РОССИЙСКИЙ СПОРТ В ПОИСКАХ СПОНСОРОВ

17 мая, 1996, 00:00 Распечатать

Самарская футбольная команда «Крылья советов», лидирующая сейчас вместе с клубом «Алания» в чемп...

Самарская футбольная команда «Крылья советов», лидирующая сейчас вместе с клубом «Алания» в чемпионате России, регулярно меняла спонсоров, и после финансовых взаимоотношений с местным авиазаводом и «Авиабанком» ее руководители пришли к выводу о том, что какой-то одной организации или предприятию сложно содержать клуб столь высокого ранга.

Московский футбольный клуб «Торпедо» на «собственной шкуре» прочувствовал прелести принадлежности дышащему на ладан некогда мощному автомобильному заводу.

Хоккейный «Спартак» стал жертвой кризиса, поразившего многолетнего спартаковского шефа, - знаменитый московский автокомбинат № 1.

Подобных примеров из российского спорта вообще и футбола в частности можно привести десятки. До сих пор многие клубы решают локальные задачи в ущерб общим, пытаются ухватить все сразу, не заботясь о перспективе.

«Пример «ЗИЛа», - говорит генеральный директор ФК «Динамо» (Москва) Анатолий Воробьев, - показывает, что, к сожалению, былое величие не обеспечивает нужд клуба сегодня».

Такие предприятия, как «ЗИЛ», «КамАЗ», «Уралмаш» или Волжский завод, уже не в состоянии нести бремя пятимиллионных (в долларах) бюджетов команд, когда их рабочие не получают зарплату.

Поэтому только привлечение региональных властей или финансово-промышленных групп, банков, через которые проходят значительные средства, могут поддержать клубы. Или целевое финансирование.

На региональный вариант не без успеха перешел прошлогодний чемпион России владикавказский клуб «Спартак-Алания», с недавнего времени называющийся «Алания». За клубом стоит его «генеральный спонсор» - вся республика, ее бюджетные средства. Это не преувеличение: финансовую помощь команде, которая сама достаточно успешно занимается коммерческой деятельностью, оказывают очень многие республиканские предприятия, финансовые группы, банки.

Высокие турнирные результаты, которых добилась «Алания» в 1995 году, также позволили ей укрепить свое благосостояние. Во всяком случае, поступления за первое место и за предстоящее участие в турнире Лиги чемпионов - весьма солидные по нынешним временам деньги.

Перебои с финансами заставили «Крылья Советов» перейти на создание попечительского совета, в который вошли первые лица Самары и области, директора крупнейших промышленных предприятий, губернатор области. И финансовое состояние клуба, по словам его тренера Александра Аверьянова, «стабилизировалось, нет никаких проблем».

Московский «Спартак», на футболках игроков которого вот уже несколько лет красуется «Уренгойгазпром», имеет нескольких дополнительных спонсоров, в том числе и «Адидас», а также - благорасположение московских властей.

Когда московское «Динамо» связало свою «судьбу» с итальянской фирмой «Пармалат», заговорили о баснословной сумме контракта с итальянцами.

«Роль «Пармалата» в судьбе «Динамо» явно преувеличена, - говорит Анатолий Воробьев. - На Западе, где высокая конкуренция за рынки сбыта, в таких случаях фигурируют цифры с шестью-семью нулями. Наши же доходы от спонсорства «Пармалата» не превышают 10 процентов бюджета клуба».

Постепенно внутренние российские турниры в высших лигах - футбольной, хоккейной, баскетбольной - приобретают черты серьезных коммерческих предприятий. Начало этому процессу положила, на мой взгляд, известная в мире мощная - в области менеджмента и маркетинга - компания IMG, которая весной 1995 года заключила контракт сроком на три года с Российским футбольным союзом и Профессиональной футбольной лигой.

Благодаря этому контракту все клубы высшей лиги получили по итогам сезона, в зависимости от показанного результата, определенные средства. IMG впервые в истории российского футбола упорядочила взаимоотношения клубов с телевидением и способствовала тому, что стабильным и в достаточной степени ритмичным стал календарь чемпионата России. Анатолий Воробьев считает, что «контракт с фирмой IMG, одной из ведущих на Западе в области спортивного менеджмента и маркетинга, - безусловно, положительный шаг в развитии экономической модели российского футбола».

Помимо маркетинга и менеджмента имеющая 35-летний опыт IMG занимается поиском спонсоров и работой с ними. Титульным спонсором чемпионата России стала в 1995 году компания «Стиморол», а торговая марка компании «Магна» на ближайшие три года (как минимум) станет частью названия Кубка России. Обладатель Кубка России-96 получит сумму, эквивалентную 100 тысячам долларов. Кроме того, «Магна», титульный спонсор Кубка страны, стала одним из спонсоров и первенства России. И в этом случае участниками соглашения, помимо компании IMG, были Российский футбольный союз, Профессиональная футбольная лига и Национальный фонд спорта - равноправный партнер IMG.

Национальный фонд спорта оказывает огромное положительное финансовое воздействие на развитие спорта в России, финансируя (частично или полностью) многочисленные ставшие популярными турниры и краткосрочные соревнования на территории России и помогая именитым клубам (например, баскетбольному ЦСКА, выделив ему, по некоторым сведениям, полмиллиона долларов) выбраться из кризисных ситуаций.

Заинтересованность регионов в том, чтобы иметь у себя сильные клубы по тем или иным видам спорта; доверие по отношению к таким опытным в мировом спорте фирмам, как IMG; активная деятельность НФС во благо российского спорта - вот, пожалуй, основные экономические вехи, характерные для спортивной России середины 90-х годов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно