но членами его являются крупнейшие деятели искусства различных стран мира: стоит только перечислить несколько имен тех из них, которые приехали в Одессу, это - Жермен Виат, директор Национального музея современного искусства Жоржа Помпиду в Париже; Эндикот Барнетт, нью-йоркский искусствовед, автор каталога акварелей Кандинского; Томас Мессер, бывший директор музея Гугенейма в Нью-Йорке; Понтюс Хюлтен, ответственный за выставки Боннского музея; Кристиан Деруе, историк искусств, комиссар выставки Кандинского в Центре Жоржа Помпиду в 1985 году; Джессика Буассель, ответственная за архивы Кандинского в Центре Помпиду. Но самым приятным сюрпризом для почитателей творчества художника был приезд в Одессу супруг двух президентов Франции - бывшего и нынешнего: мадам Клод Помпиду, президента общества, и мадам Бернадат Ширак, его члена. Они прибыли не как официальные лица, без свиты и сопровождения и приняли активное участие в работе «круглого стола», где присутствовали также искусствоведы из Киева, Одессы, Москвы и Санкт-Петербурга.

Итак, о новом, которое является хорошо забытым старым. Одесский период жизни Кандинского один из наименее известных. Именно для того, чтобы заполнить белые пятна биографии художника, общество и собирается каждый год в разных странах мира, связанных с жизнью и творчеством Кандинского. В Одессу будущий художник впервые приехал в 1871 году в пятилетнем возрасте, его отец - купец, был почетным гражданином города. Здесь мальчик получил первые уроки живописи и музыки, здесь он учился в 3-ей мужской гимназии, здесь прожил до 1886 года. На протяжении жизни Кандинский много раз возвращался в Одессу, он был членом Товарищества южно-русских художников, появившегося в Одессе на рубеже веков, здесь прошла его первая художественная выставка, здесь он выставлялся в салонах «гениального неудачника» Издебского (в 1910-1911 годах в салоне были выставлены 54 работы Кандинского), но именно период времени детства и отрочества, прожитый в Одессе, сыграл огромную роль в становлении его как личности, в закладывании основ его будущего творчества, путь к которому был долгим и извилистым: уже после 30 лет, закончив Московский университет и став доктором права, Кандинский приобретает известность, как художник мирового масштаба. Кстати, именно на Одесском заседании общества было установлено, что Кандинский никогда не учился в Одесском художественном училище, как это принято было считать. Была определена точная дата приезда отца художника в Одессу (он приехал первым), обнаружены новые письма и фотографии, сенсацией явилось извлеченное из архива Егиза, хранящегося в фондах Украинского национального музея, письмо Кандинского от 2 марта 1910 г., опровергающее укоренившееся в искусствоведческой среде мнение о том, что он был человеком прозападной ориентации и не особенно патриотически относился к России. В письме есть в частности такие строки: «Судя по многому Россия стала теперь вообще в художественном отношении очень высоко. ...в живописи только Франция может с ней конкурировать. ...всегда радуюсь, как сильно и повсеместно поднимается в России выставочное дело». На одном из домов, в котором художник проживал в 1901 г. по ул.Дерибасовская, 17, была открыта мемориальная доска, и две супруги французских президентов первыми возложили к ней букеты роз. Не обошлось, однако, и без неприятных сюрпризов. Считалось, что в Украине есть три живописные работы художника (основная коллекция подарена Ниной Кандинской Франции), однако увидев их на выставке «Кандинский в Одессе», члены общества определили, что одна из работ не принадлежит кисти художника. За неприятной новостью, тем не менее, тут же последовала приятная: к удивлению зарубежных гостей обнаружилось, что в Украине их все-таки три, и третья находится в Национальной галерее «Градобанка». Это работа 1938 года, носящая условное название «Абстрактная композиция». «Они очень заинтересовались тем, что в Украине наконец появилась достаточно крупная негосударственная музейная коллекция, располагающая большим количеством работ известных мастеров отечественного и зарубежного изобразительного искусства, - говорит директор галереи Эдуард Дымшиц. - Они рассматривают это как факт нового времени и свидетельство тех преобразований в области культуры, которые произошли в жизни нашего общества. Я же со своей стороны хочу заметить, что Дни Кандинского в Одессе по уровню своих участников - событие, равного которому не было в изобразительном искусстве независимого Украинского государства. Украина как равноценный партнер участвует в написании большой истории искусства XX века, а это очень важно для национального самосознания молодой державы».

Остается только добавить, что в подготовке проведения Дней Кандинского в Одессе большое участие приняли: посольство Франции в Украине во главе с послом Домиником Шассаром, Французский культурный центр во главе с его директором Бернаром Вантомом и Одесский художественный музей, которым руководит Наталия Касько.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно