Психология (не)здоровья

22 февраля, 2008, 14:15 Распечатать Выпуск №7, 22 февраля-29 февраля

Хорошее здоровье — одна из главных ценностей жизни, основа всего (как говорится, «было бы здоровье — остальное купим»)...

Хорошее здоровье — одна из главных ценностей жизни, основа всего (как говорится, «было бы здоровье — остальное купим»). Мало кто откажется обладать энергией, силой и творческим потенциалом, присущими человеку в здоровом состоянии, и все мы хотели бы избежать беспомощности и страданий, которые приносят тяжелые болезни. Вместе с тем немногие из нас с чистой совестью могут сказать, что не разрушают свое здоровье, как говорится, cсобственными руками.

Поразительно, но факт: главными убийцами современных людей являются болезни, которые можно предупредить — если не на все сто процентов, то в очень большой степени. Так, к примеру, люди практически перестали бы умирать от болезней сердца и сосудов, если бы исключили из своего рациона продукты с высоким содержанием холестерина, бросили курить и научились более эффективно справляться со стрессами. Лишь отказ от курения снизил бы уровень смертности от рака на 25—30 процентов! В классическом исследовании, проведенном в 70-х годах прошлого века, опрошенным были заданы вопросы: какие из здоровых привычек они соблюдают и, одновременно, насколько хорошо они себя чувствуют, как им работается, чем они болеют и т.д. Результаты оказались вполне предсказуемыми: чем больше здоровых привычек было в активе людей, тем меньше у них было проблем со здоровьем, тем более энергичными и здоровыми они себя ощущали.

Здоровый образ жизни подразумевает сбалансированное питание (пять-семь порций овощей и фруктов в день, где порция — это примерно одно яблоко, средняя морковь или горсть сухофруктов) с обязательным завтраком и отказом от перекусов между «нормальной едой»; регулярные и умеренные физические упражнения (20—30 минут в день не менее пяти раз в неделю); отказ от вредных привычек; достаточный сон (семь-восемь часов в сутки); употребление не более одной порции алкогольных напитков в день (либо бокал вина, либо маленькая рюмка водки/коньяка, либо кружка пива); удерживание постоянной массы тела с «перевесом» не более 10% от оптимального веса; пристегивание ремнями безопасности при езде в автомобиле; использование защитных кремов на солнцепеке; безопасный секс (особенно с новым или непостоянным партнером); процедуры личной гигиены (ежедневный душ и уход за зубами, включая флоссинг в дополнение к обычной чистке зубов утром и вечером); регулярное (раз в год) медицинское обследование.

К сожалению, большинство из нас хронически нарушают хотя бы парочку из этих «заповедей здоровья», причем к наиболее трудно выполнимым относят­ся требования по достаточному сну и регулярности занятий физическими упражнениями. За­мечено, что самыми большими «грешниками» являются люди молодые: им бывает трудно связать свое нездоровое поведение «здесь и сейчас» с проблемами, которые ожидают их в будущем. Впрочем, здоровый образ жизни — это необходимое, но, увы, недостаточное условие для того, чтобы избежать болезней. Наше здоровье может подтачивать окружающая среда. А самыми сильными нашими разрушителями являются стрессы, о которых есть смысл поговорить более подробно в отдельной статье.

Но даже несмотря на наши (и окружающей нас среды) грехи перед собственным здоровьем, в среднем мы живем дольше, лучше и здоровее, чем предыдущие поколения. Достижения современной медицины не только удлинили нашу жизнь и оградили от многих страшных болезней, опустошавших в прошлом целые континенты, но и привели к понимаю: реальная ситуация со здоровьем и нездоровьем шире и сложнее, чем традиционный подход — если наше физическое самочувствие хорошее, значит, мы здоровы, если плохое, то, скорее всего, больны. К слову, на уровень регистрации болезненных симптомов сильно влияют наши ожидания. Так, к примеру, женщины, уверенные, что менструация обязательно вызывает болезненные ощущения, испытывают их гораздо чаще, чем те, кто так не считает. И дело здесь не только в том, что у них объективно «сильнее болит»: эксперименты, основанные на сравнении уровня неприятных ощущений, отмеченных в дневнике «по свежим следам», с описанием своего состояния спустя некоторое время, говорят о явной склонности к апостериорному преувеличению у тех, кто «знал», что они «должны были» чувствовать себя плохо.

Хронические болезни — бич современности

Существует два принципиально разных класса болезней: острые и хронические. Острые протекают бурно, но кратко и, если их вовремя выявить и не запускать, в большинстве случаев не приводят к серьезным осложнениям. Их возбудителями, как правило, являются специфические вирусы или бактерии. Классический пример — грипп. Хронические заболевания возникают под воздействием многих факторов, зачастую включающих собственные вредные привычки. Они отличаются длительным течением и нередко вызывают тяжелые осложнения. В их число входят и такие опасные для жизни болезни, как рак, и «естественные» состояния типа частичной потери слуха. Одной из специфических разновидностей хронических являются циклические или возвращающиеся болезни — когда периоды обострения сменяются относительным затишьем. Классикой этого жанра является герпес (знакомая большинству из нас «лихорадка», выскакивающая на губах в холодное время или во время ослабления иммунитета из-за простуды). Особый класс хронических болезней составляют различные аддикции, в частности алкоголизм и наркомания. Будучи, с одной стороны, предупреждаемыми, а с другой — тяжелыми и трудноизлечимыми, в этом смысле они мало отличаются от таких «благородных» болезней, как, скажем, диабет. Одна из самых распространенных и зачастую фатальных ошибок — относиться к хронической болезни как к острой и бросать лечение сразу же после исчезновения симптомов — именно из-за этой тенденции, к примеру, гипертония получила репутацию «тихой убийцы».

В каждый отдельный момент времени не менее половины населения даже самой развитой и богатой страны страдает от какого-то хронического заболевания. Не менее поразительной является другая статистика, согласно которой у большинства из нас в течение жизни разовьется хотя бы одна хроническая болезнь, которая изменит нашу жизнь на долгие годы и в конце концов станет причиной смерти. Многолетние хронические болезни — это, с одной стороны, показатель развития современного (западного) общества, а с другой — его бич, оказывающий мощное негативное влияние на социальную и психологическую жизнь населения. Серьезные хронические заболевания поражают все аспекты жизни человека, истощая и подрывая его силы. Мучительным зачастую бывает и лечение, нередко вызывающее тяжелые побочные эффекты. Кроме «чистой физиологии» страдает и наше психологическое состояние. Типичными реакциями на обнаруженную болезнь являются страх, тревожность и депрессия. Нормальный порядок жизни нарушается не только у больного, но и у всех, кто входит в его «ближний круг».

У большинства заболевших людей появляется своя теория о том, почему и как их настигла хворь. Нередко она основана на самообвинениях. Вообще говоря, анализ собственных ошибок с целью не повторять их самим и предостеречь других может быть полезен, но тут важно знать меру. Пациенты, чересчур увлеченные самобичеванием, слишком заняты мыслями о том, чего они не сделали или что сделали плохо в прошлом, и это мешает им концентрироваться на том, что и как следует делать сейчас. Как показывает опыт, хуже всего справляются с болезнью те, кто винит в ней других. Возможно, дело тут в накапливающихся и не находящих выхода отрицательных эмоциях по отношению к виновникам их болезни, как подлинным, так и мнимым. Более успешно приспосабливаются к болезненному состоянию и в конце концов могут научиться жить продуктивной жизнью те, кто мало озабочен проблемой вины и верит, что в их силах если не победить болезнь полностью, то хотя бы держать ее под контролем. Важно заметить, что тяжелые болезни могут привести не только к негативным, но и к позитивным изменениям личности. По результатам нескольких опросов, проведенных в США, большинст­во больных раком и СПИДом, а также тех, кто стал инвалидом из-за травмы или прогрессирующей болезни, смогли назвать хотя бы одно позитивное следствие этого несчастья, главным образом из области личностного роста, например: «появилась сила духа», «стал больше сочувствовать другим, попавшим в беду», «научилась радоваться тому, что есть»...

Люди в белых халатах

Переступая порог медицинского учреждения, мы вступаем в сложное социальное взаимодействие с врачами и медперсоналом. Первое и главное, чем мы, по идее, руководствуемся, когда обращаемся к конкретному специалисту (конечно, при условии, что у нас есть хоть какой-то выбор), — это наше представление о ее или его профессиональной компетентности. Парадокс в том, что если мы сами (или хотя бы наши родственники, которым мы доверяем) не имеем отношения к медицине, у нас нет никаких объективных возможностей оценить эту компетентность. Как правило, мы основываем наше мнение на косвенных и субъективных моментах, таких, как репутация врача, а также, какое впечатление он(а) на нас производит, насколько внимательно к нам относится.

Трудно переоценить важность правильной коммуникации между врачом и пациентом. Ошибки тут могут делать обе стороны. Так, пациенты нередко пропускают мимо ушей пояснения врача, неправильно интерпретируют полученные сигналы и(или) делают чересчур далеко идущие выводы из вполне невинных комментариев. Главной типичной коммуникационной ошибкой медиков, сильно осложняющей жизнь их пациентам, является склонность концентрироваться на болезни, а не на больном. Бывает, что врачи злоупотребляют профессиональным жаргоном, проявляя небрежность и неосторожность в высказываниях. В особо вопиющих случаях речь идет о человеческой черствости и грубости. Вред от плохой коммуникации не ограничивается тем, что обиженных пациентов потом на веревке не затянешь в клинику. Хуже то, что они могут отвергнуть вполне полезные и разумные рекомендации непонравившегося эскулапа. Так, по данным американских исследователей, рейтинг отказа от рекомендаций врачей начинается с 15% в отношении приема лекарств и растет до ошеломляющих 93% касательно советов по изменению стиля жизни, например бросить курить или снизить вес.

Близкие, доверительные отношения между врачом и пациентом особенно важны в случаях тяжелых, угрожающих жизни диагнозов. Недавнее исследование, основанное на анализе записей бесед между американскими и канадскими онкологами и их пациентами с запущенной формой рака, выявило, что большинство врачей редко и скупо выражают эмоциональную поддержку в рамках профессионального общения с пациентом, несмотря на то, что, как правило, искренне заботятся о них и испытывают к ним человеческое сочувствие. В среднем только 22% врачей дают ответы, побуждающие пациентов поделиться своими страхами и тревогами (как говорят психологи, применяют «продолжатели»). Интересно, что почти половина врачей-мужчин никогда не применяют «продолжатели», тогда как среди врачей-женщин таких лишь пятая часть, причем чаще всего чувства обсуждаются, когда и врач, и пациент — женщины. Кроме гендерного выявился еще дисбаланс возрастной в сочетании с «личностно-типологическим»: чаще применяют «продолжатели» более молодые врачи обоих полов, относящие себя к «социо­эмоциональному типу» (по контрасту с «чистотехническим»). К удивлению психологов, отнюдь не все пациенты пытаются выражать свои эмоции при общении с врачами. Возможно, они уже не рассчитывают получить эмоциональную поддержку, основываясь на прежнем опыте. Авторы исследования убеждены, что врачей-специалистов можно и нужно учить умению отвечать в более полезной для пациентов форме. При этом им вовсе не нужно заменять собой психотерапевта и(или) вступать с пациентом в бесконечные диалоги. Наиболее эффективными являются ответы одновременно краткие и выражающие сочувствие.

Социальная среда

Человек — существо социальное, и всем нам необходимо ощущать поддержку со стороны других людей, прежде всего тех, кто входит в круг нашего общения. По понятным причинам нужда в социальной поддержке усиливается, когда мы переживаем «черную полосу», в частности когда болеем сами или болеют наши близкие. В такие периоды нам нужна и конкретная помощь, и «плечо», на которое можно опереться, и «жилетка», чтобы поплакаться. Не менее важно, чтобы с нами делились (полезной) информацией, выражали мнение, повышающее нашу самооценку, одобряли принятые нами решения. Все это благотворно влияет на наше психологическое и физическое состояние, снимает напряжение, понижает вероятность заболеть и ускоряет процесс выздоровления, вне зависимости, идет ли речь о банальной простуде или об инфаркте.

Научно доказано, что у людей, обладающих надежной социальной поддержкой, лучше иммунитет, менее остры физиологические реакции в ответ на стресс, слабее выражена потеря функциональности при хронических заболеваниях, да и живут они, как правило, дольше и счастливее по сравнению с теми, кто такой поддержки лишен — при аналогичных диагнозах и похожих условиях жизни. Однако если те, кто нам помогает, вынуждены прикладывать большие усилия и(или) существенно нарушать ритм своей жизни, мы, как правило, испытываем чувство неловкости — по-научному, «эмоциональные затраты», которые сильно снижают благотворное влияние оказанной нам поддержки. Гораздо более эффективной является поддержка «невидимая», точнее, недемонст­ративная, которую мы получаем в русле сложившихся взаимоотношений.

Роль социальных связей в жизни отдельного человека сильно зависит от баланса между коллективизмом и индивидуализмом в среде, к которой он принадлежит. Так, в обществах с относительно высоким уровнем коллективизма люди склонны менять свое поведение в зависимости от одобрения (или неодобрения) своего окружения, прежде всего родственников. Этот фактор, в частности, должна учитывать социальная реклама, направленная на борьбу с вредными привычками. Так, к примеру, на жителей США с латиноамериканскими корнями (а украинцы, похоже, довольно близки к ним по менталитету) практически не действуют аргументы, что курение наносит вред их собственному организму. Более эффективными являются призывы типа: «показать хороший пример детям», «повысить уровень здоровья в семье», «экономить семейные деньги» или «избавиться от плохого запаха изо рта и от одежды».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно